42.Посреднические сделки: лизинг, факторинг, форфейтинг. Характеристика организации сделок и степень использования в России.
ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ
Лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;
Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
В соответствии с ФЗ «О лизинге» для осуществления лизинговой деятельности необходима лицензия.
Механизм лизинга: 1) Будущий лизингополучатель, нуждающийся в определенных видах имущества, подбирает поставщика и в силу отсутствия достаточных средств для приобретения имущества обращается к будущему лизингодателю с просьбой о его участии в сделке. Договором также может быть предусмотрено, что выбор поставщика и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
2) Лизингодатель за счет собственных или заемных средств осуществляет закупку данного имущества и, сохраняя право собственности на предмет лизинговой сделки, передает его по договору лизинга лизингополучателю.
3) Лизингополучатель получает в пользование приобретенное имущество и в течение срока лизинга выплачивает лизинговые платежи в порядке, сроки, форме и на условиях, предусмотренных в лизинговом договоре.
Классификация форм лизинга:
Внутренний (лизингодатель и лизингополучатель – резиденты РФ) и международный (лизингодатель или лизингополучатель – не резиденты РФ).
По форме организации и технике проведения операции: лизинг прямой, косвенный, возвратный и лизинг поставщику.
Прямой лизинг имеет место в том случае, когда поставщик (изготовитель) сам, совмещая функции лизингодателя, без посредников сдает объект в лизинг в упрощенном порядке.
Косвенный лизинг предусматривает передачу имущества в лизинг через посредников. В основе большинства лизинговых сделок лежит процедура косвенного лизинга, который во многом похож на продажу товара в рассрочку.
Возвратный лизинг начинается с того, что собственник имущества (завод) сначала продает его будущему лизингодателю, а затем сам арендует этот же объект у покупателя, то есть одно и то же лицо (первоначальный собственник) выступает и в качестве продавца, и в качестве лизингополучателя. В результате меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства. Операции возвратного лизинга позволяют предприятиям временно высвобождать связанный капитал за счет продажи имущества и одновременно продолжать фактически пользоваться им уже на правах аренды.
По признакам продолжительности сделок: финансовый и оперативный (операционный) лизинг.
Финансовый лизинг: предусматривает сдачу в аренду объекта лизинга на длительный срок, сопоставимый со сроком амортизации объекта лизинга или превышающий его, и полное или почти полное возмещение ее стоимости за период использования. По окончании срока договора имущество переходит (может, но не обязательно) к лизингополучателю.
Оперативный лизинг: лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга.
По характеру лизинговых платежей: денежный, компенсационный и смешанный лизинг.
Денежный лизинг имеет место, если все платежи производятся в денежной форме.
Компенсационный лизинг предусматривает оплату обязательств лизингополучателем поставкой продукции, выпускаемой на взятом в лизинг оборудовании или в форме оказания встречных услуг. Эффективен при недостатке у предприятий валютных средств для приобретения высокопроизводительных современных машин и оборудования.
Смешанный лизинг основан на сочетании денежных и компенсационных платежей, в которых используются элементы бартерной сделки.
Статистика: Рынок лизинга развит в большей степени, чем рынок факторинга/форфейтинга. По итогам 2012 годы рынок показал негативную динамику: прирост рынка по сравнению с 2011 г. - 1,5%, (в 2011 г. прирост рынка - 79,3%), объем рынка лизинга за 2012 год составил 1 320 млрд руб. Торможение рынка обусловлено, прежде всего, снижением активности в сегменте ж/д техники, много лет игравшем роль драйвера рынка. Так же негативно на динамике рынка отразилось удорожание фондирования из-за ужесточения банковского законодательства. Доля лизинга в ВВП в 2012 г. 2,1 %. Тройка лидеров рынка: ОАО «ВЭБ-лизинг», ОАО ВТБ Лизинг и ГК «Сбербанк Лизинг». Они занимают 37% рынка. Основные предметы лизинга: железнодорожная техник (41.25% от объема рынка), грузовой автотранспорт (11.18%), авиатранспорт (8.72%), легковые автомобили (8.50%).
Факторинг – это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг), краткосрочная форма кредитования. Цель факторинга – устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. Объект операции - преимущественно счет-фактура. Не требуется поручительства от третьего лица. Участники факторинга:
1. продавец (поставщик) товара – субъект, осуществляющий поставку товара согласно договорам, и у которого возникает право требования долга в виде дебиторской задолженности.
2. покупатель (импортёр) – субъект, осуществляющий прием - поставки товара, и обязуется провести их оплату в определенный срок.
3. факторинговая компания (фактор) - субъект, осуществляющий покупку у поставщика его дебиторской задолженности до наступления срока погашения, и осуществляющий ее взыскание с покупателя.
Механизм факторинга:
1) между экспортером и фактором заключается договор факторинга.
2) осуществляется поставка продукции импортёру на условиях отсрочки платежа.
3) фактор платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара.
4) импортёр по истечении предоставленной отсрочки производит оплату поставленной продукции, деньги поступают на счет фактора.
5) фактор выплачивает экспортёру оставшуюся сумму за вычетом стоимости факторингового обслуживания.
Основные виды факторинговых сделок:
1. Во внутреннем факторинге стороны по договору купли-продажи, а также факторинговые компании, находятся в одной и той же стране. Во внешнем (международном) факторинге поставщик и клиент являются резидентами разных государств.
2. Прямой факторинг (с использованием одной факторинговой компании). Взаимный факторинг (с использованием двух факторинговых компаний).
3. Факторинг с регрессом и без регресса
В случае факторинга с регрессом фактор, не получив денег с покупателя (импортёра), имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика (экспортёра). В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. Фактор при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.
4. Факторинг открытый и закрытый
При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.
Статистика: Рынок факторинга в России развит не сильно, но растет (в 1 кв. 2013 г. рост рынка - 36%, по сравнению с 1 кв. 2012 г.). Объем портфелей Факторов на 01.04.13 составил около 233 млрд. руб. Тройка крупнейших Факторов в России: ВТБ Факторинг, ОАО "Промсвязьбанк", ОАО "АЛЬФА-БАНК". Структура рынка в 1 кв. 2013 г.: внутренний факторинг с регрессом – 63,3%, внутренний факторинг без регресса – 34,9%, международный факторинг – 1,8%.
Форфейтинг - форма среднесрочного кредитования внешнеэкономических операций в виде покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером. Объект операции - преимущественно вексель (простой или переводной).
В форфейтинговой операции, как правило, три стороны: продавец товара (экспортер); покупатель товара, являющийся одновременно и заемщиком (импортёр); банк, который выступает в роли кредитора, выкупает за поставленный товар долг заемщика (форфейтор). При форфейтинге продавец переуступает свои требования к покупателю конкретному кредитному учреждению.
С форфейтором заключается соглашение, затем производится выкуп долгового обязательства заемщика, а заемщик предоставляет форфейтору соответствующую документацию, в которой указана сумма долга, факт совершения сделки (передачи товара) и факт получения права форфейтором на выручку, полученную после того, как будет реализован товар. Форфейтор рассчитывается с экспортером за товар, полученный импортером, уплачивая всю сумму за вычетом процентов (включенных в контракт для уплаты импортером за предоставленную отсрочку). При этом покупатель товаров ликвидирует свои долговые обязательства перед форфейтором путем уплаты периодических обязательств. Покупателю это выгодно, т.к. он имеет возможность расплатиться за свой товар наличными даже, если в данный момент их у него нет.
От обычного учета векселей банками форфейтинг отличается тем, что предполагает переход всех рисков (страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта и др.) по долговому обязательству к его покупателю - форфейтору. Форфейтинг позволяет сократить дебиторскую задолженность продавца, улучшить структуру баланса, ускорить оборот капитала. Хотя форфейтинг дороже банковского кредита, он стабилизирует ставки кредитования, упрощает оформление переуступки векселей и других долговых требований.
Форфейтингу присущи ограничения: 1) долг продавцу погашается не сразу, а сериями (продавца об этом должны заранее предупредить). 2) Желательно, чтобы роль покупателя выполняла международная или государственная компания. В противном случае продавцу потребуется гарант (банк или государственный институт). Гаранта имеет право выбрать сам кредитор. 3) форфейтинговые сделки относятся к конфиденциальным (это обязательное условие сделки), что отличает их от банковских кредитов.
По данным «РА-Эксперт»: рынок форфейтинговых операций в России развит слабо, но спрос на услуги активно растет. В 2011 году объем рынка составил примерно 345 млрд. руб.
Преимущества и недостатки (в дополнение к билету)
| + | - |
Лизинг | 1.обеспечивает финансирование инвестиционной операции в полном объеме и не требует немедленного осуществления платежей, что позволяет приобретать дорогостоящие активы без отвлечения значительных объемов средств из хозяйственной деятельности; 2.более гибкий источник, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат; 3.снижаются риски, связанные с владением активами; 4.временно высвобождаются денежные средства. 5.налоговые льготы (лизинговые платежи относятся на себестоимость, т.е. расходы на которые можно уменьшить налогооблагаемую прибыль + в случае выделения лизингового имущества из баланса, уменьшается налог на имущество). 6.возможность покупки оборудования в конце срока арендного договора. | 1.увеличивается стоимость продукции вследствие уплаты лизинговых платежей - снижение конкурентной позиции на рынке 2.платежи носят обязательный характер и производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования и результатов хозяйственной деятельности, процессов устаревания и научно-технического прогресса 3.увеличиваются финансовые риски предприятия; 4.требуются дополнительные гарантии или залог;
|
Факторинг | 1.Направленное воздействие на дебиторскую задолженность. 2. Факторинг позволяет ликвидировать кассовые разрывы, образующиеся вследствие несовпадения сроков оплаты счетов поставщиков и поступления денег от покупателей. 3.Возможность не отвлекать финансовые ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятия и сконцентрировать их для решения стратегических задач развития бизнеса.
| 1.Плата за факторинг чаще всего заметно выше ставки по кредиту, т.к. в цену факто-ринговой включаются другие элементы (напр. фиксированный сбор за обработку документов и др.) 2.Появляются дополнительные обязательства, накладываемые на клиента. (напр., своевременное предоставление документов об отгрузке). 3.Факторинговому обслуживанию подлежат не все компании: исключаются, напр. предприятия, занимающиеся производством нестандартной продукции, требования, которые выставляются бюджетным организациям и др.
|
Форфейтинг
| 1.фиксированная ставка кредитования 2.простые правила переуступки коммерческих требований (векселей) 3.при форфейтинге покупатель получает отсрочку 4.финансовый долг можно выкупить на вторичном рынке ценных бумаг 5.все экономические риски, денежные вложения и обязательства по погашению долга берёт на себя финансовый агент или форфейтер. Помимо этого, у покупателя есть возможность не тратить деньги на управление долгом, а также на организацию его погашения. | 1.могут возникать разногласия с форфейтером на счет выбора кредитного документа, т.к. право выбора остается за форфейтером, процесс затягивается. 2.стоимость форфейтинга, который оплачивается в итоге через стоимость товара, нередко бывает выше, чем стоимость иных форм кредита Недостатки для форфейтера: 3.Отсутствие регресса в случае риска неуплаты долга. 4.Ответственность за проверку платежеспособности гаранта. 5.Необходимость нести процентный риск до истечения срока векселей |
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами
- 2. Денежные реформы: понятие, классификация видов и условия проведения
- 3. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф
- 4. Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории. Функции финансов и их реализация в экономиках разного типа
- 5. Финансовая система: понятие, элементы, участники и организация взаимосвязей между ними.
- 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
- 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
- 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
- 10. Оборотные активы: понятие, структура и значение для организации деятельности предприятия. Источники финансирования оборотных активов.
- 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
- 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
- 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
- 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
- 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
- 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
- 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
- 22.Муниципальные финансы: понятие, состав, роль в экономике. Местные бюджеты: особенности формирования и использования их финансовых ресурсов.
- 23. Резервные фонды в составе федерального бюджета рф: история возникновения, виды, источники формирования и направления использования. Управление средствами фонда.
- 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
- 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
- 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
- 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
- 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
- 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
- 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
- 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
- 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
- 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
- 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
- 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
- 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
- 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
- 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
- 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
- 37.Инфраструктура финансового рынка: понятие и элементы. Оценка финансового рынка по индикаторам.
- 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
- 39.Ипотечный и ломбардный кредиты: общие черты и отличия, особенности их развития в рф.
- Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
- 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
- Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
- 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
- 42.Посреднические сделки: лизинг, факторинг, форфейтинг. Характеристика организации сделок и степень использования в России.
- 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
- 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
- 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
- 46.Коммерческие банки: виды, выполняемые функции, особенности организации их деятельности на современном этапе.
- 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
- 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
- 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
- 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
- 52. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Имущественное страхование.
- 54. Особенности медицинского страхования.
- 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
- 57.Участники рынка ценных бумаг и их характеристика.
- III. Фондовые посредники
- IV. Органы регулирования и контроля.
- 3.Биржи
- 4.Общество
- V. Организации, обслуживающие рынок.
- VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
- 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
- 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.
- 61. Общая характеристика финансовой политики компании. Взаимосвязь финансовой политики компании с финансовой политикой государства
- 62. Инвестиционная политика компании. Инвестиционный портфель: понятие, типы, принципы формирования, доходность, рискованность
- 63. Кредитная политика компании, обоснование величины скидок
- 64. Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов
- 1. Чистый дисконтированный доход (npv)
- 2.Норма рентабельности инвестиций (внутренняя норма доходности, irr)
- 65. Понятие и принципы налоговой политики компании. Основные направления налоговой политики компании
- 66. Понятие ценовой политики компании. Типы ценовой политики компании и технология ее формирования
- 67. Система финансового риск-менеджмента: ее основные элементы, их функции и взаимосвязь
- 68. Оценка риска, обусловленного структурой капитала. Первая и вторая концепции финансового рычага. Сущность и методы расчета.
- 69. Финансовый риск: сущность, виды, классификация и практика страхования
- 70. Рыночный риск: сущность, классификация, формы, методы оценки и управления
- 71. Процентный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 72. Валютный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 73. Кредитный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 74. Риски ликвидности: сущность и классификация, методы оценки и управления
- 75. Операционный риск: сущность и классификация. Методы оценки операционного риска и их сущность. Методы управления операционным риском
- 76. Валютные операции. Организация регулирования валютного рынка в России. Либерализация валютных рынков на современном этапе
- 77. Валюта: понятие и классификация видов. Положение национальной валюты на международном рынке
- 78. Валютный курс рубля: динамика и факторы формирования. Классификация валютных курсов
- 79. Платежный баланс
- 80.Эмиссионная деятельность компании.
- 81. Международная валютная система: понятие, эволюционное развитие и современное состояние
- 82.Фсс рф: назначение, особенности формирования и использования
- 83. Фонд обязательного медицинского страхования: назначение, особенности формирования и использования
- 84. Организация управления персональными финансами
- 85. Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум: экономическое значение, способы формирования и соотношение этих показателей.
- 86. Стратегия формирования капитала компании. Современные источники долгосрочного финансирования компании
- 87. Цена капитала компании: понятие, методика определения. Модель цены капитальных активов, расчет средневзвешенной стоимости капитала
- 89. Управление оборотным капиталом компании. Операционный и финансовый циклы.
- 90. Банкротство компании. Методы предупреждения банкротства и оздоровление компании.