logo
Г

16.Кредитная история заемщика. Кредитное бюро: мировой опыт, внедрение в практику Казахстана.

«Кредитное бюро» - это коммерческая организация (обычно частная), занимающаяся сбором, обработкой и распространением сведений, относящихся к кредитной истории отдельных граждан, включая такие сведения, как остаток задолженности или кредитные линии, историю внесения платежей, случаи непогашения кредита, банкротства и прочее. Данное определение было разработано специалистами Фонда «Институт экономики города» г. Москва при написании Концепции развития системы кредитных бюро в Казахстане.

Институт кредитного бюро действует во многих странах мира. Его задача - собирать досье на заемщика: когда, где и сколько раз он брал кредиты, на какую сумму, своевременно ли погашал, а также другие факты о его деятельности.

Первый случай обмена данными по кредитоспособности клиентов имел место в 1803 году, когда несколько английских портных начали сообщать друг другу о том, как их заказчики оплачивают счета. Этот шаг был своего рода реакцией на поведение клиентов: в то время, как большинство из них платили в срок, некоторые не были столь пунктуальны, а иные и вовсе не платили по счетам. Портные быстро сообразили, что последние заказывают платье в кредит, а затем, «забыв» заплатить по счету, обращаются в другое ателье и снова рассчитывают на кредит. Чтобы предупреждать подобные ситуации, было создано первое в мире бюро под названием «Лондонское общество взаимного уведомления». Концепция взаимного «уведомления» стала основой деятельности кредитного бюро, а суть ее заключалась в том, что взаимный обмен кредитной информацией выгоден для всех участников.

И вот в целях создания в Казахстане системы кредитных бюро, 6 июля 2004 года в нашей стране был принят закон «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» (далее - Закон РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан»), который должен стать фундаментом для строительства и развития в нашей стране системы кредитных бюро.

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы формирования кредитных историй в Республике Казахстан, правовое положение участников системы формирования кредитных историй и их использования, регулирует общественные отношения, связанные с созданием, осуществлением и прекращением деятельности кредитных бюро, особенности государственного регулирования, контроля и надзора в этой сфере.

Так в соответствии с данным законом, под кредитным бюро понимается - «коммерческая организация, осуществляющая формирование кредитных историй, предоставление кредитных отчетов и иных услуг».

В соответствии со статьей 6 Закона РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй» в Республике Казахстан создаются и действуют кредитные бюро по физическим и юридическим лицам. Исходя из содержания данной статьи и концепции развития системы кредитных бюро в Казахстане, Нацбанк четко закрепил, что у нас будут созданы кредитные бюро отдельно для физических лиц и отдельно для юридических лиц. Соответственно кредитная история в отношении физического лица не будет иметь никакого отношения к кредитной истории юридического лица, в котором данное физическое лицо может выступать в качестве его учредителя. Из этого следует, что у кредитного бюро появляется серьезный дефицит информации о ходе выполнения одним и тем же физическим лицом своих обязательств перед кредитными учреждениями в качестве учредителя юридического лица. Зная об этом пробеле в деятельности кредитных бюро, физическое лицо сможет добросовестно исполнять свои обязательства, как физическое лицо, и соответственно иметь хорошую кредитную историю, под которую кредитные учреждения всегда смогут выделить ему денежные ресурсы. А с другой стороны, физическое лицо, выступающее от имени учредителя юридического лица, может спокойно брать кредиты, и не исполнять свои обязательства по их возврату, путем признания своей компании - банкротом.

В качестве рекомендаций, рекомендовать создателям кредитных бюро, сформировать единую систему мониторинга кредитных историй, независимо от того, кто является субъектом кредитной истории: физическое или юридическое лицо. Данная мера позволит более четко отслеживать деятельность субъекта кредитной истории связанную с погашением своих кредитных обязательств.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система кредитных бюро в Казахстане создается, и будет действовать совсем по-иному, чем в западных странах. Будем надеется на то, что создание системы кредитных бюро в нашей стране позволит повысить доступ населения к финансированию, финансовую прозрачность и сократить пакет документов необходимый для рассмотрения на кредитном комитете, снизить риски мошенничества и создать более устойчивые условия для развития сектора малого и среднего бизнеса.

  1. Система ипотечного кредитования Республики Казахстан.

 Казахстане с самого начала экономических преобразований, несмотря на свою важность, жилищная реформа проводилась очень медленными темпами. Становление рыночных отношений в жилищной сфере Казахстана началось в 1991г. после принятия законов «О разгосударствлении и приватизации», «О собственности». Позже были приняты законодательные акты о залоге, инвестиционной деятельности, введен новый Гражданский кодекс, Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, «Об ипотеке недвижимого имущества» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях», разработаны положения о купонной приватизации и др. Таким образом, была создана законодательная база для становления рыночных отношений в жилищной сфере.

В конце 1999 года Национальный банк Казахстана инициировал разработку нормативной правовой базы внедрения системы ипотечного кредитования. В результате правительство республики утвердило Концепцию долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан. Концепция предполагает создание целостной системы ипотечного кредитования, которая включает в себя предоставление долгосрочных ипотечных кредитов банками и иными кредиторами гражданам-заемщикам, а также механизм обеспечения кредиторов необходимыми долгосрочными ресурсами для кредитования. В конце 2000 года началось внедрение этой системы.

Можно выявить следующие отличительные особенности ипотечного кредита.

- 1. Обязательность обеспечения залогом (причем в качестве залога может выступать и та недвижимость, для покупки которой берется ипотечный кредит). Это означает, что в случае неисполнения заемщиком обязательств осуществляется обращение взыскания на жилье с последующей его реализацией, чтобы погасить задолженность заемщика по кредиту перед кредитором. Оставшаяся после погашения кредита сумма за вычетом расходов, связанных с процедурой обращения взыскания и продажи жилья, возвращается бывшему заемщику. Заемщик и все совершеннолетние члены его семьи дают нотариально заверяемое согласие на освобождение переданного в ипотеку жилого помещения в случае обращения на него взыскания.

Передаваемое в ипотеку жилье должно быть свободным от каких-либо ограничений (обременении), не должно быть заложено в обеспечение другого обязательства.

- 2. Длительность срока предоставления кредита. Долгосрочные ипотечные жилищные кредиты предоставляются на срок от 3 и более лет (оптимально 20-25 лет). Благодаря длительному сроку погашения уменьшается размер ежемесячных выплат заемщика.

-3. Большинство ипотечных ссуд носят целевой характер.

-4. Ипотечный кредит считается относительно низкорисковой банковской операцией. К основным требованиям можно отнести следующие:

- сумма кредита, как правило, составляет не более 60-70% рыночной стоимости покупаемого жилья;

- величина ежемесячного платежа по кредиту не должна превышать 30% совокупного дохода заемщика и созаемщиков (в том случае, если они имеются) за соответствующий расчетный период;

- при процедуре оценки вероятности погашения кредита кредитор использует официально подтвержденную информацию о текущих доходах заемщика и созаемщиков.

Указанные стандарты и требования направлены на снижение рисков для кредитора и заемщика.

Соблюдение четких стандартов и требований к процедурам предоставления и обслуживания кредитов является основой для надежного функционирования вторичного рынка ипотечных кредитов и привлечения средств частных инвесторов в этот сектор, в том числе через эмиссионные ипотечные ценные бумаги или облигации.