logo search
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

1.2. Формы и механизмы социальной защиты

Система социальной защиты работников включает в себя широкий спектр компонентов и сегментов: элементов, форм, механизмов, систем и институтов.

1. Отдельные нормативно-правовые элементы, кото­рые не воплощаются в какой-то организации, а функционируют или сами по себе, или в комбинации с другими элементами. К ним можно отнести законодательные нормы трудового и соци­ального права (кодекс законов о труде, законы о пенсионном обеспечении и здравоохранении), которые имеют характер прямого действия: прием и увольнение работников, режимы

рабочего времени, оплата сверхурочных и ночных работ, защи­та труда женщин и подростков; регулирование размеров пенсий и пособий, а также норм медицинской помощи.

Таблица 1

Классификация элементов, механизмов и систем социальной защиты работников в процессе труда

Элементы

Механизмы

Системы

Социальные гарантии - федеральный (националь­ный) уровень: трудовое (социальное)законода­тельство, правила и нормы по технике безопасности гигиене труда

Экономический

правовой

политический

Системы государствен­ных минимальных

со­циальных стандартов; Системы медицинского и профессионального отбора, а также профес­сиональной подготовки работников

Социальные гарантии в коллективных, региональ­ных, отраслевых (тариф­ных) и генеральных со­глашениях

социальный

Системы охраны труда, оценки, профилактики и минимизации профес­сиональных рисков, а также расследования несчастных случаев на производстве

Социальные гарантии в конвенциях и рекоменда­циях МОТ

Системы определения профессиональной за­болеваемости и уста­новление степени утра­ты трудоспособности на производстве

Системы социального страхования (медицин­ского, по безработице, пенсионного, от несча­стных случаев на про­изводстве)

2. Механизмы социальной защиты, которые включают в себя отдельные комбинации экономических, социальных, пра­вовых и организационных подсистем, призванных обеспечи­вать определенные функции и виды (сегменты) защиты (защи­ту доходов работников, охрану и медицину труда и т.д.), а так­же инструменты достижения согласия между социальными субъектами: тарифные соглашения, коллективные договоры и трудовые контракты (см. табл. 1).

3. Институты социальной защиты, представляющие со­бой организационно-правовые структуры, предназначенные выполнять целевые функции защиты в соответствие с четко определенным юридическим статусом и экономическими воз­можностями (обязательного и добровольного социального страхования, социальной помощи, государственного социаль­ного обеспечения).

Государственные социальные гарантии, включая ми­нимальные социальные стандарты в системе социальной защи­ты, выступают как ее элементы (нормы прямого действия), так и инструменты и механизмы долговременного действия госу­дарства в данной сфере. Они служат эталоном и целевой уста­новкой для обоснования кратко- и долгосрочного прогнозиро­вания социальных процессов, определения целей и направле­ний (приоритетов) социальной политики, применяются в виде критериев оценки фактического состояния социальной сферы, эффективности мер в области передовых социальных техноло­гий. Такая многофункциональная роль объясняется их приро­дой. Государственные социальные гарантии являются обяза­тельствами государства, установленные законом, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой госу­дарственных социальных гарантий выступают государственные минимальные социальные стандарты, которые представляют собой научно обоснованные показатели уровня обеспеченности и потребления важнейших жизненных благ и услуг по социаль­но-демографическим группам населения и регионам страны. Данная система включает в себя следующие компоненты.

1. Социальные нормы и нормативы в области доходов населения (прожиточный минимум, минимальные доходы в

виде минимального размера оплаты труда и пенсий; минималь­ные размеры пособий в системе обязательного социального страхования).5 Важнейшую роль в системе социальной защиты играет прожиточный минимум, который согласно международ­ной практике и методологии рассчитывается для различных со­циально-демографических групп. В натуральном выражении прожиточный минимум представляет собой потребительскую корзину, с набором более 300 наименований товаров и услуг. В стоимостном выражении прожиточный минимум должен соот­ветствовать уровню нижней границы затрат на нормальное воспроизводство населения. Прожиточный минимум служит важнейшим показателем в системе социальной защиты, к кото­рому привязаны другие показатели: минимальный размер зара­ботной платы, минимальные размеры пенсий и пособий, сти­пендий и других социальных платежей.

2. Стандарты и нормы, требования качества и техно­логий предоставления социальных услуг (гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических проце­дур при оказании медицинской помощи и лечения).

3. Механизмы применения и финансового обеспечения реализации стандартов.

4. Организационная структура управления (научное, проектное и статистическое обеспечение разработки и реализа­ции стандартов), включающая органы исполнительной и пред­ставительной власти Российской Федерации, субъектов Россий­ской Федерации и органы местного самоуправления.

Система государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) становится одним из механизмов социаль­ной защиты в бюджетном регулировании и реализации госу­дарственной социальной политики (45, с. 43-45). Основную часть ГМСС и нормативов их финансового обеспечения целе­сообразно устанавливать по экономическим районам страны с выделением районов Крайнего Севера. Это диктуется необхо­димостью выделения групп однородных субъектов по их социально-экономическому положению и природно-географическим условиям.6

Механизмы регулирования системы социальной защиты с помощью ГМСС предполагают координацию законодательной базы, регулирующей отношения в отраслях социальной сферы:

бюджетного и налогового законодательства;

трудового и социального законодательства (деятель­ность внебюджетных социальных фондов), а также законо­дательства в сфере здравоохранения;

о разграничении предметов ведения и полномочий ме­жду Российской Федерацией и субъектами Федерации, а так­же между субъектами Федерации и местными органами са­моуправления.

Перечисление и сопоставление сферы действия ГМСС позволяет сделать вывод о «сквозном» характере регулирова­ния социальной защиты с помощью данного механизма. Это достигается с помощью разработки федеральных и региональ­ных концепций, прогнозов и программ социального развития и социальной политики, схем экономического и социального развития муниципальных образований и предприятий. Важ­ным инструментом формирования системы ГМСС является паспортизация социальной инфраструктуры предприятий и организаций, совершенствование государственной социальной статистики, что позволяет разрабатывать меры по обеспече­нию конституционных социальных гарантий работников и членов их семей.

Макроэкономическим показателем развития системы со­циальной защиты является и доля социальных расходов к ВВП. В странах, входящих в Организацию экономического сотруд­ничества и развития (ОЕСД), эта доля в конце 90-х годов в целом составляла 27,1 % ВВП, а в России - 14,9% ВВП. При этом, если рассматривать социальные расходы на душу населе­ния, то в России они в 1994 г. были в 20 раз меньше, чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 2 раза меньше, чем в Чехии [53, с. 295].

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации раз­личается более чем в шесть раз; региональная дифференциация в сред­недушевых доходах достигает 17-кратной величины; обеспеченность на­селения больничными койками и врачами достигла 4-кратной величины; территориальные различия в удельных капитальных затратах на объек­тах социальной сферы составляют 3 раза и более [46, с. 100].

Важнейшим сегментом (подсистемой) социальной защиты является защита работников от профессионального риска, механизмы которой могут быть представлены в следующем виде (см. табл. 2):

на этапе поступления на работу:

официального и обязательного предупреждения ра­ботников - при заключении ими трудовых соглашений с ра­ботодателями о степени потенциального профессионально­го риска производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний, а также о наиболее вероят­ных сроках возникновения таких заболеваний. На работах с высоким уровнем профессионального потенциального риска администрация предприятий обязана, кроме того, заключать с работниками срочные трудовые договоры, позволяющие су­щественно снизить уровень риска возникновения профессио­нальных заболеваний. Опыт западных стран свидетельствует о том, что институт предупреждения и ответственности сторон (с применением в судебном порядке к работодателю значительных штрафов) помогает реализовать право трудя­щихся знать о возможных отдаленных последствиях работы во вредных условиях труда и обеспечивает повышение объек­тивности информации о состоянии условий труда и их послед­ствиях, а также способствует установлению здоровых соци­ально-психологических отношений в обществе;

проведения обязательных медицинских осмотров, и прежде всего на работах с вредными, и опасными условиями труда, и организацию профессиональной подготовки и инст­руктажей по охране труда

Таблица 2

Экономико-правовой и организационный механизм обеспечения социальной защиты в области охраны труда

Меры по профилактике производственного

травматизма и профессиональных

заболеваний на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда

Социальная защита в случае потери

Трудоспособности работниками

из-за производственных причин

при поступлении

на работу

в процессе работы

предупреждение работника о потенциальной степени риска

производственного

травматизма и профессиональной заболеваемости на работах с

опасными и вредными

условиями труда

обеспечение администрацией предприятий

(нанимателями) безопасных условий труда

на рабочих местах

выявление

медицинскими учреждениями потери трудоспособности работников на

ранних этапах профессиональной заболеваемости и перевод на

другую работу

заключение срочного

трудового договора с

работниками на срок,

позволяющий

минимизировать риск профессиональной заболеваемости

медицинские осмотры

поступающих на работу

обеспечение работающих эффективными и

надежными средства-

ми коллективной и

индивидуальной защиты

обеспечение администрацией проведения

периодических медицинских осмотров работников

финансовое покрытие предприятиями расходов на социальное

страхование,

обеспечивающее экономическую защиту работников, утративших трудоспособность, а

также их семей

профессиональная подготовка и инструктаж

проведение периодических инструктажей и

профессиональной

подготовки

организация и проведение медицинской,

социальной и профессиональной реабилитации пострадавших

на производстве

в процессе работы:

обеспечения администрацией предприятий безопасных условий труда на рабочих местах;

обеспечения работающих эффективными и надежны­ми средствами коллективной и индивидуальной защиты;

организации комплекса работ и услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников, проведение профессиональной подготовки;

в случае временной или постоянной утраты трудоспособности:

выявления медицинскими учреждениями потери тру­доспособности работников на ранних этапах предпатологических изменений в организме работающих и обязательный их перевод на другую работу;

выявления профзаболеваний, признания утраты трудо­способности в связи с ними или производственным травматиз­мом и особенно при наступлении инвалидности или летального исхода, назначения пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни пострадавшему или его семье;

финансового обеспечения предприятиями расходов на социальное страхование;

организации сети профессионально-отраслевых и ре­гиональных центров медицинской, социальной и профессио­нальной реабилитации пострадавших на производстве.

Классифицировать механизмы социальной защиты работ­ников можно с помощью двух подсистем - социально-экономических и материально-вещественных.

Социально-экономические механизмы защиты работников включают в себя:

Социально-трудовые механизмы

социальные гарантии, обеспечивающие регулирование продолжительности рабочего времени; режимы труда и отдыха, границы трудоспособного возраста, минимальный размер трудового стажа для получения права на пенсион­ное обеспечение, минимально допустимый возраст приема на работу. Базовыми подходами для разработки системы социально-трудовых гарантии являются конвенции и ре­комендации МОТ;7

социальные гарантии, обеспечивающие материаль­ную обеспеченность, - гарантированный минимальный размер заработной платы, тарифные сетки по оплате труда, оплачиваемые отпуска, минимальный размер посо­бии и пенсий в связи с утратой трудоспособности;

социальные гарантии допустимого уровня трудовых нагрузок: физическая нагрузка, интенсивность и монотон­ность труда, темп работы, нормирование труда;

социальные гарантии профессионально образова­тельного и информационного обеспечения: наличие систем профессиональной подготовки работающих, и особенно, для производств и профессий с высоким уровнем профес­сионального риска;

(7 Например, к основным гарантиям, касающимся данной группы; элементов социальной защиты можно отнести следующие: Конвенция? № 1 (1919 г.) «О рабочем времени в промышленности»; Конвенция МОТ;' №47 (1935 г.) «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю»; Конвенция № 150 и Рекомендация № 158 (1978 г.) «О регулирова­нии вопросов труда»; Конвенция № 14 (1921 г.) «О еженедельном отдыхе в промышленности»; Конвенция № 5 (1919 г.) «О минимальном возрасте приема на работу в промышленности»; Конвенция № 102(1052 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения» [40].

8 Согласно Конвенции МОТ № 161 «О службах гигиены труда» администрация предприятий обязана проводить выявление и оценку риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте, а также наблюдение за факторами производственной среды и производственных операций, которые неблагоприятно воздействуют на

здоровье работников. Кроме того, администрация с помощью соответствующих служб должна содействовать адаптации трудовых процессов к работникам, изучать причины несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, обеспечивать необходимую информации организовывать обучение и просвещение, в этой области [40].)

Медицинские механизмы социальной защиты

проведение предварительных и периодических ме­дицинских осмотров, организация первой медицинской помощи;

лечение пострадавших на производстве и система определения утраты трудоспособности (в том числе из-за производственного травматизма и профессиональной за­болеваемости).

Компенсационно-реабилитационные механизмы социальной защиты

материальная компенсация утраты трудоспособно­сти на производстве;

медицинская, социальная и профессиональная реаби­литация пострадавших на производстве;

льготы и компенсации за работу в производствах с высоким уровнем профессионального риска повреждения здоровья (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, досрочная пенсия).

Организационно-распорядительные механизмы охраны труда

экспертиза состояния охраны труда на рабочих местах; организация расследований несчастных случаев на про­изводстве.

Материально-вещественные механизмы социальной защиты представляют собой совокупность материально-вещественных элементов производственной среды, социальной инфраструктуры охраны, гигиены и медицины труда, которые формируют определенный уровень социальной защиты челове­ка в процессе трудовой деятельности.

Эту группу механизмов социальной защиты можно струк­турировать таким образом.

Технические механизмы социальной защиты:

уровень механизации, автоматизации производст­венных процессов, фондо- и энерговооруженность труда, состояние основных производственных фондов (с точки зрения их физического и морального износа), уровень соот­ветствия орудий, предметов и организации рабочего мес­та требованиям техники безопасности и гигиены труда, рекомендациям эргономики; наличие и соответствие пра­вилам безопасности труда коллективных и индивидуаль­ных средств защиты работающих.

Социально-бытовая инфраструктура:

наличие и соответствие санитарным нормам поме­щений санитарно-бытовой инфраструктуры (душевые, раздевалки, помещения для приема пищи и т.д.).

Классификация элементов на две большие группы (соци­ально-экономические и материально-вещевые) дает представ­ление об их составе и взаимосвязи между ними (см. схему 1).

Схема 1 Механизмы социальной защиты работников в процессе труда

Социально-экономические механизмы социальной защиты

С оциально - трудовые

М едицинские

Компенсационно -реабилитационные

Организационно - распорядительные

РАБОТНИК

технические

социально-бытовая инфраструктура

материально-вещественные механизмы социальной защиты