7.1. Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхования
Трансформация общественно-экономической системы Советского Союза, формирование новой парадигмы социальной политики в странах Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) - эти и ряд других причин коренным образом повлияли на изменение институциональной базы и модели социальной защиты. Социалистическая модель социального обеспечения, в которой государство играло роль единственного организатора и самого крупного финансового донора, за последние 10-12 лет постепенно трансформируется в модель, где наряду с государством все более важную роль играют работодатели и работники, региональные и муниципальные структуры.
Данная тенденция проявляется прежде всего в формировании институциональной базы социальной защиты на принципах социального страхования. Финансовое обеспечение во многом приобрело черты обязательных страховых взносов, повысилась роль работодателей и работников за материальное благополучие застрахованных, бюджеты государственных социальных фондов отделены от государственного бюджета, что способствовало смягчению рыночной трансформации национальных экономик. Так, в большинстве стран СНГ созданы государственные внебюджетные социальные фонды и их организационные структуры: социальной защиты, пенсионного и медицинского страхования, страхования по болезни и материнству, по безработице и инвалидности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Механизмы и формы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Во многих случаях страховую нагрузку несут не только работодатели, но и работники. Об этом свидетельствуют размеры и структура страховых взносов в странах СНГ (см. табл. 12), новые механизмы учета страховых прав застрахованных лиц и новая структура органов управления (см. табл. 13).
Механизм социального страхования, в основе функционирования которого заложены принципы личной ответственности страхователей и их солидарной взаимопомощи, наиболее адекватен природе рыночных отношений, а поэтому, по общепризнанному мнению, обладает высоким потенциалом социальной защиты работников и членов их семей. Это выражается в следующих положениях: один из основателей современного социального страхования канцлер Бисмарк, обосновывая необходимость его введения 90-х годах XIX века, особо отмечал его преимущества перед институтами государственной защиты (государственным попечением), финансовые ресурсы которых обеспечиваются за счет средств государственного бюджета. По его мнению, в рамках социального государственного вспомоществования невозможно воспитать свободного и, вместе с тем, самостоятельного и ответственного человека - того, кто может эффективно действовать в условиях рыночных отношений. В социальном страховании, в отличие от социального государственного вспомоществования, работодатели и работники, несут всю полноту ответственности за формирование финансовых ресурсов на случай наступления социальных рисков;
Таблица 12
Тарифы страховых взносов в странах СНГ и Балтии в 2002 году
Страна | Тариф страховых взносов (общий), % | Отчисления в фонды, в % от заработной платы | |||||||||||||
|
| пенсионный | Социального страхования | занятости | Обязательного медицинского страхования | страхование по болезни и материнству | страхование по безработице | - страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний | Страхование по инвалидности | ||||||
| Работодатели | Работники | Работодатели | Работники |
| Работодатели | Работники | Работодатели | Работники | Работодатели | Работники | Работодатели | Работники |
|
|
Азербайджан, | 29.0 | 1.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Армения | см.1 | 3.0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беларусь | 36.0 | 1.0 | 35.02 | 1.02 |
| 1.0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грузия | 31.0 | 2.0 | 27.0 | 1.0 |
| 1.0 |
| 3.0 | 1.0 |
|
|
|
|
|
|
Казахстан | 21.01 | 10.0" | 21,0 | 10.04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кыргызстан | 25.0 | 8.0 | 21.5 | 7.5 | 1.0 | 0.5 | 0.5 | 2.0 |
|
|
|
|
|
|
|
Латвия | 26.09 | 9.05 | 27.1 |
|
|
|
|
| 2.24 | 1.90 | 0.09 | 3.76 | |||
Литва | 31.0 | 3.0 | 22.5 | 2.5 |
|
|
| 3.0 |
| з.о- | 0.5 | 1.5 |
| 1.0 |
|
Молдова | 29.0 | 1.0 | 24.0 | 1.0 | 3.0 | 1.1 |
|
|
| 0.56 |
|
| - | 0.4 |
|
Россия | 35.6 |
| 28.07 |
| 4.0 |
|
| 3.6й |
|
|
|
|
| 0.2-8.5 |
|
Таджикистан | 25.0 | 1.0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Узбекистан | 40.0 . | 2.5 | 37.3 | 2.5 | 1.2 | 1.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Украина | 37.2 |
| 32.0 | 1.0-5.010 |
|
|
|
|
| .2.9" | 0.25-0.5'° | 2.1 | 0.5 | 0.2120.84—13.81' |
|
Эстония | 33.5' | 1.0 | 20.0 |
|
|
|
| 13.0 |
|
|
| 0.5 | 1.0 |
|
|
1 Социальные взносы на каждого работающего: 5.0 тыс. драм при зарплате до 20.0 тыс. драм; 5.0 тыс. драм при зарплате 20.0-100.0 тыс. драм 15 % с суммы, превышающей до 20.0 тыс. драм; 17.0 тыс. драм при зарплате свыше 100.0 тыс. драм 5 % с суммы, превышающей до 100.0 тыс. драм.
2 Взносы в Фонд социальной защиты населения.
3 Социальный налог.
Обязательный пенсионный взнос в накопительные пенсионные фонды
5 Тариф страховых взносов с работников включен во все виды социального страхования.
6 Взносы и Фонд защиты семей с детьми.
7 Взносы в Федеральный бюджет: 14 % на финансирование базовой части трудовой пенсии; 14 % - на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
8 В том числе и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0.2 %; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3.4%.
9 В зависимости от класса профессионального риска страхователя; в
ставку социального налога не включаются.
10 В зависимости от зарплаты (дохода) работников.
11 Страхование на случаи временной потери трудоспособности, рождения и захоронения.
12 Для бюджетных учреждений и организаций.
13 В соответствии с классом профессионального риска производства; в общий тариф страховых взносов не включены.
Таблица 13
Органы, назначающие и выплачивающие государственные пенсии в странах СНГ и Балтии [1, с. 11]
Страна | Назначение пенсий | Выплата пенсий | Индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц | ||
Азербайджан | Государственный фонд социальной защиты | Государственный фонд социальной защиты | Вводится | ||
Армения | Государственный фонд социального страхования | Государственный фонд социального страхования | В стадии разработки | ||
Беларусь | Органы социальной защиты (Министерство труда и социальной защиты) | Органы социальной защиты (Министерство труда и социальной защиты) | Вводится | ||
Грузия | Единый государственный фонд социального обеспечения | Единый государственный фонд социального обеспечения | В стадии разработки | ||
Казахстан | Из солидарной пенсионной системы | ||||
| Территориальные департаменты Министерства труда и социальной защиты населения | Государственный центр по выплате пенсий | Введен | ||
| Из накопительной пенсионной системы | ||||
| Накопительные пенсионные фонды | Накопительные пенсионные фонды |
| ||
Кыргызстан | Социальный фонд | Социальный фонд | Введен | ||
Латвия | Государственное агентство социального страхования | Государственное агентство социального страхования | Введен | ||
Литва | Управление фонда государственного социального страхования | Управление фонда государственного социального страхования | Введен | ||
Молдова | Территориальные кассы социального страхования | Территориальные кассы хоциально-го страхования | Вводится | ||
Россия | Территориальные органы Пенсионного фонда | Территориальные органы Пенсионного фонда | Введен | ||
Таджикистан | Отделы социальной защиты" населения (Министерство труда и социальной защиты населения) | Фонд социальной защиты населения. Отделы социальной защиты населения. Отделения Сбербанка | Вводится | ||
Узбекистан | Районные (городские) отделы социального обеспечения | Районные (городские) отделы социального обеспечения , | Вводится | ||
Украина | С 1 января 2002 года — органы Пенсионного фонда | С 1 января 2002 года — органы Пенсионного фонда | Введен | ||
Эстония | Департамент социального страхования Министерства социальных вопросов | Департамент социального страхования Министерства социальных вопросов | Введен |
Это во многом объясняет уникальную роль института социального страхования, который с помощью своих экономических, социальных и психологических инструментов выполняет «государственно-публичные» функции социальной защиты и формирования «социально-рыночного» менталитета населения. Более чем столетний мировой опыт его эффективного функционирования в Германии, Австрии, Италии, Франции, Финляндии и многих других странах свидетельствует, что это базовый институт социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного
207права граждан на материальное обеспечение в старости, при безработице, в случае болезни или утрате трудоспособности из-за несчастного случая.
При этом социальное страхование выступает как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), так и, одновременно, как эффективный механизм его построения (демократический характер организации, массовый характер вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование - это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития служит безошибочным барометром уровня социальной защиты трудящихся.
Социальное страхование позволяет приблизить сферу социальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, обеспечить ей рыночный механизм регулирования, обладает уникальным качеством социального стабилизатора общества. Это достигается с помощью активного участия персонала и работодателей в управлении социальным страхованием, что жизненно важно для преодоления весьма непродуктивного, но все еще широко распространенного авторитарно-командного стиля управления в сфере социальной защиты, который был унаследован от советского прошлого. Можно без преувеличения сказать - доверие и сотрудничество в деле организации системы социального страхования - это не роскошь, а необходимое условие для эффективно функционирующей экономики.
В настоящее время страны СНГ осуществляют переход к социальной рыночной экономике, основанной на самоответственности и солидарной взаимопомощи, воспитание которых у граждан входит в число приоритетных задач социального правового государства.
Следует отметить и другие «сильные» стороны института социального страхования, который выгодно отличается от других институтов страховой защиты:
• более надежно и стабильно функционирует по причине масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством;
• более дешево, так как обязательный по закону характер обеспечивает регулярный и массовый объем страховых поступлений;
• обеспечивает широкий круг профилактических и реабилитационных услуг.
О высокой значимости института социального страхования в системах социальной защиты свидетельствует следующий факт. На долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и примерно 15-25 % ВВП. В странах СНГ на долю социального страхования приходится 35^4-0 % всех затрат на цели социальной защиты и 4,5-7,5 ВВП. Простое сопоставление этих макроэкономических показателей свидетельствует о том, что потенциал социального страхования в странах СНГ задействован еще в минимальной мере, раскрыть его в ближайшее десятилетие, стратегическая задача совместных усилий законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов.
- Основы социального страхования
- Введение
- Раздел I место и рольсоциального страхования в системе социальной защиты работников
- Глава 1 категория, формы и механизмы социальной защиты
- 1.1. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» работников
- 1.2. Формы и механизмы социальной защиты
- Глава 2 эволюция доктрин и национальных систем социальной защиты
- 2.2. Этапы развития систем социальной защиты в западных странах
- 2.3. Эволюция социальной защиты в России
- Глава 3 институты социальной защиты и современные задачи их развития в россии
- 3.1. Институты социальной защиты: теория вопроса
- 3.2. Институты социальной защиты: сравнительный анализ
- 3.3. Системные проблемы становления института обязательного социального страхования в России
- Глава 4 актуарные расчеты - методологическая основа социального страхования
- 4.1. Актуарные методы - важнейшее условие обоснования пенсионного страхования
- 4.2. Актуарная модель и системные проблемы
- 4.3. Законодательное обеспечение актуарной деятельности
- Раздел III
- Глава5 предмет социального страхования
- 5.1. Категории и виды социального страхования
- Классификация видов страхования
- 5.2. Вероятностный характер социальных рисков и функции социального страхования
- Глава 6 теоретические основы социального страхования и эволюция формирования страховых механизмов
- 6.1. Исторические и теоретические предпосылки формирования культуры социального страхования
- 6.2. Принципы организации социального страхования
- 6.3. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования
- Раздел IV пути формирования отечественной системы социального страхования
- Глава 7 вопросы институционального построения национальных систем социального страхования в странах снг
- 7.1. Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхования
- 7.2. Трудности и «болезни роста» социального страхования
- 7.3. Пути решения первоочередных задач
- Глава 8 задачи формирования системы социального страхования в россии
- 8.1. Проблемы перехода от системы государственного социального обеспечения к системе социального страхования
- 8.2. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России
- 8.3. Организация социального страхования: законодательное закрепление гарантий
- 8.4. Формирование рыночной модели финансирования социального страхования
- 8.5. Организационно-управленческие вопросы
- 8.6. Стратегия и тактика предстоящих реформ системы социальной защиты
- Литература
- Содержание
- 105005, Москва, Елизаветинский пер., д. 6, офис 23