1.2. Формы и механизмы социальной защиты
Система социальной защиты работников включает в себя широкий спектр компонентов и сегментов: элементов, форм, механизмов, систем и институтов.
1. Отдельные нормативно-правовые элементы, которые не воплощаются в какой-то организации, а функционируют или сами по себе, или в комбинации с другими элементами. К ним можно отнести законодательные нормы трудового и социального права (кодекс законов о труде, законы о пенсионном обеспечении и здравоохранении), которые имеют характер прямого действия: прием и увольнение работников, режимы
рабочего времени, оплата сверхурочных и ночных работ, защита труда женщин и подростков; регулирование размеров пенсий и пособий, а также норм медицинской помощи.
Таблица 1
Классификация элементов, механизмов и систем социальной защиты работников в процессе труда
Элементы | Механизмы | Системы |
Социальные гарантии - федеральный (национальный) уровень: трудовое (социальное)законодательство, правила и нормы по технике безопасности гигиене труда | Экономический правовой политический | Системы государственных минимальных социальных стандартов; Системы медицинского и профессионального отбора, а также профессиональной подготовки работников |
Социальные гарантии в коллективных, региональных, отраслевых (тарифных) и генеральных соглашениях | социальный | Системы охраны труда, оценки, профилактики и минимизации профессиональных рисков, а также расследования несчастных случаев на производстве |
Социальные гарантии в конвенциях и рекомендациях МОТ |
| Системы определения профессиональной заболеваемости и установление степени утраты трудоспособности на производстве |
|
| Системы социального страхования (медицинского, по безработице, пенсионного, от несчастных случаев на производстве) |
2. Механизмы социальной защиты, которые включают в себя отдельные комбинации экономических, социальных, правовых и организационных подсистем, призванных обеспечивать определенные функции и виды (сегменты) защиты (защиту доходов работников, охрану и медицину труда и т.д.), а также инструменты достижения согласия между социальными субъектами: тарифные соглашения, коллективные договоры и трудовые контракты (см. табл. 1).
3. Институты социальной защиты, представляющие собой организационно-правовые структуры, предназначенные выполнять целевые функции защиты в соответствие с четко определенным юридическим статусом и экономическими возможностями (обязательного и добровольного социального страхования, социальной помощи, государственного социального обеспечения).
Государственные социальные гарантии, включая минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты, выступают как ее элементы (нормы прямого действия), так и инструменты и механизмы долговременного действия государства в данной сфере. Они служат эталоном и целевой установкой для обоснования кратко- и долгосрочного прогнозирования социальных процессов, определения целей и направлений (приоритетов) социальной политики, применяются в виде критериев оценки фактического состояния социальной сферы, эффективности мер в области передовых социальных технологий. Такая многофункциональная роль объясняется их природой. Государственные социальные гарантии являются обязательствами государства, установленные законом, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий выступают государственные минимальные социальные стандарты, которые представляют собой научно обоснованные показатели уровня обеспеченности и потребления важнейших жизненных благ и услуг по социально-демографическим группам населения и регионам страны. Данная система включает в себя следующие компоненты.
1. Социальные нормы и нормативы в области доходов населения (прожиточный минимум, минимальные доходы в
виде минимального размера оплаты труда и пенсий; минимальные размеры пособий в системе обязательного социального страхования).5 Важнейшую роль в системе социальной защиты играет прожиточный минимум, который согласно международной практике и методологии рассчитывается для различных социально-демографических групп. В натуральном выражении прожиточный минимум представляет собой потребительскую корзину, с набором более 300 наименований товаров и услуг. В стоимостном выражении прожиточный минимум должен соответствовать уровню нижней границы затрат на нормальное воспроизводство населения. Прожиточный минимум служит важнейшим показателем в системе социальной защиты, к которому привязаны другие показатели: минимальный размер заработной платы, минимальные размеры пенсий и пособий, стипендий и других социальных платежей.
2. Стандарты и нормы, требования качества и технологий предоставления социальных услуг (гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур при оказании медицинской помощи и лечения).
3. Механизмы применения и финансового обеспечения реализации стандартов.
4. Организационная структура управления (научное, проектное и статистическое обеспечение разработки и реализации стандартов), включающая органы исполнительной и представительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Система государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) становится одним из механизмов социальной защиты в бюджетном регулировании и реализации государственной социальной политики (45, с. 43-45). Основную часть ГМСС и нормативов их финансового обеспечения целесообразно устанавливать по экономическим районам страны с выделением районов Крайнего Севера. Это диктуется необходимостью выделения групп однородных субъектов по их социально-экономическому положению и природно-географическим условиям.6
Механизмы регулирования системы социальной защиты с помощью ГМСС предполагают координацию законодательной базы, регулирующей отношения в отраслях социальной сферы:
• бюджетного и налогового законодательства;
• трудового и социального законодательства (деятельность внебюджетных социальных фондов), а также законодательства в сфере здравоохранения;
• о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации, а также между субъектами Федерации и местными органами самоуправления.
Перечисление и сопоставление сферы действия ГМСС позволяет сделать вывод о «сквозном» характере регулирования социальной защиты с помощью данного механизма. Это достигается с помощью разработки федеральных и региональных концепций, прогнозов и программ социального развития и социальной политики, схем экономического и социального развития муниципальных образований и предприятий. Важным инструментом формирования системы ГМСС является паспортизация социальной инфраструктуры предприятий и организаций, совершенствование государственной социальной статистики, что позволяет разрабатывать меры по обеспечению конституционных социальных гарантий работников и членов их семей.
Макроэкономическим показателем развития системы социальной защиты является и доля социальных расходов к ВВП. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЕСД), эта доля в конце 90-х годов в целом составляла 27,1 % ВВП, а в России - 14,9% ВВП. При этом, если рассматривать социальные расходы на душу населения, то в России они в 1994 г. были в 20 раз меньше, чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 2 раза меньше, чем в Чехии [53, с. 295].
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации различается более чем в шесть раз; региональная дифференциация в среднедушевых доходах достигает 17-кратной величины; обеспеченность населения больничными койками и врачами достигла 4-кратной величины; территориальные различия в удельных капитальных затратах на объектах социальной сферы составляют 3 раза и более [46, с. 100].
Важнейшим сегментом (подсистемой) социальной защиты является защита работников от профессионального риска, механизмы которой могут быть представлены в следующем виде (см. табл. 2):
на этапе поступления на работу:
• официального и обязательного предупреждения работников - при заключении ими трудовых соглашений с работодателями — о степени потенциального профессионального риска производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний, а также о наиболее вероятных сроках возникновения таких заболеваний. На работах с высоким уровнем профессионального потенциального риска администрация предприятий обязана, кроме того, заключать с работниками срочные трудовые договоры, позволяющие существенно снизить уровень риска возникновения профессиональных заболеваний. Опыт западных стран свидетельствует о том, что институт предупреждения и ответственности сторон (с применением в судебном порядке к работодателю значительных штрафов) помогает реализовать право трудящихся знать о возможных отдаленных последствиях работы во вредных условиях труда и обеспечивает повышение объективности информации о состоянии условий труда и их последствиях, а также способствует установлению здоровых социально-психологических отношений в обществе;
•проведения обязательных медицинских осмотров, и прежде всего на работах с вредными, и опасными условиями труда, и организацию профессиональной подготовки и инструктажей по охране труда
Таблица 2
Экономико-правовой и организационный механизм обеспечения социальной защиты в области охраны труда
Меры по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда | Социальная защита в случае потери Трудоспособности работниками из-за производственных причин | |
при поступлении на работу | в процессе работы | |
предупреждение работника о потенциальной степени риска производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на работах с опасными и вредными условиями труда | обеспечение администрацией предприятий (нанимателями) безопасных условий труда на рабочих местах | выявление медицинскими учреждениями потери трудоспособности работников на ранних этапах профессиональной заболеваемости и перевод на другую работу |
заключение срочного трудового договора с работниками на срок, позволяющий минимизировать риск профессиональной заболеваемости медицинские осмотры поступающих на работу | обеспечение работающих эффективными и надежными средства- ми коллективной и индивидуальной защиты обеспечение администрацией проведения периодических медицинских осмотров работников | финансовое покрытие предприятиями расходов на социальное страхование, обеспечивающее экономическую защиту работников, утративших трудоспособность, а также их семей |
профессиональная подготовка и инструктаж | проведение периодических инструктажей и профессиональной подготовки | организация и проведение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве |
в процессе работы:
• обеспечения администрацией предприятий безопасных условий труда на рабочих местах;
• обеспечения работающих эффективными и надежными средствами коллективной и индивидуальной защиты;
• организации комплекса работ и услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников, проведение профессиональной подготовки;
в случае временной или постоянной утраты трудоспособности:
• выявления медицинскими учреждениями потери трудоспособности работников на ранних этапах предпатологических изменений в организме работающих и обязательный их перевод на другую работу;
• выявления профзаболеваний, признания утраты трудоспособности в связи с ними или производственным травматизмом и особенно при наступлении инвалидности или летального исхода, назначения пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни пострадавшему или его семье;
• финансового обеспечения предприятиями расходов на социальное страхование;
• организации сети профессионально-отраслевых и региональных центров медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.
Классифицировать механизмы социальной защиты работников можно с помощью двух подсистем - социально-экономических и материально-вещественных.
Социально-экономические механизмы защиты работников включают в себя:
Социально-трудовые механизмы
социальные гарантии, обеспечивающие регулирование продолжительности рабочего времени; режимы труда и отдыха, границы трудоспособного возраста, минимальный размер трудового стажа для получения права на пенсионное обеспечение, минимально допустимый возраст приема на работу. Базовыми подходами для разработки системы социально-трудовых гарантии являются конвенции и рекомендации МОТ;7
социальные гарантии, обеспечивающие материальную обеспеченность, - гарантированный минимальный размер заработной платы, тарифные сетки по оплате труда, оплачиваемые отпуска, минимальный размер пособии и пенсий в связи с утратой трудоспособности;
социальные гарантии допустимого уровня трудовых нагрузок: физическая нагрузка, интенсивность и монотонность труда, темп работы, нормирование труда;
социальные гарантии профессионально образовательного и информационного обеспечения: наличие систем профессиональной подготовки работающих, и особенно, для производств и профессий с высоким уровнем профессионального риска;
(7 Например, к основным гарантиям, касающимся данной группы; элементов социальной защиты можно отнести следующие: Конвенция? № 1 (1919 г.) «О рабочем времени в промышленности»; Конвенция МОТ;' №47 (1935 г.) «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю»; Конвенция № 150 и Рекомендация № 158 (1978 г.) «О регулировании вопросов труда»; Конвенция № 14 (1921 г.) «О еженедельном отдыхе в промышленности»; Конвенция № 5 (1919 г.) «О минимальном возрасте приема на работу в промышленности»; Конвенция № 102(1052 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения» [40].
8 Согласно Конвенции МОТ № 161 «О службах гигиены труда» администрация предприятий обязана проводить выявление и оценку риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте, а также наблюдение за факторами производственной среды и производственных операций, которые неблагоприятно воздействуют на
здоровье работников. Кроме того, администрация с помощью соответствующих служб должна содействовать адаптации трудовых процессов к работникам, изучать причины несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, обеспечивать необходимую информации организовывать обучение и просвещение, в этой области [40].)
Медицинские механизмы социальной защиты
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, организация первой медицинской помощи;
лечение пострадавших на производстве и система определения утраты трудоспособности (в том числе из-за производственного травматизма и профессиональной заболеваемости).
Компенсационно-реабилитационные механизмы социальной защиты
материальная компенсация утраты трудоспособности на производстве;
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве;
льготы и компенсации за работу в производствах с высоким уровнем профессионального риска повреждения здоровья (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, досрочная пенсия).
Организационно-распорядительные механизмы охраны труда
экспертиза состояния охраны труда на рабочих местах; организация расследований несчастных случаев на производстве.
Материально-вещественные механизмы социальной защиты представляют собой совокупность материально-вещественных элементов производственной среды, социальной инфраструктуры охраны, гигиены и медицины труда, которые формируют определенный уровень социальной защиты человека в процессе трудовой деятельности.
Эту группу механизмов социальной защиты можно структурировать таким образом.
Технические механизмы социальной защиты:
уровень механизации, автоматизации производственных процессов, фондо- и энерговооруженность труда, состояние основных производственных фондов (с точки зрения их физического и морального износа), уровень соответствия орудий, предметов и организации рабочего места требованиям техники безопасности и гигиены труда, рекомендациям эргономики; наличие и соответствие правилам безопасности труда коллективных и индивидуальных средств защиты работающих.
Социально-бытовая инфраструктура:
наличие и соответствие санитарным нормам помещений санитарно-бытовой инфраструктуры (душевые, раздевалки, помещения для приема пищи и т.д.).
Классификация элементов на две большие группы (социально-экономические и материально-вещевые) дает представление об их составе и взаимосвязи между ними (см. схему 1).
Схема 1 Механизмы социальной защиты работников в процессе труда
Социально-экономические механизмы социальной защиты | |||
С оциально - трудовые | М едицинские | Компенсационно -реабилитационные | Организационно - распорядительные |
РАБОТНИК
технические | социально-бытовая инфраструктура |
материально-вещественные механизмы социальной защиты |
- Основы социального страхования
- Введение
- Раздел I место и рольсоциального страхования в системе социальной защиты работников
- Глава 1 категория, формы и механизмы социальной защиты
- 1.1. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» работников
- 1.2. Формы и механизмы социальной защиты
- Глава 2 эволюция доктрин и национальных систем социальной защиты
- 2.2. Этапы развития систем социальной защиты в западных странах
- 2.3. Эволюция социальной защиты в России
- Глава 3 институты социальной защиты и современные задачи их развития в россии
- 3.1. Институты социальной защиты: теория вопроса
- 3.2. Институты социальной защиты: сравнительный анализ
- 3.3. Системные проблемы становления института обязательного социального страхования в России
- Глава 4 актуарные расчеты - методологическая основа социального страхования
- 4.1. Актуарные методы - важнейшее условие обоснования пенсионного страхования
- 4.2. Актуарная модель и системные проблемы
- 4.3. Законодательное обеспечение актуарной деятельности
- Раздел III
- Глава5 предмет социального страхования
- 5.1. Категории и виды социального страхования
- Классификация видов страхования
- 5.2. Вероятностный характер социальных рисков и функции социального страхования
- Глава 6 теоретические основы социального страхования и эволюция формирования страховых механизмов
- 6.1. Исторические и теоретические предпосылки формирования культуры социального страхования
- 6.2. Принципы организации социального страхования
- 6.3. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования
- Раздел IV пути формирования отечественной системы социального страхования
- Глава 7 вопросы институционального построения национальных систем социального страхования в странах снг
- 7.1. Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхования
- 7.2. Трудности и «болезни роста» социального страхования
- 7.3. Пути решения первоочередных задач
- Глава 8 задачи формирования системы социального страхования в россии
- 8.1. Проблемы перехода от системы государственного социального обеспечения к системе социального страхования
- 8.2. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России
- 8.3. Организация социального страхования: законодательное закрепление гарантий
- 8.4. Формирование рыночной модели финансирования социального страхования
- 8.5. Организационно-управленческие вопросы
- 8.6. Стратегия и тактика предстоящих реформ системы социальной защиты
- Литература
- Содержание
- 105005, Москва, Елизаветинский пер., д. 6, офис 23