30. Формирование и развитие платежной системы в Республике Казахстан.
Платежная система является жизненно важной составной частью финансовой системы любой страны. В настоящее время в республике функционирует система розничных платежей (СРП) и система крупных платежей (СКП) КЦМР.
С 1995 года перед Национальным Банком Республики Казахстан (НБ РК) была поставлена задача модернизировать платёжную систему, для того чтобы ускорить расчёты между банками и их клиентами, а также расширить перечень платежных инструментов. Первым этапом реализации этой задачи стала подготовка нормативной базы. В 1996 году был создан Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), на который были возложены функции по осуществлению межбанковского клиринга и система крупных платежей (СКП). В КЦМР установлено современное оборудование и разработано программное обеспечение, позволяющее работать с электронными платежными документами, не требующими подтверждения на бумажных носителях.
Это стало возможным после того, как понятие "электронное платежное поручение" было закреплено нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан. В апреле 1998 года было внедрено программное обеспечение бухгалтерской системы для централизации генеральной бухгалтерии и вспомогательного учета, а также для перехода на новую внутрибанковскую платежную систему Национального Банка Республики Казахстан и интерфейс с СКП КЦМР.
В период с октября по ноябрь 1998 года была произведена централизация корреспондентских счетов банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в центральный аппарат Национального Банка Республики Казахстан.
НБ РК выполнены следующие мероприятия:
1. Для реализации пенсионной реформы внедрено электронное сводное платежное поручение формата МТ102, а также с банками отработан порядок осуществления платежей по пенсионным взносам.
2. В целях повышения эффективности осуществления платежей подключен в качестве пользователя СКП КЦМР. Государственный центр по выплате пенсий.
3. НБ РК подключен в качестве пользователя СКП, что позволило осуществлять платежи в пользу банков, не являющихся пользователями системы, через СКП.
4. Департамент монетарных операций НБ РК подключен к телекоммуникационной системе КЦМР, что позволило ускорить обмен документами по сделкам с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг и проведение платежей по операциям с ценными бумагами.
В настоящее время в Республике Казахстан уже используются свои локальные системы платёжных карточек. Клиент одного банка может использовать карточку национальной системы, приходя в любой магазин, где есть терминал данной системы, независимо от того, в каком банке этот магазин обслуживается.
На первом этапе создания системы безналичных платежей будет организовано перечисление заработной платы сотрудников банка на смарт-карточки, которые являются основой системы, а также реализован целый ряд зарплатных проектов на предприятиях, являющихся клиентами банка «Каспийский». В ходе этого этапа на безналичную форму оплаты по смарт-карточкам будут также переведены коммунальные платежи физических лиц, которые станут приниматься сетью филиалов и касс банка «Каспийский». Здесь необходимо отметить, что при разработке системы коммунальных платежей была учтена специфика казахстанского законодательства, и вся документация (счета, отчеты и т. д.) формировалась согласно утвержденным требованиям.
В Республике Казахстан формы безналичного расчета стали развиваться относительно недавно. Первопроходцем в этом новом деле был ALEMBANK, который первым в республике и одним из первых в СНГ ввел свои пластиковые карты. В результате последовавших после этого всем известных трудностей банка этот проект не получил дальнейшего развития, и эта сфера банковских услуг на некоторое время перестала интересовать казахстанские банки. После небольшого затишья эту нишу стали осваивать крупные банки республики, которые теперь предоставляют практически полный перечень услуг в этой области.
В настоящее время в развитии сферы пластиковых карт в первую очередь заинтересованы два крупнейших банка Казахстана: Народный банк и Казкоммерцбанк. Понятно, что для того, чтобы с выгодой заниматься выпуском платежных карт, необходимо наличие крупного капитала и солидного опыта работы в сфере банковских услуг.
Одними из первых на пластиковые карточки перешли государственные вузы. Студенты стали получать свою стипендию на специальные карт-счета в банке.
В связи с заявлением представителей Народного банка возник резонный вопрос о том, смогут ли теперь студенты обменять свои дебетные карточки ALTYN на новые карты банка с логотипом VISA, чтобы пользоваться своими средствами на карт-счете банка за пределами Республики Казахстан. Но даже при появлении такой возможности, вряд ли найдется много желающих обменять свою локальную карту на международную, так как плата за обслуживание карт такого типа намного выше.
- 5.Базельское соглашение и принципы организации пруденциального регулирования деятельности банков.
- 8. Недепозитные источники фондирования банковских операций.
- Особенности предоставления
- 11. Способы фор-я и упр банковскими активами их кач-во и струк-ра.
- 12.Активы банка: Состав и содержание,группировка и степень ликвидности,политика размещения
- 13. Способы и методы управления активами. Установление рейтингов.
- 14. Риски пассивных операций: их сущность, виды и классификация. Факторы, влияющие на увеличение уровня риска.
- 16.Кредитная история заемщика. Кредитное бюро: мировой опыт, внедрение в практику Казахстана.
- В качестве предмета ипотеки может выступать любое недвижимое имущество, которое может находиться в гражданском обороте и имеется возможность его отчуждения.
- 2. Залог как способ обеспечения возвратности кредита
- 19.Исламское финансирование: принципы, продукты и перспективы развития в рк.
- 20.Цессия, её правовая структура и виды: открытая, тихая, общая и глобальная.
- 25. Коэффициенты, характеризующие качество кредитного портфеля.
- 26.Операции коммерческих банков на фондовом рынке
- 27.Лизинговые, трастовые, факторинговые и форфейтинговые услуги банков
- 28.Особенности проведения банками экспортных и импортных операций.
- 29. Формы международного кредита и их классификация по источникам, назначению, видам валюты займа, срокам, обеспечению.
- 30. Формирование и развитие платежной системы в Республике Казахстан.
- 31.Банковский маркетинг: принципы, методы и стратегии
- 32.Политика управления рисками и её составляющие элементы.
- 33.Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков.
- 35.Рейтинговая система оценки надежности банка camels.
- 18. Понятие инвестиций, их классификация, объекты, субъекты и сферы инвестиционной деятельности.
- 1.Содержание фин мен,цель и задачи.Ф-ции фин мен.
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Финансовая отчетность – информационная основа финансового менеджмента. Методы анализа
- 4. Анализ финансового положения компании с использованием финансовых коэффициентов.
- 6. Эффект финансового рычага и его оценка.
- 7. Содержание операционного анализа и классификация затрат.
- 8. Эффект производственного рычага. Концепция сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов.
- 9. Дивидендная политика и методики дивидендных выплат.
- 10. Выплата дивидендов акциями и дробление акций. Выкуп акций.
- 11. Политика управления чистым оборотным капиталом компании.
- 12. Управление производственными запасами и дебиторской задолженностью.
- 13. Управление денежными средствами и ликвидными ценными бумагами.
- 14. Инвестиционные проекты: понятие, классификация и этапы осуществления.
- 15. Методы (критерии) оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 16. Оценка инвестиционного проекта в условиях неопределенности и риска.
- 17. Причины и типы слияний. Методы слияний.
- 18. Поглощения, приобретения и механизмы защиты.
- 19. Понятие и классификация финансовых рисков.
- 20. Способы оценки и снижения степени риска.
- 21. Концепция соотношения риска и доходности. Модель сарм.