1.5.4. Воздействие инфляции на деятельность коммерческих банков
Банки, как и финансовые институты, работающие с денежным капиталом, в наибольшей степени страдают от инфляционного обесценения денежной единицы. Несмотря на то, что увеличение в обращении объемов денежной массы за счет инфляционной накачки обеспечивает взрывной рост номинальных денежных активов и пассивов коммерческих банков, происходит снижение реальных объемов денежных капиталов, которыми располагает банковская система и ослабление ее финансовой мощи в целом. Кроме того, банки как финансовые посредники сами инициируют в определенной степени инфляционные процессы за счет кредитно-депозитной эмиссии денег.
Следует отметить, что уменьшение реальных активов банков объясняется не только резким снижением покупательной способности денег, которое прямо пропорционально темпам денежной эмиссии, но и объективным сокращением ресурсной базы коммерческих банков, вызванным в условиях инфляции сокращением безналичных сбережений населения и предприятий, хранящихся на счетах в банках как способ снижения потерь от инфляционного налога. Если для населения новым инструментом сбережений становятся накопления в наличной иностранной валюте, то для предприятий характерными являются практика бартерных сделок и накопление взаимной задолженности.
Сокращению ресурсной базы коммерческих банков в немалой степени способствуют и субъективные факторы, в качестве которых выступает проводимая центральными банками денежно-кредитная политика, направленная на жесткое ограничение прироста денежной массы. Как правило, главными мероприятиями такой денежно-кредитной политики становятся, во-первых, повышение стоимости кредита (резкое увеличение значения официальной учетной ставки) и, во-вторых, уменьшение совокупных резервов банковской системы (установление максимального размера отчислений в обязательные резервы по привлекаемым банками депозитам либо операции с ценными бумагами по их продаже). Эти меры призваны ограничить деятельность банков в процессе раскручивания инфляционной спирали.
Объяснение участия банков в раскручивании инфляционных процессов лежит в способности банковской системы создавать деньги, или, выражаясь в терминах макроэкономики, в способности банков мультиплицировать (увеличивать в несколько раз) денежную массу.
В качестве объективных ограничений мультиплицирования денежной массы выступают: объективные требования к банковским учреждениям соблюдать в своей деятельности принцип ликвидности, а следовательно, необходимость сокращения размеров выдаваемых ссуд за счет хранения части получаемых депозитов в качестве ликвидных резервов, и уровень изъятия депозитных средств в наличные средства, т.е. склонность субъектов экономики поддерживать определенный уровень денежных средств в виде наличности. В качестве субъективного фактора выступает денежно-кредитная политика правительства страны, определяемая величиной дефицита государственного бюджета и наличием государственных валютных резервов, одним из инструментов которой является величина обязательных резервов, необходимых, по мнению регулирующего органа банковской системы (обычно это ЦБ), для соблюдения ее совокупной ликвидности и размера учетной процентной ставки.
Значение денежного мультипликатора (р), т.е. роли банковской системы в создании денежной массы, определяется соотношением двух ее агрегатов: суммой наличных денег и депозитов до востребования (Ml) и суммой наличных денег и величиной банковских резервов (Mh) или (р = M/Mh). Денежный агрегат, состоящий из наличных денег и величины банковских резервов, представляет собой эффективные деньги, которые в соответствии с российской практикой получили название денежной базы.
Изменение за определенный период величины эффективных денег может произойти вследствие увеличения резервов банковской системы в целом или увеличения наличных денег в обращении. Увеличение наличных денег объясняется ростом государственного долга (внешнего и внутреннего), наличием золотовалютных резервов, увеличением объемов кредитования банков Центральным банком из-за нехватки кредитных ресурсов для кредитования растущей экономики — фундаментальное уравнение изменения денежной массы в монетарной экономике. Если прогнозирование роста или снижения величины банковских резервов для Центральных банков носит ориентировочный характер, прежде всего за счет невозможности влиять на величину необязательных банковских резервов, то прогнозирование объема наличных денег в обращении является самым точным и наиболее жестко контролируемым элементом эффективных денег со стороны центрального банка и правительства любой страны.
Так как на величину денежного мультипликатора воздействует множество не поддающихся регулированию объективных и субъективных факторов, то для того чтобы контролировать процесс увеличения денежной массы в обращении, Центральному банку и правительству необходимо добиваться снижения значения величины денежного мультипликатора до единицы и тем самым переместить акценты регулирования на величину эффективных денег, которые, по сути, могут быть непосредственно использованы государством для макроэкономического регулирования денежной массы в экономике и на финансирование государственного бюджета.
Главной защитной реакцией банков на происходящее в условиях инфляции постоянное обесценение их вложений является резкий рост значений номинальных процентных ставок по активным операциям. Однако если ежемесячные темпы инфляции составляют двузначные значения, то рост номинальных процентных ставок, устанавливаемых коммерческими банками по активным операциям, отстает от годовых значений инфляции. В результате реальный процент по банковским операциям носит глубоко отрицательное значение. Для того чтобы сократить убытки от отрицательных значений реальных процентных ставок, банкам необходимо наращивать их значения, что достигается как повышением номинальных ставок клиентам, так и за счет сокращения сроков вложений и ориентацией на эффективные процентные ставки, основанные на эффекте реинвестирования получаемых доходов и возвращенных ссуд по новым, более высоким процентным ставкам. Однако даже эти мероприятия в условиях галопирующей инфляции не обеспечивают положительного значения реальных процентных ставок: банки несут существенные потери от инфляционного обесценения своих денежных активов.
Повышение уровня риска операций по кредитованию реального сектора заставляет банки по объективным причинам, обусловленным дестабилизирующим воздействием инфляции на экономику страны, отказываться от выдачи ссуд предприятиям и делать акцент на краткосрочных спекулятивных финансовых операциях, которые, на первый взгляд, имеют более низкие кредитные риски, достаточно высокий уровень ликвидности и относительно высокую доходность.
Однако переход большинства банков от кредитования реального сектора на рынок краткосрочных кредитов не обеспечивает им снижения риска их портфеля. И дело не в том, что реальные процентные ставки даже при высоких номинальных процентах и коротких сроках реинвестирования не выходят на уровень положительных значений, а в том, что кредит со спекулятивными целями обладает самой высокой степенью риска его невозврата или, в лучшем случае, несвоевременного возврата. Излишнее доверие к иным факторам, чем доходы заемщиков, подтвержденные развитием действительного капитала, приводит к возникновению проблемных ссуд, неликвидности банка и повышает вероятность убытков, а в конечном счете обеспечивает его банкротство. Наиболее показательным примером в этом отношении является кризис межбанковского рынка в августе 1995 г. в России.
Несмотря на то, что банковская система любой страны в условиях инфляции несет существенные потери, размер которых определяется общим состоянием экономики данной страны, ряд коммерческих банков все же достаточно успешно, с минимальными потерями, выходит из сложного периода функционирования. Такое положение вещей объясняется уровнем квалификации банкиров высшего звена управления, а также правильно выбранной стратегией и тактикой кредитной политики банка по формированию банковских активов и пассивов. Появление новых дополнительных финансовых рисков обеспечивает прежде всего изменившаяся в связи с разгорающимися инфляционными процессами экономическая ситуация. К таким рискам относятся:
риск значительного обесценения активов и сокращения ресурсной базы коммерческих банков в условиях гиперинфляции;
риск резких колебаний процентных ставок по кредитам;
риск увеличения проблемных ссуд в кредитном портфеле банка в связи с усилением общеэкономической неопределенности;
риск значительных потерь от инвестиций;
риск ликвидности.
Решение проблемы главного инфляционного риска — резкого обесценения активов и пассивов коммерческих банков в рамках портфельного подхода управления активами при ориентации на экономическую модель – подводит коммерческие банки к необходимости манипулирования величинами долей активов и пассивов в иностранной валюте в общей сумме балансовых активов и пассивов на различных стадиях инфляционных процессов. Коммерческие банки, не имеющие валютной или генеральной лицензии, вынуждены решать проблему обесценения собственных активов либо путем повышения доходности своих активов, либо за счет экстенсивного развития (привлечения дополнительных клиентов и ресурсов), что в конечном счете ведет к повышенной рискованности вложений, а следовательно, к банкротству.
Инфляция и связанная с ней социально-экономическая дестабилизация обусловливают в кредитной политике коммерческих банков такие общие черты, как:
1) краткосрочный характер стратегии развития банка и формирования его портфеля – на срок не более чем на полгода – год;
2) возросшие в связи с инфляционными процессами кредитные и процентные риски заставляют банки отказаться от кредитования реального сектора экономики в пользу краткосрочных вложений в различных сегментах финансового рынка –кредитование торговых посредников, межбанковские кредиты и государственные ценные бумаги;
3) поддержание в портфеле крупных банков значительной доли кредитов предприятиям реального сектора экономики обеспечивается за счет валютной составляющей ссуд;
4) краткосрочный характер вложений и ресурсов заставляет банки поддерживать высокий уровень ликвидности.
Среди тактических задач банков по управлению своими активами и пассивами в условиях инфляции являются следующие: во-первых, правильное прогнозирование динамики значений ставок ссудного процента в различных сегментах финансового рынка. Во-вторых, такое комбинирование активов и пассивов банковского бизнеса, которое позволит сохранить доходность и насколько возможно сократить потери от инфляционных рисков.
Таким образом, если к периоду стабилизации инфляционного роста цен и снижению процентных ставок банк имеет адекватный размер собственных средств по отношению к своим активам и пассивам с учетом их качества, то его деятельность по управлению портфелем банка в условиях инфляции можно охарактеризовать как успешную.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- Цель дисциплины
- Задачи дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1. Основной текст
- 1.1. Деньги: сущность и функции
- Происхождение денег, их виды
- 1.1.2. Сущность денег, их функции.
- 1.1.3. Роль денег в рыночной экономике.
- Контрольные вопросы.
- 1.2. Денежное обращение
- 1.2.1. Понятие денежного оборота и денежного обращения.
- 1.2.2. Понятие безналичного денежного оборота и системы безналичных расчетов.
- Варианты электронного банкинга (e-Banking)
- 1.2.3. Понятие налично-денежного оборота в рф и его прогнозирование.
- 1.2.4. Характеристика и структура денежного оборота
- 1.2.5. Законы денежного обращения. Денежные агрегаты.
- 1.2.6. Типы и структура денежных систем.
- 1.2.7. Основные элементы денежной системы
- Контрольные вопросы.
- 1.3. Мировая валютная система и ее эволюция.
- 1.3.2. Золото в международных валютных отношениях и валютный курс
- 1.3.3. Паритет валюты и валютный курс.
- 1.3.4. Некоторые теории регулирования валютного курса
- Контрольные вопросы.
- 1.4. Основы теории стоимости денег во времени
- 1.4.1. Функции сложного процента
- 1.4.2. Накопленная сумма единицы
- 1.4.3. Текущая стоимость единицы
- 1.4.4. Обычный аннуитет
- 1.4.5. Авансовый аннуитет
- 1.4.6. Взнос на амортизацию единицы
- 1.4.7. Фактор фонда возмещения
- Контрольные вопросы
- 1.5. Инфляция и формы ее проявления
- 1.5.1. Сущность инфляции и факторы ее определяющие
- 1.5.2. Виды современной инфляции и ее классификация по странам
- 1.5.3. Формы и методы стабилизации денежного обращения
- 1.5.4. Воздействие инфляции на деятельность коммерческих банков
- 1.5.5. Причины и особенности проявления инфляции в России.
- Контрольные вопросы.
- 1.6.Некоторые теории денег и их современные интерпретации
- 1.6.1. Металлическая теория денег
- 1.6.2. Номиналистическая теория денег
- 1.6.3. Монетаризм и современная количественная теория
- 1.6.4. Количественная теория денег и.Фишера
- 1.6.5. Кембриджский вариант количественной теории денег
- 1.6.6. Кейнсианская модель и современность
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 1 ''Деньги''
- 1.7. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 1.7.1. Рынок ссудных капиталов
- 1.7.2. Сущность и эволюция рынка ссудных капиталов
- 1.7.3. Функции рынка ссудных капиталов
- 1.7.4. Формирование рынка капиталов в рф
- 1.7.5. Сущность, функции и формы кредита
- Государственный кредит - основной признак — участие государства или местных органов власти различных уровней. Государственный кредит предоставляется за счет бюджетных средств.
- Контрольные вопросы
- 1.8. Современная кредитная система
- 18.1. Структура современной кредитной системы стран Запада
- 1.8.2. Механизм функционирования кредитной системы
- 1.8.3. Кредитная система Российской Федерации
- 1.8.4. Специальные кредитные институты
- 1.8.5. Специализированные небанковские учреждения
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 2 «Кредит»
- 1.9. Центральный банк
- 1.9.1. Возникновение центральных банков.
- I этап реформы банковской системы относится к 1988-1990 гг.
- 1.9.2.Банк России. Цели и организационное построение.
- Организационная структура банка России
- 1.9.3. Функции Центрального банка
- 1.9.3. Денежно-кредитная политика цб.
- 1.9.4. Банковское регулирование и надзор
- Контрольные вопросы
- 1.10. Коммерческий банк
- 1.10.1. Общие положения.
- 1.10.2. Состав, структура и принципы деятельности банка.
- 1.10.3. Цели деятельности банка и его функции
- 1.10.4. Операции коммерческого банка
- 1.10.4. Внешняя среда банка и процесс управления
- Контрольные вопросы
- 1.11. Сберегательный банк
- 1.11.1. Краткая характеристика Сбербанка России оао
- 1.11.2.Организационное построение Сбербанка России оао
- Функции Сбербанка
- Кредитная политика Сбербанка
- Составляющие успеха и операции Сбербанка
- Роль Сбербанка в банковской системе России
- 1.12. Инвестиционные банки
- 1.12.1. Сущность понятия «инвестиционный банк»
- 1.12.2. Инвестиционные банки первого типа
- 1.12.3. Инвестиционные банки второго типа
- 1.13. Ипотечный кредит, ипотечные банки
- 1.13.1. Модели ипотеки.
- 1.13.2. Ипотечный кредит.
- 1.13.3. Ипотечные банки.
- 1.13.4. Оценка объектов залога.
- Процедура оценки включает следующие этапы
- 1.13.5. Развитие ипотеки в России.
- Ипотечное кредитование жилищного строительства
- Проблемы ипотечного кредитования
- Контрольные вопросы
- 1.14. Контокоррентный кредит
- 1.14.1.Что такое контокоррент. Цель контокоррента. Контокоррент в банковском деле.
- 1. 14.2 Основные принципы контокоррентного договора. Методы исчисления процентов по контокорренту.
- 1.14.3. Овердрафт.
- Контрольные вопросы
- 1.15. Лизинговые операции
- 1.15.1. Сущность лизинга, его стадии.
- 1.15.2. Виды и формы лизинговых операций.
- 1.15.3. Достоинства и выгоды лизинга.
- 1.15.4. Правовое обеспечение лизинга.
- 1.15.5. Лизинг в России.
- 1.15.6. Подготовка и содержание лизинговой сделки.
- Контрольные вопросы
- Кто является участником лизинговых операций?
- 1.16. Факторинг и форфейтинг
- 1.16.1. Сущность факторинга и принципы его организации.
- 1.16.2. Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений.
- 1.16.3. Заключение договора о факторинговом обслуживании
- 1.16.4. Форфейтинг.
- Контрольные вопросы
- 1.17. Банковский маркетинг
- 1.17.1. Сущность и содержание маркетинга.
- 1.17.2. Особенности банковского маркетинга.
- 1.17.3. Анализ рынка банковского продукта.
- 1 Этап. Сбор информации о состоянии рынка
- II этап. Определение рыночной стратегии
- А. Группы потребителей
- В. Группы банковских продуктов
- Инструменты маркетинга
- Ш этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга Планирование и разработка
- IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности
- 1.17.4. Маркетинговая деятельность по продвижению банковских услуг.
- Контрольные вопросы
- 1.18. Международные валютно-кредитные организации.
- Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 3 «Банки»
- 3. Итоговый тест
- 4. Вопросы к экзамену.
- 5. Глоссарий
- 6. Рекомендуемая литература.
- 308012, Г.Белгород, ул.Костюкова, 46