5.2.3. Ответственность сторон
Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:
- непреодолимой силы;
- опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;
- любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море;
- пожара, возникшего не по вине перевозчика;
- действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);
- военных действий и народных волнений;
- действия или бездействия отправителя или получателя;
- скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;
- незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;
- недостаточности или неясности марок;
- забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;
- иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.
Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения - в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств.
Лицо, имеющее право заявить требование к перевозчику в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если груз не выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на получение груза, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного срока выдачи груза.
Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.
Перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана (навигационная ошибка).
Перевозчик освобождается от ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, прибывшего в порт назначения в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя, доставленного в исправной таре без следов вскрытия в пути, а также перевозившегося в сопровождении представителя отправителя или получателя, если получатель не докажет, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза произошли по вине перевозчика.
Каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:
- военных или иных действий, создающих угрозу захвата судна или груза;
- блокады места отправления или места назначения;
- задержания судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;
- привлечения судна для государственных нужд;
- запрещения соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.
Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах:
- за утрату груза - в размере стоимости утраченного груза;
- за повреждение груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;
- в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза. За перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза.
Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если фрахт не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.
Общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен или должен был быть выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза. Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой цены, исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества. Из суммы, подлежащей возмещению за утрату или повреждение груза, вычитаются расходы на перевозку груза (фрахт, пошлины и другие), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты или повреждения груза произведены не были.
Отправитель и фрахтователь несут ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых они отвечают.
- Правовые основы внешнеторговой деятельности в.А.Ершов
- Глава 1. Основы государственного регулирования
- Внешнеторговой деятельности
- Глава 2. Источники регулирования отношений в области международной купли-продажи (применимое право)
- Глава 3. Договор международной купли-продажи
- 3.1. Заключение договора международной купли-продажи.
- 3.2. Форма договора
- 3.3. Общие положения об обязательствах сторон
- 3.4. Обязанности сторон внешнеторгового договора
- 3.5. Ответственность по договору международной
- 3.6. Последствия расторжения договора
- 3.7. Исковая давность по договору международной
- Глава 4. Некоторые виды гарантий исполнения обязательств по договору международной купли-продажи
- 4.1. Унифицированные правила по договорным гарантиям
- 4.2. Независимая гарантия и резервный аккредитив
- Глава 5. Международные перевозки
- 5.1. Международная автомобильная (дорожная) перевозка
- 5.1.1. Участники перевозки
- 5.1.2. Договор международной дорожной перевозки
- 5.1.3. Международная перевозка грузов с применением
- 5.2. Договор морской перевозки
- 5.2.1. Коносамент
- 5.2.2. Исполнение договора
- 5.2.3. Ответственность сторон
- 5.2.4. Прекращение обязательств по договору морской
- 5.2.5. Отдельные виды договора морской перевозки
- 5.3. Международная воздушная перевозка
- Глава 6. Расчеты по договору международной купли-продажи
- 6.1. Платежи и расчеты по Принципам унидруа
- 6.2. Международный кредитовый перевод
- 6.3. Инкассо
- 6.4. Документарный аккредитив
- 6.5. Вексель
- 6.5.1. Основные вексельные системы
- 6.5.2. Переводной вексель
- 6.5.3. Простой вексель
- Глава 7. Некоторые процессуальные особенности разрешения споров и защиты интересов сторон договора международной купли-продажи
- 7.1. Арбитражный порядок разрешения споров
- 7.2. Международный коммерческий арбитражный суд
- 7.3. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
- 7.4. Особенности легализации официальных иностранных