logo
Ekonomicheskaya_nauka_OKONChATEL_NO_2

XIII. Планирование. Планы развития предприятия.

Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях, путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Планирование представляет собой не единичный акт, а сложный многофазовый, многозвенный процесс, совокупность последовательных шагов в поисках оптимального решения.

Эти шаги могут осуществляться: параллельно, но согласованно, под одним общим руководством.

Принципы планирования - определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

Четыре основных принципа планирования:

  1. единство

  2. непрерывность

  3. гибкость

  4. точность

1) Принцип единства предполагает, что планирование должно носить системный характер, т.е. целое делится на взаимосвязанные и взаимозависимые части. При этом результат каждой части является исходным моментом последующей части, что касается процесса планирования.

Координация предполагает увязку планов каждого подразделения, а всякие изменения в планах одного из подразделений требуют внесения изменений в планы других.

Интеграция подразумевает, что в организации существует разнообразие относительно особых процессов и частных планов подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая подсистема действует исходя из общей стратегии фирмы.

2) Принцип участия – каждый член организации является участником планирования не зависимо от занимаемой должности (ИТР, рабочие, служащие) называется партисипативным.

При этом:

- каждый получает более глубокое понимание организации, её целей и задач, получает более обширную информацию

- сотрудники развиваются как личности

- планирование объединяет в этом случае две функции менеджмента, которые вступают в противоречие друг с другом. Планы перестают быть чем-то важным для руководителей так как они сами привлекаются к их составлению.