67. Небанковские кредитно-финансовые орг-ции.
НБКФО представляет собой ЮЛ, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды дея-ти, предусмотренные БК, за исключением тех видов дея-ти, которые могут осущ-ять банки:
1)привлечения денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
2)размещения привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
3)открытия и ведения банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком.
НБКФОсоздается в форме хоз-ого общества и осуществляет свою дея-ть в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Наименование НБКФОдолжно содержать указание на характер дея-ти этой организации посредством использования слов "небанковская кредитно-финансовая организация", а также на ее организационно-ПР форму.
Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слова "небанковская кредитно-финансовая организация" либо иным образом указывать на то, что они имеют право на осуществление банковской дея-ти, за исключением лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковской дея-ти.
НБКФОподлежат гос регистрации в Национальном банке. НБКФОна основании лицензии, выданной Национальным банком, вправе осуществлять отдельные банковские операции, предусм. БК.
Перечень документов, представляемых для гос регистрации НБКФОи получения лицензии на осуществление банковской дея-ти, определяется Национальным банком в зависимости от организационно-ПР формы НБКФОи дея-ти, которую она будет осуществлять.
Решения о гос регистрации НБКФОили об отказе в ее гос регистрации принимаются Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления необходимых для гос регистрации документов. В гос регистрации НБКФОможет быть отказано в случае непредставления необходимых для гос регистрации документов, установленных Национальным банком.
Одновременно с принятием решения о гос регистрации НБКФОНациональный банк принимает решение о перечне банковских операций, которые может осуществлять эта организация, и о выдаче ей лицензии на осуществление банковской дея-ти.
Национальный банк на основании решения о гос регистрации НБКФОв десятидневный срок представляет в МинЮст необходимые сведения об этой организации для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Зарегистрированной НБКФОвыдаются свидетельство о ее гос регистрации и лицензия на осуществление банковской дея-ти.
Документы, представляемые небанковской кредитно-финансовой организацией для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной ей лицензии на осуществление банковской дея-ти, а также порядок их представления и рассмотрения устанавливаются Национальным банком.
На основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской дея-ти, Национальный банк выдает НБКФОлицензию на новом бланке с указанием в ней измененного перечня банковских операций, которые эта организация вправе осуществлять.
Реорганизация НБКФОможет происходить путем его разделения, выделения, слияния и присоединения. Разделение и выделение допускается только при условии, что минимальный размер уставного фонда останется в результате реорганизации в пределах установленного зак-вом.
Слияние может происходить только с полученного в уст. порядке разрешения НБ и только с др. орг-ми. Присоединиться могут только банк или небанковская кредитно-финансовая организация.
В случае разделения или выделения, происходит уменьшение уставных фондов по сравнению с уставным фондом реорганизуемой организации, следовательно, об этом необходимо сообщить кредиторам, которые в свою очередь могут правомерно потребовать произвести с ними расчет.
В процессе реорганизации путем слияния, присоединения или преобразования к вновь созданным организациям переходят в порядке, установленном Национальным банком, все лицензии, которые имели реорганизованные. Прекращение организации осуществляется путемеё ликвидации, решение о ликвидации может быть принято её учредителями, хоз-ым судом и Национальным банком в случаях предусмотренных законодательством. Ликвидация по инициативе её учредителей происходит с письменного согласия Национального банка, куда подается заявление и решение учредителей о её ликвидации. Решение о ликвидации может быть принято только после исполнения всех обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Орган, принявший решение о ликвидации, в десятидневный срок после получения согласия Национального банка создает ликвидационную комиссию, назначает председателя и устанавливает срок для ликвидации. В Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Национальный банк вносит сведения о нахождении организации в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации производит оценку её финансового состояния и в случае недостаточности её имущества для погашения требований кредиторов или задолженностей в бюджет и иные фонды, подает исковое заявление в хоз-ый суд о банкротстве организации. НБКФОсчитается ликвидированной с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующей записи. О ликвидации должно быть опубликовано сообщение в официальном банковском издании (Банковском вестнике).
В случае реорганизации НБКФО путем преобразования ее в иную ком.орг. эта ком.орг. не может быть преобразована в НБКФОранее трех лет со дня отзыва лицензии на осуществление банковской дея-ти.
68 Гос. рег-ние рынка ЦБ. Зак-тво о рынке ЦБ
В целях упорядочения функционирования рынка ЦБ, соблюдения дисциплины его участниками, поддержания доверия к рынку и обеспечения его динамичного развития, гос-тво осуществляет регулирующую функцию. Главным принципом рег-ния рынка ЦБ является реализация общенац. экон-ких интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиц. дея-ти в РБ. Система рег-ния должна выполнять следующие функции:
-выделять ключевые направления развития рынка ЦБ и определять роль участников рынка ЦБ;
-создавать для участников рынка благоприятные законодате. и четко определенные регулирующие условия;
-создавать системы ответс-сти за действия, которые могут привести к дезорганизации рынка, его разрушению, к недобросовестной конкуренции, обману инвесторов, манипулированию ценами и мошенничеству с фин. ресурсами, в том числе по доверительным операциям.
Гос. рег-ние и контроль за рынком ЦБ осуществляется путем принятия соответствующих законодат. и НПА, лицензирования и надзора за дея-тью Sов рынка ЦБ. Проведение единой гос политики в этой сфере осуществляет Комитет по ЦБ при СовМине РБ.
В рамках своих полномочий гос. рег-ние рынка ЦБ осуществляют также НБ РБ, КГК, МинФин, МинЭконом и др.органы.
Гос. рег-ние рынка ЦБ включает:
-обеспечение обязательного обнародования всей существенной информации о рынке ЦБ (условия выпуска и оборота ЦБ, результаты финансово-хоз-ой дея-ти, финансовое положение эмитентов, характер и тенденции в торговле ЦБ и т. д.);
-лицензирование и рег-ние дея-ти проф. участников, в том числе тех, которые осуществляют доверительное управление на рынке ЦБ, контроль за их действиями, разработку экон-ких нормативов;
-надзор за биржевой торговлей ЦБ, введение обязательных для выполнения участниками рынка правил торговли;
-привлечение к адм. и уг. отв-сти лиц, которые используют конфиденциальную информацию с целью получения дохода или избежания уплаты налогов по операциям с ЦБ;
-обеспечение прав владельцев ЦБ (доступ к финансовой отчетности эмитентов, участие в управлении путем реализации права голоса, беспрепятственная и быстрая передача прав соб-сти на ЦБ и т. д.)
-установление единых квалификационных и финансовых требований к проф. участникам рынка ЦБ и их сотрудникам, правил регистрации и выпуска ЦБ, а также стандартных правил оформления операций с ЦБ, ведения учета и отчетности по этим операциям и порядка ведения реестра владельцев ЦБ.
Гос-тво благоприятствует становлению и развитию эффективной и стабильной системы платежей для обслуживания операций по ЦБ, доступу на рынок ЦБ эмитентов, устанавливает ограничения по использованию на рынке ЦБ заемных средств.
Комитет по ЦБ при СовМИне выполняет как функции контроля за соблюдением зак-ства по ЦБ и наложение санкций за его нарушение, так и функции рег-ния рынка ЦБ, предусмотренные закоством, осуществляет наблюдение за размещением ЦБ белорусских эмитентов на международных рынках ЦБ и эмитентов других государств — на белорусском рынке ЦБ. Анализ экон-кой и ПР литературы позволяют определить рынок ЦБ, как сферу обращения определенных видов ЦБ, осуществляемых по установленным правилам между обладающими правами и обяз-тями Sами.
Классификацию рынка ЦБ можно произвести по различным основаниям:
-
в зависимости от территориально-пространственной принадлежности рынка – национальный и международный;
-
в зависимости от роли, которую он играет в процессе воспроизводства – на первичный и вторичный;
-
в зависимости от срока привлечения денежных средств – денежный рынок и рынок капиталов.
Наиболее распространенное деление рынка ЦБ на практике – это деление на первичный и вторичный рынки. Первичный рынок представляет собой рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ЦБ. Участниками первичного рынка ЦБ являются эмитенты, нуждающиеся в финн. ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал и инвесторы, ищущие выгодную для себя сферу вложения денежных средств. Следовательно, первичный рынок ЦБ является фактическим регулятором рыночной экономики: определяет размеры накоплений и инвестиций в стране, является средством поддержания пропорциональности в экономике, предполагает размещение новых выпусков ЦБ эмитентами и другое.
Первичный рынок предполагает существование вторичного рынка. Вторичный рынок – рынок, на котором осуществляется обращение ЦБ в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Продажа ЦБ на вторичном рынке осуществляется посредством спекулянтов (посредников), целью дея-ти которых является получение дохода в виде курсовой разницы, которая формируется под воздействием спроса и предложений. Таким образом, вторичный рынок в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными Sами хозяйствования.
Существуют две основные разновидности вторичного рынка: биржевой (организованный) и внебиржевой (неорганизованный). Внебиржевой рынок действует с помощью брокерских и дилерских компаний, которые без единой организационной структуры (по телефону, компьютерной сети) осуществляют продажу ЦБ.
Основными участниками рынка ЦБ являются эмитенты, инвесторы, проф. участники, гос-тво.
Эмитентом ЦБ, в соответствии с законом «О ЦБ и фондовых биржах», может выступать ЮЛ, которое от своего имени выпускает ЦБ и обязуется выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ЦБ. Эмитентами могут выступать АО, эмитентами облигаций могут быть ЮЛ, органы исполнительной власти и органы местного управления.
В качестве инвестора могут выступать ФЛ или ЮЛ, владеющие ЦБ (ст.1 Закона о фондовых биржах).
Проф. участники рынка ЦБ – это ЮЛ, любой формы соб-сти, осуществляющие профессиональную дея-ть на рынке ЦБ и получившие лицензию на эту дея-ть. Исходя из норм Закона о фондовых биржах, профессиональную дея-ть по ЦБ могут осуществлять: брокеры, дилеры и другие участники рынка ЦБ. Со стороны гос-тва в этой дея-ти участвуют: МинФин, НБРБ, МинЭкономики и др.
Зак-тво о рынке ЦБ: Правовое регулирование рынка ценных бумаг - один из важнейших институтов хозяйственного права. В ГК ценным бумагам посвящена специальная глава - гл. 7 (ст. 143 - 150), а также ст. 63 - 65, 96 - 104, 315 - 339, 797 - 808, 861 - 869, 880 - 909. Нормативное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется также БК и многочисленными актами специального законодательства, которые анализируются ниже.
закон «О ЦБ и фондовых биржах», Закон «Об обращении простых и переводных векселей», Закон «Об АО, ООО и ОДО», закон «об именных приватизационных чеках РБ» и др. Указ Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 N 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг". Особой формой регулирования рынка ценных бумаг является деятельность фондовой биржи. В будущем могут быть созданы традиционные самоуправляющиеся объединения участников фондового рынка.
- 1.Понятие хоз-ого права. Концепции хоз-ого права.
- 2.Предмет хоз-о-пРо рег-ния. Виды хоз-ых правоотношений.
- 4) Нормы о рассмотрении хозяйственных споров.
- 1. Рыночное хозяйство.
- 2. Централизованно-управляемое (плановое) хозяйство.
- 3.Принципы и методы пРо рег-ния хоз-ой дея-ти (хоз-ых отношений).
- 5.Направления и формы совершенствования хоз-ого зак-ва.
- 6.Гос. Воздействие на экономику. Виды (формы) гос. Рег-ния хоз-ой дея-ти.
- 7.Планирование – элемент гос. Рег-ния хоз-ой дея-ти. Формы планирования хоз-ой дея-ти.
- 8.Понятие и источники пРо рег-ния предпринимательства.
- 9.Sы и формы предпринимательства.
- 10.Пр положение индивидуальных предпринимателей.
- 11. Защита прав предпринимателей. Ответ-сть за нарушение прав предпринимателя.
- 12. Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской дея-ти.
- 13. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства.
- 14. Субъекты хозяйственной деятельности. Зак-тво о субъектах хозяйственной деятельности.
- 15) Организационно правовые формы коммерческих организации
- 16. Виды субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовых форм.
- 17. Порядок создания хозяйственных организаций. Учредители хоз. Организаций.
- 18. Гос. Регистрация субъектов хозяйствования.
- 19. Учредительные документы Sов хоз-ния.
- 20. Объединения хозяйственных (коммерческих) организаций.
- 21) Особенности правового регулирования деятельности государственных предприятий.
- 23Структура имущества Sов хоз-ой дея-ти.
- 24. Права Sов хоз-ой дея-ти в отношении их имущества.
- Источники формирования имущества Sов хоз-ой дея-ти. Уставный фонд, специальные фонды и резервы.
- 26. Общая характеристика хоз-ой дея-ти ее Sов.
- 28. Анализ хоз-ой дея-ти. Пр рег-ние аудита.
- 29.Понятие и Sы экон-кой несостоятельности (банкротства).
- 30.Производство по делу об экон-кой несостоятельности (банкротстве).
- 31. Процедуры, предотвращающие ликвидацию должника в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
- 32 Понятие разгосударствления и приватизации гос. Собственности. Зак-тво о разгосударствлении и приватизации. Органы прив. И их функции.
- 33 Субъекты и объекты приватизации.
- 34 Формы и способы разгосударствления и приватизации государственной собственности.
- 35 Порядок проведения разгосударствления и приватизации государственной собственности.
- 36) Отчеждение государственного имущества вне приватизации ( тут бредос )
- 37 Оценка объектов гражданских прав, государственного имущества в процессе приватизации.
- 38 Договор в хозяйственных отношениях. Понятие хозяйственного (предпринимательского) договора. Система предпринимательских договоров.
- 39 Структура договорных связей в хозяйственных отношениях. Порядок и способы заключения предпринимательских договоров.
- 40 Содержание предпринимательского договора.
- 41. Изменение и расторжение пред-ких договоров. Продление срока действия договора.
- 42. Понятие и значение санкций в хозяйственных отношениях. Виды санкций.
- 43. Формы имущественных санкций (имущественной ответственности).
- 44. Меры оперативного воздействия (оперативные санкции), применяемые в хозяйственных отношениях.
- 45. Адм. Ответственность в хоз. Отношениях.
- 46. Качество товаров (работ, услуг) и средства его обеспечения. Законодательное регулирование обеспечения качества товаров (работ, услуг).
- 47. Понятие технического нормирования и стандартизации. Правовые формы технического нормирования и стандартизации.
- 48. Правовое регулирование оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Сертификация товаров, работ и услуг.
- 49. Правовое регулирование обеспечения единства измерений.
- 50. Виды цен и тарифов. Государственное регулирование цен и тарифов. Законодательство о ценах и ценообразовании.
- 2. Государственное регулирование цен и тарифов и способы его осуществления
- 51.Права и обязанности Sов хозяйствования в области ценообразования. Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании.
- 52.Понятие монополистической дея-ти. Антимонопольное законодательство. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
- 2. Антимонопольное регулирование хозяйственной деятельности
- 53.Способы (меры) антимонопольного рег-ния.
- 54.Запрет злоупотребления хозяйствующим Sом доминирующим положением на товарном рынке.
- 56.Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- 57.Понятие и роль конкур. Источники зак-ва о конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за нее.
- 58.Биржи как Sы хоз-ой дея-ти. Виды бирж и их функции.
- 59.Особенности создания бирж. Органы управления биржей.
- 60.Понятие биржевой сделки. Виды биржевых сделок.
- 2) Сделки без реального товара:
- 61. Правила биржевой торговли. Порядок разрешения споров по биржевым сделкам.
- 62. Роль банков в обеспечении хозяйственного оборота. Банковская система Республики Беларусь. Банковское законодательство.
- 63. Правовое положение Национального банка Республики Беларусь.
- 64. Порядок создания банков, их реорганизация и ликвидация.
- 66. Правовые формы отношений банков с клиентами.
- 67. Небанковские кредитно-финансовые орг-ции.
- 69. Понятие цб и их классификация.
- 70. Основные виды цб.
- 71. Обращение цб.
- 72. Sы и порядок выпуска цб. Регистрация цб.
- 73. Порядок запрещения или приостановки выпуска цб.
- 74. Правовой режим акций.
- 75. Правовой режим облигаций.
- 76. Правовой режим векселей.
- 77. Профессиональная деятельность по цб.
- 78. Инвестиционная деятельность и ее правовое регулирование.
- 79. Инвестиционный договор с рб и ате.
- 80. Иностранные инвестиции на территории рб. Порядок открытия представительств иностранных организаций.
- 81. Инвестиционная дея-ть белорусских Sов хозяйствования за рубежом.
- 83.Прав.Рег-ние внешнеэкон.Деят-ти.
- 85. Sы валютных отношений. Валютные операции и их виды
- Текущие валютные операции:
- 5. Операции, связанные с движением капитала, проводимые в регистрационном порядке.
- 86 Тарифное рег-ние вэд
- 88 Понятие и виды концессии
- 89. Пр положение структурных подразделений коммерческих организаций (филиалов и представительств).
- 90) Хозяйственное право зарубежных стран