logo
Принципы построения взаимоотношений коммерческого банка с VIP-клиентами

2.2 Установление и поддержание контакта с VIP-клиентом. Приемы сбора и анализа информации при работе с VIP-клиентами

Эффективная маркетинговая деятельность немыслима без полных и актуальных данных о потенциальных клиентах. Не следует забывать о прогнозировании продаж, планировании контактов с клиентами, генерации прайс-листов и описании продуктов и услуг и т.д.

Эти приложения позволяют осуществлять постоянный мониторинг деятельности менеджеров с целью надзора за соблюдением ими созданных маркетологами регламентов по работе с клиентами, а также оценки эффективности их работы и текущего состояния каждой потенциальной сделки

VIP-клиенты банков по определению испытывают высокую степень доверия к своему банку. Банкиры же со своей стороны делают все возможное, чтоб это доверие стало еще больше, -- и вовлекают клиента в личное, эмоциональное общение. Каким бы искушенным и трезвомыслящим ни был человек, но он по-разному будет относиться к банкиру, который только продает ему финансовую услугу, и к банкиру, который разбирается в дорогих часах и автомобилях, может посоветовать, где поужинать с дамой, или приглашает на театральную премьеру.

Сбор информации о клиентах начинается с сегментирования клиентов при помощи разделения их на различные маркетинговые группы.

Выделим пять типов информации о банковских клиентах, которые могут быть полезными для тех, кто планирует стратегию банка:

1) демографическая;

2) географическая;

3) социологическая;

4) поведенческая;

5) потребительская и т.д.

"right">Таблица 1.1

Информация, рассматриваемая при сборе данных о клиентах

Демографическая информация включает

® род занятий;

® уровни дохода;

® национальность; образование;

® размер семьи,

® социальная группа;

® пол; возраст; семейное положение

Географическая

® размещение рынков и плотность размещения; городской/сельский; характер сезонов;

® структура транспортной связи и т.д.

Социологическая:

® характеристики личности;

® образ жизни;

® стиль потребления;

® ценности и т.д.

Поведение клиента

® лояльность; требуемые/игнорируемые услуги;

® чувствительность к изменениям цен;

® чувствительность к качеству и т.д.

Потребности клиента

® ссуды;

® различные чековые, сберегательные счета;

® трастовые услуги;

® кассовый менеджмент;

® услуги по депонированию денежной суммы у третьего лица на чье-либо имя; услуги по банковским карточкам и т.д.

Для успешного изучения клиентов необходимо, чтобы существовала хорошо разработанная центральная картотека о клиентах.Многие банки проводили исследования среди своих клиентов для того, чтобы выявить основные характеристики, образ жизни, интерес, хобби, точки зрения и т.д. Однако банки иногда проводят исследования клиентов без представления о том, какая информация о клиентах им необходима для более успешного стратегического планирования. Во всех случаях такие банки были разочарованы результатами. Банкиры, предпринимающие исследование клиентов, должны, прежде всего, определить, какая информация сделает разработку стратегии более реальной. Например, исследование могло бы фокусироваться на том, чем руководствуются клиенты, принимая решения "воспользоваться услугами именно данного банка". Также исследование могло бы затронуть вопрос о том, какую важность клиенты придают таким факторам, как:

маркетинг/имидж ссудодателя;

способность к прогрессу/стабильность;

доступность кредита без специального обеспечения;

срок долгового обязательства;

опыт предшествующих взаимоотношений;

плата за услуги;

скорость обслуживания;

доступность /филиалы, банковские автоматы Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: Учеб. для вузов по направлению «Экономика»/ ред. Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 591 с.

Исследование клиентов может быть проведено при помощи комбинирования данных опроса и доступной внешней информации. Оно используется для того, чтобы определить, как воспринимают банк, и получить ответы на вопросы о том, какие необходимы услуги. Кроме того, тот, кто изучает результаты исследования, должен ответить на такие вопросы, как:

какие характерные черты банковских услуг наиболее важны для клиентов?

есть ли какие-либо явные тенденции, которые представляют особую важность для клиентов?

есть ли какие-либо неудовлетворенные потребности? Какие изменения в окружающей среде затрагивают наши отношения с клиентами?

· является ли банк уязвимым при изменениях окружающей обстановки, которая воздействуют на клиентов, и может быть не выявлена при других методах исследования?

Выводы, полученные при исследовании, должны быть обобщены в отчете о положении клиентов.