45. Адм. Ответственность в хоз. Отношениях.
За нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности к субъектам хозяйствования могут быть применены уполномоченными государственными органами административно-хозяйственные санкции, то есть меры организационно-правового или имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения и ликвидацию его последствий.
Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно актом законодательства. Органы власти могут применять их самостоятельно либо путем обращения в суд.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.
Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП.
Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В отношении юридических лиц применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
Исправительные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения налагаются только судом.
Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.
Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.
Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.
Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена их конфискация.
Согласно разъяснению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 11.09.2007 N 03-30/1714 "О применении КоАП" меры ответственности, предусмотренные ч. 2 ст. 12.7 КоАП, применимы в тех случаях, когда законодательными актами, содержащими запрет на осуществление определенной деятельности (запрет на занятие таковой), не устанавливаются конкретные меры ответственности.
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязано возместить вред, причиненный административным правонарушением.
Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.2005 N 481 "О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий" утверждены Положение о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий.
Решение о полном либо частичном освобождении заявителя от административного взыскания в виде штрафа принимается на основании его ходатайства, которое должно содержать:
причины, побудившие это лицо подать ходатайство;
обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и последствиях освобождения от него, включая информацию о значимости для Республики Беларусь (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания;
информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности;
просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания.
Ходатайство может быть подано в течение одного года со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.
Заявитель не имеет права подать ходатайство до погашения имеющейся у него задолженности по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Административно-хозяйственные санкции имеют публично-правовой характер. Субъекты хозяйствования имеют право обжаловать в суд решение о применении административно-хозяйственных санкций и требовать возмещения убытков.
- 1.Понятие хоз-ого права. Концепции хоз-ого права.
- 2.Предмет хоз-о-пРо рег-ния. Виды хоз-ых правоотношений.
- 4) Нормы о рассмотрении хозяйственных споров.
- 1. Рыночное хозяйство.
- 2. Централизованно-управляемое (плановое) хозяйство.
- 3.Принципы и методы пРо рег-ния хоз-ой дея-ти (хоз-ых отношений).
- 5.Направления и формы совершенствования хоз-ого зак-ва.
- 6.Гос. Воздействие на экономику. Виды (формы) гос. Рег-ния хоз-ой дея-ти.
- 7.Планирование – элемент гос. Рег-ния хоз-ой дея-ти. Формы планирования хоз-ой дея-ти.
- 8.Понятие и источники пРо рег-ния предпринимательства.
- 9.Sы и формы предпринимательства.
- 10.Пр положение индивидуальных предпринимателей.
- 11. Защита прав предпринимателей. Ответ-сть за нарушение прав предпринимателя.
- 12. Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской дея-ти.
- 13. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства.
- 14. Субъекты хозяйственной деятельности. Зак-тво о субъектах хозяйственной деятельности.
- 15) Организационно правовые формы коммерческих организации
- 16. Виды субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовых форм.
- 17. Порядок создания хозяйственных организаций. Учредители хоз. Организаций.
- 18. Гос. Регистрация субъектов хозяйствования.
- 19. Учредительные документы Sов хоз-ния.
- 20. Объединения хозяйственных (коммерческих) организаций.
- 21) Особенности правового регулирования деятельности государственных предприятий.
- 23Структура имущества Sов хоз-ой дея-ти.
- 24. Права Sов хоз-ой дея-ти в отношении их имущества.
- Источники формирования имущества Sов хоз-ой дея-ти. Уставный фонд, специальные фонды и резервы.
- 26. Общая характеристика хоз-ой дея-ти ее Sов.
- 28. Анализ хоз-ой дея-ти. Пр рег-ние аудита.
- 29.Понятие и Sы экон-кой несостоятельности (банкротства).
- 30.Производство по делу об экон-кой несостоятельности (банкротстве).
- 31. Процедуры, предотвращающие ликвидацию должника в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
- 32 Понятие разгосударствления и приватизации гос. Собственности. Зак-тво о разгосударствлении и приватизации. Органы прив. И их функции.
- 33 Субъекты и объекты приватизации.
- 34 Формы и способы разгосударствления и приватизации государственной собственности.
- 35 Порядок проведения разгосударствления и приватизации государственной собственности.
- 36) Отчеждение государственного имущества вне приватизации ( тут бредос )
- 37 Оценка объектов гражданских прав, государственного имущества в процессе приватизации.
- 38 Договор в хозяйственных отношениях. Понятие хозяйственного (предпринимательского) договора. Система предпринимательских договоров.
- 39 Структура договорных связей в хозяйственных отношениях. Порядок и способы заключения предпринимательских договоров.
- 40 Содержание предпринимательского договора.
- 41. Изменение и расторжение пред-ких договоров. Продление срока действия договора.
- 42. Понятие и значение санкций в хозяйственных отношениях. Виды санкций.
- 43. Формы имущественных санкций (имущественной ответственности).
- 44. Меры оперативного воздействия (оперативные санкции), применяемые в хозяйственных отношениях.
- 45. Адм. Ответственность в хоз. Отношениях.
- 46. Качество товаров (работ, услуг) и средства его обеспечения. Законодательное регулирование обеспечения качества товаров (работ, услуг).
- 47. Понятие технического нормирования и стандартизации. Правовые формы технического нормирования и стандартизации.
- 48. Правовое регулирование оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Сертификация товаров, работ и услуг.
- 49. Правовое регулирование обеспечения единства измерений.
- 50. Виды цен и тарифов. Государственное регулирование цен и тарифов. Законодательство о ценах и ценообразовании.
- 2. Государственное регулирование цен и тарифов и способы его осуществления
- 51.Права и обязанности Sов хозяйствования в области ценообразования. Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании.
- 52.Понятие монополистической дея-ти. Антимонопольное законодательство. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
- 2. Антимонопольное регулирование хозяйственной деятельности
- 53.Способы (меры) антимонопольного рег-ния.
- 54.Запрет злоупотребления хозяйствующим Sом доминирующим положением на товарном рынке.
- 56.Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- 57.Понятие и роль конкур. Источники зак-ва о конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за нее.
- 58.Биржи как Sы хоз-ой дея-ти. Виды бирж и их функции.
- 59.Особенности создания бирж. Органы управления биржей.
- 60.Понятие биржевой сделки. Виды биржевых сделок.
- 2) Сделки без реального товара:
- 61. Правила биржевой торговли. Порядок разрешения споров по биржевым сделкам.
- 62. Роль банков в обеспечении хозяйственного оборота. Банковская система Республики Беларусь. Банковское законодательство.
- 63. Правовое положение Национального банка Республики Беларусь.
- 64. Порядок создания банков, их реорганизация и ликвидация.
- 66. Правовые формы отношений банков с клиентами.
- 67. Небанковские кредитно-финансовые орг-ции.
- 69. Понятие цб и их классификация.
- 70. Основные виды цб.
- 71. Обращение цб.
- 72. Sы и порядок выпуска цб. Регистрация цб.
- 73. Порядок запрещения или приостановки выпуска цб.
- 74. Правовой режим акций.
- 75. Правовой режим облигаций.
- 76. Правовой режим векселей.
- 77. Профессиональная деятельность по цб.
- 78. Инвестиционная деятельность и ее правовое регулирование.
- 79. Инвестиционный договор с рб и ате.
- 80. Иностранные инвестиции на территории рб. Порядок открытия представительств иностранных организаций.
- 81. Инвестиционная дея-ть белорусских Sов хозяйствования за рубежом.
- 83.Прав.Рег-ние внешнеэкон.Деят-ти.
- 85. Sы валютных отношений. Валютные операции и их виды
- Текущие валютные операции:
- 5. Операции, связанные с движением капитала, проводимые в регистрационном порядке.
- 86 Тарифное рег-ние вэд
- 88 Понятие и виды концессии
- 89. Пр положение структурных подразделений коммерческих организаций (филиалов и представительств).
- 90) Хозяйственное право зарубежных стран