Місцеве та регіональне самоврядування як суб’єкт фінансового ринку.
Рефинансирование бюджетов местных администраций с помощью выпуска долговых обязательств уже около ста лет является нормой фискальной политики любой страны с развитой рыночной экономикой. В некоторых странах с помощью рынка ценных бумаг удается полностью обслуживать бюджетный дефицит. Современная Украина, в которой рыночные отношения только формируются, старается возродить довольно развитый когда-то способ мобилизации финансовых ресурсов. Согласно действующему законодательству Украины решение о выпуске облигаций принимается органами местного самоуправления.
Возможность получить значительные дополнительные финансовые ресурсы действие развития инфраструктуры регионов через выпуск облигаций обуславливает, согласно мировому опыту, высокие темпы развития рынка муниципальных (региональных) ценных бумаг, субъектами которого, прежде всего, выступают местные (региональные) органы власти.
Мировая практика свидетельствует, что выпуск ценных бумаг, обеспеченных доходами за инвестиционными проектами, - довольно распространенный механизм привлечения необходимых денежных средств в инфраструктуру регионов: институционную, информационную, законодательную, социальную, деловую, управленческую.
Муниципальные займы являются одним из важных инструментов финансирования критических общественных нужд, таких, как развитие систем електро-, водоснабжение и канализации, строительства жилья, развитие транспортных сетей, строительство объектов образования, здравоохранения и т.п.. Перераспределение долговых обязательств между разными уровнями управления разрешает реализовать региональные программы, повышает финансовые возможности местного самоуправления и снижает давление на общегосударственный бюджет.
Привлекательные черты облигационной формы муниципального заимствования:
- снижение стоимости заимствований (эмиссия облигаций разрешает снижать процентные ставки за заимствованными ресурсами, мобилизуя на внутреннем финансовом рынке свободные средства нерезидентов, физический лиц и небанковских учреждений для покрытия дефицитов и временных кассовых разрывов местных бюджетов, финансирование сезонных работ. Широкий круг инвесторов обеспечивает возможность заимствования на более привлекательных условиях сравнительно с привлечением на эти целые прямых кредитов коммерческих банков);
- отсутствие отрицательных перераспределительных эффектов (в отличие от использования для финансирования бюджетных расчетов банковских векселей, выпуск облигаций дает возможность избегнуть отрицательного влияния эффекта перераспределения, в результате которого профинансированные с помощью векселей за номиналом предприятия и организации бюджетной сферы с целью получения "живых" денег вынуждены продавать их из 15-40% дисконтом конечным инвесторам, которые немедленно погашают векселя за номиналом путем уплаты налогов или предъявляют их к погашению за номиналом после истечения срока обращения);
- финансирование производственных проектов (большая надежность и ликвидность муниципальных облигаций разрешает сделать их оптимальным инструментом привлечения инвестиций в производство. Эмиссия конвертированных муниципальных облигаций, предназначенных для финансирования конкретных производственных проектов, разрешает обеспечить страхование прямых иностранных инвестиций);
- усовершенствование инфраструктуры региональных финансовых рынков (успешное проведение займов сыграет важную роль в улучшении инвестиционного климата в регионе, создает мощный импульс для развития инфраструктуры региональных фондовых рынков);
- содействие межрегиональному движению капиталов:
- содействие трансформации сбережений населения в инвестиции (эмиссия муниципальных облигаций разрешает решить проблему трансформации сбережений населения в инвестиции*).
Среди недостатков формирования отечественного рынка муниципальных облигаций:
невозможность для участников рынка централизованного доступа к проспектам эмиссии муниципальных облигаций;
не доступность для участников рынка информации о количественных результатах проведения эмиссии муниципальных ценных бумаг;
недостаток научных исследований, посвященных проблемам развития и функционирование рынка муниципальных ценных бумаг в Украине и за границей.
- Сутність, значення і структура фінансового ринку. Передумови виникнення фінансових ринків в Україні..
- Структура фінансового ринку.
- Финансовый рынок
- Державне регулювання фінансового ринку.
- Класифікація фінансових ринків.
- Суб’єкти фінансового ринку та їх класифікація
- Домогосподарство як суб’єкт фінансового ринку
- Місцеве та регіональне самоврядування як суб’єкт фінансового ринку.
- Учасники фінансового ринку на ринку позичкових капіталів.
- 9. Учасники фінансового ринку на ринку цінних паперів
- 10. Способи розміщення цінних паперів на фінансовому ринку
- Роль центрального банка и коммерческих банков на рынке ценных бумаг.
- Поняття фінансового посередництва. Функції та значення фінансових посередників.
- Ощадні установи як посередники на фінансовому ринку.
- Інвестиційні посередники на фінансовому ринку
- Функції банківських установ як фінансових посередників
- 16. Значення парабанківської системи на фінансовому ринку.
- 17. Роль лізингових компаній та кас взаємної допомоги на фінансовому ринку
- 18. Роль і місце кредитних спілок на фінансовому ринку
- 19. Роль та місце міжбанківських об’єднань на фінансовому ринку.
- 20. Депозити до запитання та строкові депозити
- 21. Депозитні та ощадні сертифікати.
- 22. Інструменти грошового ринку. Боргові документи на фінансовому ринку.
- 23. Державні фінансові інститути на грошовому ринку
- 25. Ставка рефінансування нбу. Облікова ставка нбу.
- 26. Нарахування простих та складних процентів по кредитам
- 27. Фінансовий лізинг як форма організації кредитно-фінансових відносин
- 29. Селенг як форма організації кредитно-фінансових відносин.
- 30. Економічна сутність здійснення факторингових операцій
- 31. Класифікація кредитів на фінансовому ринку
- 32. Державний кредит, його форми та види.
- 33. Класифікація банківських кредитів.
- 34. Валютний курс. База та валюта котировки.
- 35. Пряма та непряма котировка курсів спот.
- 36. Відкрита та закрита валютні позиції.
- 37. Форвардні операції на фінансовому ринку
- 38. Операції опціон і своп на фінансовому ринку.
- 39. Сектори фондового ринку та критерії їх класифікації.
- Секторы фондового рынка
- 40.Формування курсової вартості акцій.
- 41. Сутність операцій з готівкою та операцій на строк на фінансовому ринку
- 42. Брокери та ділери як посередники на фондовому ринку.
- 43. Формування курсової вартості облігацій
- 44. Операції з премією та опціоном на фондовому ринку.
- 45. Шляхи державного регулювання фінансового ринку.
- 46. Органи державного регулювання діяльності фінансових установ
- 47. Принципи та функції регулювання фондового ринку в Україні.
- 48. Державне ліцензування посередницької діяльності
- 49. Правові аспекти регулювання ринку цінних паперів
- 50. Роль саморегулюючих організацій на ринку цінних паперів.