14. Риски пассивных операций: их сущность, виды и классификация. Факторы, влияющие на увеличение уровня риска.
Именно с помощью пассивных операций банк регулирует свои ресурсы для осуществления активных банковских операций. К пассивным операциям коммерческих банков относят отчисления от прибыли на формирование (увеличение) уставного капитала, величину кредитов, полученных от прочих юридических лиц, депозитные операции. Только первая группа пассивных операций формирует собственные средства банков. Получение банковских ссуд от других юридических лиц необходимо чаще всего для оперативного регулирования ликвидности балансов банков или выдачи непредвиденных кредитов. Риски пассивных операций связаны с возможными затруднениями в обеспечении активных операций ресурсами. Чаще всего это риск, связанный с эффективностью деятельности определяющего вкладчика (один производитель или группа “породненных” компаний). Для предупреждения риска по формированию депозитов банкам следует соблюдать оптимальное соотношение между пассивны ми и активными депозитными операциями, т.е. вкладами предприятий в банк и вкладами, размещенными одними банками в других банках, определять размер и ликвидность привлекаемых на хранение ценных бумаг для повышения уровня и качества мобильных средств,
Пассивные риски классифицируются по нескольким основным признакам: 1)по времени возникновения 2)по степени (уровню) — банковские риски можно разделить: -низкие; -умеренные; -полные. Степень банковского пассивного риска характеризуется вероятностью события, ведущего к потере банком средств по данной операции, и выражается в процентах или коэффициентах; 3)по типу или виду банка риски классифицируются по трем типам коммерческих банков: - специализированные банки ориентируют свою деятельность на предоставление в основном каких-то конкретных услуг. Специализированные банки несут повышенные риски по тем специфическим операциям, которые они предоставляют; - отраслевые банки тесно связаны с определенной отраслью. Для отраслевых банков важен расчет среднеотраслевого риска; -универсальные банки занимаются практически всеми видами банковских услуг (кредитными, расчетными, финансовыми, лизинговыми, факторинговыми и другими). Универсальные банки вынуждены учитывать в своей деятельности все виды банковских рисков; 4)по сфере влияния риски подразделяют: - внешние риски - не связаны непосредственно с деятельностью банка. К ним относятся политические, экономические (валютные, процентные и другие риски), демографические, социальные, географические и прочие; - внутренние риски. К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого банка, его клиентов. Это кредитные риски; риски, связанные с видом банка; риск потери репутации банком; риск утраты позиции банка на рынке; риск потери клиентов и другие; 5)по основным факторам возникновения банковские риски бывают: -экономическими - это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике самого банка или в экономике страны (рискнесбалансированной ликвидности, изменение конъюнктуры рынка,уровня управления); —политическими - это риски, обусловленные изменением политической обстановки, неблагоприятно влияющими на деятельность банка(закрытие границ, военные действия, смена политического режима идр.); 6) по составу клиентов риски делятся в зависимости от принадлежности клиентов к разным отраслям и от размеров клиента. Мелкий клиентбольше подвержен колебаниям экономики, однако крупные кредиты, выданные одному заемщику или группе связанных заемщиков, могут послужить причиной банкротства банка; 7) по характеру учета операций риски делятся: -риски по балансовым операциям; -риски по забалансовым операциям. И те и другие подразделяются: -риски активных операций - это процентные риски, портфельные риски, риски инфляции, кредитные, транспортные, лизинговые, факторинговые и другие; -риски пассивных операций — риски, связанные с увеличением уставного капитала за счет прибыли, кредитов, полученных от других юридических лиц, депозитных операций и других; 8)по возможности регулирования: —регулируемый; —нерегулируемый; 9)по методу расчета: —частный; —совокупный; —по группе операций; —кредитный риск - это неплатеж по ссуде в процессе взаимодействия банка и клиента. Как правило, именно непогашение ссуд заемщиками приносит банкам крупные убытки и служит одной из наиболее частых причин банкротства; —валютный риск - или риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием совместных банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебания валютных курсов. Валютный риск можно подразделить: операционный риск - это возможность недополучить прибыль или понести убытки в результате непосредственного воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств. Основными приемами минимизации операционного риска являются свопы, опционы, форвардные контракты и другие; - трансляционный риск известен также как расчетный, или балансовый. Его источником является несоответствие между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран; - экономический риск - определяется как вероятность неблагоприятного воздействия изменений обменного курса на экономическое положение банка. В наименьшей степени экономическому риску подверженыбанки, которые осуществляют операции только в иностранной валюте. 10) по методу регулирования выделяют: -процентный риск, т. е. риск, связанный с изменением процентных ставок. Как и валютный риск, данный тип риска можно подразделить на разновидности, а именно: - базовый риск (возможность уменьшения процентной маржи или наличие уменьшения процентной маржи); - риск временного разрыва (займы получены и предоставлены по одной и той же базовой ставке, но с некоторым временным разрывом от даты их пересмотра); - портфельный риск заключается в вероятности потерь по отдельным ценным бумагам, а также по всему, портфелю ценных бумаг. Портфельный риск характеризуется: - систематическим риском - зависит от общерыночных колебаний и объединяет риск изменения процентных ставок, риск изменения общерыночных цен, риск инфляции, политический риск и другие; - несистематическим - не зависит от рынка и является спецификой конкретного банка. Для поддержания устойчивой работы предпринимателю необходимо заниматься выявлением и анализом факторов, оказывающих влияние на уровень рисков. Поскольку риск имеет субъективную основу в результате принятия решения самим коммерсантом и объективную — из-за влияния внешней среды, то успехи и неудачи коммерческой деятельности следует рассматривать с учетом их классификации на внутренние и внешние. Внешние факторы Под внешними факторами понимают те условия, которые коммерсант не может изменить, но должен учитывать, поскольку они влияют на состояние его дел. Внешние факторы, влияющие на уровень коммерческого риска, подразделяют на: факторы прямого воздействия, которые непосредственно влияют на результаты коммерческой деятельности. К ним относятся: законы, регулирующие коммерческую деятельность; непредвиденные действия государственных служб и учреждений; налоговая система; взаимоотношения с партнерами; действия конкурентов; коррупция и рэкет; факторы косвенного воздействия (они не могут оказывать прямого воздействия, но способствуют его изменению): политические условия; экономическая обстановка в стране; экономическое положение на рынке; международные события; форс-мажорные обстоятельства. Внутренние факторы К внутренним факторам относятся: стратегия организации (ошибочный выбор собственных целей торгового предприятия, ошибочный прогноз развития внешней среды, неверная оценка потенциала торгового предприятия); управление торговым предприятием и принятие управленческих решений (низкое качество управления трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами в связи с несогласованностью действий сотрудников, недостатком опыта, финансовыми просчетами, плохой организацией труда и т.д.); организация процессов купли-продажи (соблюдение договорной дисциплины, рациональный выбор поставщиков, применение рационального товародвижения, выбор эффективной сервисной политики); наличие финансовых средств (трудности получения кредитов, высокие их проценты, создание необходимых запасов материальных ресурсов); потеря товаров из-за небрежности работников торгового предприятия; вероятность нечестности работников, что может нанести материальный ущерб торговому предприятию; низкая квалификация коммерческих работников, результатом деятельности которых может быть рискованная сделка; приостановка деловой активности торгового предприятия. Кроме того, к внутренним факторам относят также: защиту коммерческой тайны; компетентность участников коммерческой деятельности в области экономики, менеджмента, маркетинга, рекламы и коммерции, их личностные качества; проведение маркетинговых исследований по состоянию рынка, конкурентной среды, состава поставщиков и потребителей; строгое соблюдение законодательства в области коммерческой деятельности; ассортимент и качество реализуемых товаров; персонал предприятия; используемое оборудование; величину расходов предприятия; желаемую норму прибыли и т.п.
15.Банковские технологии анализа кредитоспособности заемщика. Технология кредитования — это совокупность конкретных методов и приемов, которые используются в процессе осуществления кредитных операций. Использование на практике эффективных способов влияния на ход процесса кредитования неотделимое от проведения научных исследований в этой сфере, изучение и обобщение практического опыта банковской деятельности.
Технология банковского кредитования включает у себя системную оценку хода всего кредитного процесса в банку, и рассмотрение движения ссуды (стоимости) в органической связи с определенными организационными формами и институционными структурами банковской деятельности.
Реально улучшение ситуации в кредитной сфере невозможно в современных условиях на основе совершенствования лишь отдельных обособленных ланок кредитного процесса; необходимо повышение эффективности целостной системы кредитных технологий. Важным нормативным документом для коммерческих банков в этом плане является Положение о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь за кредитными операциями банков, утвержденное Постановлением.
На начальной стадии кредитного процесса экономист кредитного отдела банка рассматривает заявление клиента, лично знакомится с ним, изучает всю необходимую документацию с общей целью — сформировать объективную характеристику данного потенциального заемщика. Важно значение для банка имеет репутация клиента, его честность и порядочность. Кредит может быть предоставлен лишь на основе достаточного знания клиента и уверенности в его кредитоспособности.
В перечень обязательных документов, которые предоставляются в банк для получения кредита, входит баланс предприятия на последнюю дату или на несколько дат. Банк, как правило, требует, чтобы к заявлению на получение кредита были прибавлены такие финансовые документы: отчеты, бизнес-планы, налоговые декларации, расчет технико-экономического обоснования кредита и тому подобное.
Для банка важно, чтобы клиент мог предоставить и хозяйственные договоры, положенные в основу кредитного соглашения. Важно значение банки предоставляют такому графику поступления (выручка от реализации, другие доходы) и платежей (расчеты с поставщиками, расчеты с бюджетом) потенциального заемщика. К разным группам клиентов банк применяет разные требования относительно предоставления конкретных документов и отчетов для рассмотрения заявления на получение кредита (вопрос о целесообразности предоставления ссуды). Постоянные клиенты могут быть освобождены от необходимости предоставления банковые определенной части документов.
Экономистам кредитного отдела наводит справки о ссудах, полученных клиентом в других банках. Идет речь об остатках средств на заимообразных счетах клиента, сроки погашения ссуд, просроченную задолженность, а также остаток средств на текущем счете.
Новый для банка клиент подает нотариально заверенные копии устава и учредительного договора или положения о хозяйственном подразделе вместе с учредительными документами. Экономисты банка должны удостовериться в том, что клиент зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности в органах государственной регистрации.
В заявлении на получение кредита отмечается: дата обращения к банку, дата получения заявления, название банка, название заемщика и его текущий счет, сумма ссуды, цель кредита (наименование расходов и ценностей), срок кредита, перечень документов, которые добавляются. В заявление включается также обязательство клиента выполнять требования банка по вопросам кредитования. На бланке заявления банком указывается порядок погашения ссуды.
Главное задание начального этапа кредитования — осуществление анализа и предварительный отбор заявок клиентов на получение кредита. Это возможно только при условии эффективной обработки полученной информации. Обязательным является составление кредитной истории заемщика.
После ознакомления с документами экономист кредитного отдела банка проводит личную беседу с будущим заемщиком.
Кредитному работнику банка необходимо знать не только экономическое положение предприятия-клиента, но и результаты деятельности данного предприятия за предыдущие годы. Идет речь об определении предпосылок для получения ссуды, возможности своевременно и полностью ее погасить вместе с процентами, способности потенциального заемщика производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию (услуги, работы) и др.
Экономисты кредитного отдела коммерческого банка должны провести сбор информации, которая относится к оценке экономического положения клиентов, обработку и анализ собранной информации, ее обобщения и сохранения для использования в будущем. Значительное ускорение аналитической экономической работы достигается использованием специальных компьютерных программ из определения уровня эффективности деятельности предприятия — потенциального заемщика.
Много информации относительно клиента дает личный визит работника банка на предприятие (фирму). Это особенно важно для оценки тех клиентов, которые впервые обращаются к данному банку. Программа посещения клиента на месте должна быть детально продуманной и преследовать конкретные цели.
Итоги проведенного анализа экономист кредитного отдела подает в форме вывода на заявление клиента. В нем обосновывается согласие на выдачу ссуды или целесообразность содержания от ее предоставления.
Экономические интересы коммерческого банка заключаются в расширении объемов кредитных операций. В связи с этим понятно, что найлегший путь — прекращение отношений со всеми сомнительными клиентами не является наилучшим. Альтернативная простота проблемы: предоставить разрешение на получение данным клиентом кредита или нет, является видимой. В действительности проблема значительно более глубока, она заключается в решении дилеммы — надежность и ризикованість данной кредитной операции. Решение о предоставлении займа должно быть результатом обоснованного анализа и оценки.
- 5.Базельское соглашение и принципы организации пруденциального регулирования деятельности банков.
- 8. Недепозитные источники фондирования банковских операций.
- Особенности предоставления
- 11. Способы фор-я и упр банковскими активами их кач-во и струк-ра.
- 12.Активы банка: Состав и содержание,группировка и степень ликвидности,политика размещения
- 13. Способы и методы управления активами. Установление рейтингов.
- 14. Риски пассивных операций: их сущность, виды и классификация. Факторы, влияющие на увеличение уровня риска.
- 16.Кредитная история заемщика. Кредитное бюро: мировой опыт, внедрение в практику Казахстана.
- В качестве предмета ипотеки может выступать любое недвижимое имущество, которое может находиться в гражданском обороте и имеется возможность его отчуждения.
- 2. Залог как способ обеспечения возвратности кредита
- 19.Исламское финансирование: принципы, продукты и перспективы развития в рк.
- 20.Цессия, её правовая структура и виды: открытая, тихая, общая и глобальная.
- 25. Коэффициенты, характеризующие качество кредитного портфеля.
- 26.Операции коммерческих банков на фондовом рынке
- 27.Лизинговые, трастовые, факторинговые и форфейтинговые услуги банков
- 28.Особенности проведения банками экспортных и импортных операций.
- 29. Формы международного кредита и их классификация по источникам, назначению, видам валюты займа, срокам, обеспечению.
- 30. Формирование и развитие платежной системы в Республике Казахстан.
- 31.Банковский маркетинг: принципы, методы и стратегии
- 32.Политика управления рисками и её составляющие элементы.
- 33.Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков.
- 35.Рейтинговая система оценки надежности банка camels.
- 18. Понятие инвестиций, их классификация, объекты, субъекты и сферы инвестиционной деятельности.
- 1.Содержание фин мен,цель и задачи.Ф-ции фин мен.
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Финансовая отчетность – информационная основа финансового менеджмента. Методы анализа
- 4. Анализ финансового положения компании с использованием финансовых коэффициентов.
- 6. Эффект финансового рычага и его оценка.
- 7. Содержание операционного анализа и классификация затрат.
- 8. Эффект производственного рычага. Концепция сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов.
- 9. Дивидендная политика и методики дивидендных выплат.
- 10. Выплата дивидендов акциями и дробление акций. Выкуп акций.
- 11. Политика управления чистым оборотным капиталом компании.
- 12. Управление производственными запасами и дебиторской задолженностью.
- 13. Управление денежными средствами и ликвидными ценными бумагами.
- 14. Инвестиционные проекты: понятие, классификация и этапы осуществления.
- 15. Методы (критерии) оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 16. Оценка инвестиционного проекта в условиях неопределенности и риска.
- 17. Причины и типы слияний. Методы слияний.
- 18. Поглощения, приобретения и механизмы защиты.
- 19. Понятие и классификация финансовых рисков.
- 20. Способы оценки и снижения степени риска.
- 21. Концепция соотношения риска и доходности. Модель сарм.