80. Учетная политика.
Учетная политика является важным инструментом денежно-кредитного регулирования. Метод регулирования учетных ставок наиболее быстро и непосредственно воздействует на денежное обращение. В большинстве государств учетная ставка является официальной ставкой центрального банка, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.
Если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, удорожая тем самым кредитование банковских учреждений. Если же целью центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается достичь поставленной цели. Так, повышение учетной ставки не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредита в результате их повышенного предложения. В этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные ресурсы центрального банка.
Рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Это ведет к снижению рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, приводит к противоположным процессам. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования.
Официальная учётная ставка в значительной мере влияет и на экономику страны. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг. Таким образом, может образоваться излишний кредитный потенциал, который затруднит быстрое перетекание денег из секторов экономики. Наоборот, желая облегчить получение кредитов и проводя политику «дешевых денег», центральный банк снижает учетную ставку, вследствие чего происходит удешевление кредита, увеличение денег в обороте, что способствует расширению производства и экономическому росту. Снижение учетной ставки в этом случае может отрицательно повлиять на платежный баланс и валютный курс в результате отлива капитала в страны с более высокими ставками. Центральный банк страны может выступать на денежном рынке в качестве кредитора или в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношения спроса и предложения.
В стабильной экономике уровень учетной ставки повышается в период экономического роста и снижается в момент спада. Однако эта закономерность не выполняется в условиях высокой инфляции.
Учитывая положительные тенденции в развитии экономики, замедление инфляции, тенденцию к укреплению белорусского рубля, Национальный банк проводит политику снижения ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Национального банка, что способствует снижению всего спектра процентных ставок на финансовом рынке как в номинальном, так и в реальном выражении.
- 1. Финансы в системе экономических отношений в обществе.
- 2. Финансовые ресурсы и их роль в деятельности гос-ва и субъектов хоз-ния.
- 3. Общее понятие о финансовой системе государства.
- 4. Сферы и звенья финансовой системы и их краткая хар-ка
- 5. Органы управления финансами рб
- 6. Финансовая политика государства ее виды и роль
- 7. Финансовый механизм государства и его составные части.
- 8. Экономическое содержание и функции бюджета.
- 9. Содержание, состав и структура доходов бюджета.
- 10. Сущность налогов как социально-экономической категории
- 11. Исторические аспекты развития науки о налогах
- 12. Функции налогов
- 13. Задачи, функции и права МпНиСрб.
- 14. Элемента налога и налоговая терминалогия
- 15. Классификация налоговых платежей.
- 16. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
- 17. Характеристика таможенных платежей.
- 18. Методика расчета акцизов и ндс при ввозе товаров на там тер-рию рб.
- 19. Налог на добавленную стоимость. Методика расчета
- 20. Характеристика акцизов. Методика расчета.
- 21. Налог за использование природных ресурсов, методика расчета.
- 22. Характеристика и методика расчета платежей за землю.
- 23. Хар-ка и методика расчета обязат страх взносов в фсзн Минтруда рб
- 24. Налог на недвижимость, его характеристика.
- 25.Налог на прибыль и доходы предприятия, его характеристика.
- 26. Целевые сборы, их характеристика.
- 27. Особенности налогообложения прибыли (доходов) иностранных юл.
- 28. Расчет налога на прибыль и доходы предприятия.
- 29. Расчет налога на недвижимость.
- 30. Значение и характеристика упрощенной системы налогообложения (усн).
- 31. Единый налог для производителей с/х продукции. Особенности исчисления.
- 32. Единый налог с ип и иных фл, осущ реализацию товаров. Методика расчета.
- 33. Налог на игорный бизнес, его характеристика.
- 34. Налог на лотерейную деятельность, его характеристика.
- 35. Особенности налогообложения в свободных экономических зонах.
- 36. Оценка практики функционирования налоговой системы рб.
- 37. Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации.
- 38. Содержание общей и специальной части Налогового кодекса (нк) рб.
- 39. Расходы бюджета и их классификация.
- 40. Дефицит государственного бюджета: причины и источники финансирования.
- 41. Местные бюджеты, их формирование и использование.
- 42. Устройства бюджетной системы федеративного государства.
- 43. Бюджет Союзного государства рб и Российской Федерации.
- 44. Понятие гос-ных целевых фондов, источники их форм и напр использования.
- 45. Внебюджетные фонды в рб, источники форм и направления использования.
- 46. Экономическое содержание и функции государственного кредита.
- 47. Основные формы внутреннего и внешнего кредита.
- 48. Гос-ный кредит и государственный долг: понятие и методы управления.
- 49. Внешний кредит и тенденции его развития в Республике Беларусь.
- 50. Гос-ные гарантии внутренних и внешних займов. Лимит внутр и внеш кредита.
- 51. Общая хар-ка фин пр-тий как звена фс. Принципы орг ф ком-ких пр-тий.
- 52. Финансовые ресурсы предприятий (организаций).
- 53. Собственные финансовые ресурсы предприятия: источники и роль.
- 54. Государственные фр и их роль в развитии предприятий сферы мате пр-ва.
- 55. Ден доходы пр-тия: понятие, направл возник. Выручка пр-тия и ее роль на п.
- 56. Доходы, расходы, прибыль и рентабельность предприятий (организаций).
- 57. Заемные финансовые ресурсы и их роль в деятельности предприятия.
- 58. Общая хар-ка фин учреждений (организаций) непр-ной сферы как звена фсг.
- 59. Финансовые ресурсы учреждений (орг) непроизводственной сферы.
- 60. Планирование объемов и механизм бюджетного финн-ния непр-ной сферы в рб.
- 61. Направления совершенствования организации финансов непр-ной сферы.
- 62. Возникновение кредитных отноше. Сущ кредита и типы кредитных отнош.
- 63. Натуралистическая и капиталотворческая теория кредита.
- 64. Харка функций и принципов к. Понятие границ к. Кол и кач границы кредита.
- 65. Общая характеристика форм кредита и критерии его классификации.
- 66. Понятие кредитной сист. Банк система и модели ее постр. Типы орг банк дела.
- 67. Парабанк система. Хар-ка спец-ных кредитно-фин учреждений (институтов).
- 68. Особенности построения банковской системы в зарубежных странах.
- 69. Возник и сущность цб. История создания цб в разл гос-вах. Цели и функц цб.
- 70. Правовые основы деятельности и особенности функционирования нбрб.
- 71. Функции и операции Национального банка Республики Беларусь.
- 72. Структура и органы управления Национального банка рб.
- 73. Коммерч. Банк как субъект хозяйствов. Орг. Деят-ти коммерч. Банков.
- 74. Характеристика функций и операций коммерческого банка.
- 75. Баланс коммерческого банка, цели и задачи его анализа
- 76. Теория управл. Ликвидностью. Ликв. И достаточность капитала коммерч. Банка.
- 77. Показатели ликвидности коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 78. Классификация методов денежно-кредитного регулирования.
- 79. Опер. На открытых рынках как осн. Кор-ий метод денежно-кредитной политики
- 80. Учетная политика.
- 81. Нормативные методы денежно-кредитного регулирования.
- 82. Политика минимальных обязательных резервов. Применение их в рб.
- 83. Банковский надзор: понятие, роль и система. Методы банковского надзора.
- 84. Особенности организации денежно-кредитного регул-я в зарубежных странах.
- 85. Социально-экономическая сущность и фун-ии фин. Домашних хозяйств.
- 86. Фин. Ресурсы домашнего хоз-ва. Фин. Решения домашних хоз-в.
- 87. Бюджет дом. Хоз-ва. Состав и показатели доходов дом. Хоз-ва, источн. Их фор-ия.
- 88. Соц. И страх. Выплаты домашним хоз-ам. Гос. Регулир. Оплаты труда.
- 89. Расходы домашних хозяйств, их классификация и структура.
- 90. Денежные сбережения домашних хозяйств.
- 91. Пон. Фин. Рынка и спос. Его орг-ии. Стр-ра фин. Рынка, его звенья и сегменты.
- 92. Виды фин. Рынка. Роль фин. Рынка и его место в фин. Системе государства.
- 93. Понятие рцб как осн. Сегмента финн. Рынка. Виды цб и их инвестиц. Качества.
- 94. Мировой финн. Кризис, причины возникновения и формы проявления.
- 95. Мех. И напр. Влияния мир. Фин. Кризиса на экономику рб.
- 96. Антикр. Меры для миним. Последствий финн. Кризиса на экономику рб