logo search
Не разобранные / ГОС 1-90

40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.

В широкой трактовке госкредит отражает всю совокупность финансовых отношений между органами государствен­ной власти и управления, в процессе которых происхо­дит размещение государственных займов, их последующее обслужи­вание и погашение, а также бюджетное кредитование третьих лиц и гарантирование их обязательств.

В узкой трактовке государст­венный кредит отражает заемные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, а также субъектов международного права на условиях возвратности, срочности, платности для финансирования бюджетных расходов и операций государственного сектора, не обеспеченных доходными источниками.

Особенностью госкредита служит то, что одним из участников таких экономических отношений является государство, которое выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта; а также госкредит реализуется по­средством применения различных финансово-кредитных долговых инструментов: кредиты в денежной форме, займы на фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, выпуски еврооблигаций.

Роль госкредита: Госкредит является одним из основных рыночных институтов финансирования бюджетного дефицита. С другой стороны, госкредит выступает одним из эффективных и гибких инструментов аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов в экономике, механизмов балансировки бюджетной системы.

Сущность государственного кредита проявляется в его функциях:

1.Обеспечивающая функция госкредита связана с возможностью мобилизации в бюджет свободных денежных средств через государственные заимствования на внутреннем и внешнем рынках.

1.Распределительная функция заключается в формировании централизованных фондов денежных средств и их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает денежные средства для финансирования своих ресурсов. В настоящее время поступление государственных займов стали вторыми после налоговых поступлений источниками финансовых расходов бюджета.

2.Регулирующая функция проявляется в формировании основных общеэкономических пропорций и стимулировании развития отдельных отраслей предприятий и территорий. Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на объем денежной массы в обращении, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, заня­тость, уровень ликвидности коммерческих банков и т. д. Госкредит не только стимулирует высокие темпы экономического развития, но и смягчает циклические колебания. (см ниже, влияние на экономику)

3.Контрольная функция заключается в контроле за целевым и рациональным использованием целевых средств.

Особенности форм государственного кредита:

Несекьюритизированная форма (кредит): на протяжении всего срока кредита в ка­честве кредитора выступает одно и то же лицо или государ­ство-кредитор; невозможность перехода прав требования к третьим лицам, а значит относитель­ная безопасность заемщика, его защищенность от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц; ограни­чение возможности реструктуризации такой формы задолжен­ности.

В России эта форма используется только на территориальном уровне. На федеральном уровне кредитные соглашения использовались в рамках государственных внешних заимствований в период с середины 90-х гг. прошлого века до 2007 г. для финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ и реализации бюджетных реформ в стране.

Секьюритизированная форма (Заем путем эмиссии долговых ценных бумаг): значительно больший объем инвестиционного спроса; возможность гибко регулировать объем и стоимость за­имствований; облегчает реструктуризацию долга; позволяет осуществлять оптимизацию структуры долга в ходе его управления и др.

Классификация разновидностей государственного кредита

По источникам происхождения: внутренний (номинированный в нацвалюте); внешний (выраженный в инвалюте)

По целям будущего использования: инвестиционный (кредиты на финансирование крупных гос инвест проектов, программ, т.е. на производственные цели); неинвестиционный (кредиты на финансирование непроизводственных расходов гос-ва). Доля таких кредитов высока в странах с нестабильной эк-ой и нездоровыми гос финансами.

В зависимости от статуса заемщика: централизованный (выпускаются правительством (МИНФИН) напр гос-ые краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа (с переменным купоном, постоянным доходом, фиксированным доходом (может отличаться по периодам), с амортизацией долга (погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты) )) и децентрализованный (местными органами власти).

В зависимости от сроков погашения: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года), среднесрочные ссуды (как правило, от 1 до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет).

По видам доходности гос займы делятся на: процентные ссуды (владельцы гос ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило фиксированных, процентов годовых); беспроцентный (дисконтные) заем: ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; выигрышные займы: ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.

Типы гос ценных бумаг: Рыночные бумаги имеют свободное хождение на фондовом рынке, могут поку­паться и продаваться, переходя от одного владельца к другому; используются для покрытия текущего бюджетного дефицита за счет постоянного привлечения в бюджет средств. Нерыночные бумаги на вторичном фондовом рынке не обраща­ются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому вследствие биржевых сделок. Они предназначены для размеще­ния среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Нерыночные государственные ценные бумаги могут использо­ваться государством для финансирования крупных долгосроч­ных инвестиционных проектов.