logo search
Не разобранные / ГОС 1-90

26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.

Наиболее крупным по величине мобилизуемых средств из всех социальных фондов является Пенсионный фонд РФ (ПФР). На его долю приходится более 80% суммы средств, поступающие во все социальные внебюджетные фонды, или 9,5% ВВП. Общая численность получателей пенсий на 01.01.2012 – 40,2 млн. человек, включая трудовые пенсии (по старости, инвалидности, случаю потери кормилица), гос. пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные, госслужащих.

ПФР – централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях социального обеспечения граждан по возрасту. Это – вертикально интегрированная структура. ПФР осуществляет единую стратегию управления пенсионной системой на всём пространстве России.

ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он является самостоятельным финансовым учреждением, наделённым статусом юр. лица, подотчётен Правительству РФ. Создание ПФР позволило перейти от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. При этом решились 2 задачи: 1) средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. 2) основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных лиц работодателями.

Функции ПФР:

1) учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

2) назначение и выплата пенсий;

3) назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам и др.;

4) персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования

5) взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов;

6) выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

7) управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

8) реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

После проведения реформы 2002 г. бюджет ПФР стал формироваться раздельно по распределительной и накопительной составляющей бюджета. Распределительная – часть средств бюджета ПФР, образующаяся за счёт субвенций их федерального бюджета, страховых взносов. Накопительная – часть средств бюджета ПФР, образующая за счёт средств страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии. Доходы бюджета ПФР:

1) неналоговых доходов: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, недоимки, пени, штрафы по взносам в ПФР;

2) межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Направления расходов ПФР:

1) выплаты государственных пенсий;

2) выплаты пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше 1,5 лет;

3)оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4) выплаты соц. пособий на погребение.

Оценка динамики бюджета ПФР неоднозначна. С одной стороны происходит постоянная индексация пенсий. С 1 апреля 2013 г. средний размер трудовой пенсии по старости равен 10,7 тыс. руб. Однако увеличение размеров пенсий происходит не за счет внутренних ресурсов пенсионной системы, а за счет масштабного привлечения бюджетных источников финансирования. С другой стороны фонд официальной заработной платы работников предприятий остается ограниченным и не демонстрирует тенденций к росту в будущем; происходит сокращение продолжительности индивидуальной трудовой жизни; поступающие в российскую пенсионную систему средства расходуются неэффективно.

Действующая условно-накопительная формула исчисления трудовой пенсии имеет ряд недостатков: 1) невозможно гарантировать коэффициент замещения, так как при изменении тарифов страховых взносов, темпов инфляции и роста доходов ПФР меняется объём пенсионных прав; 2) не содержит механизм учёта продолжительности страхового стажа 3) использует нормативно установленный срок вместо статистически ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Углубление демографического кризиса, нарастание темпов старения населения, сокращения численности трудоспособного населения оказывает негативное влияние на пенсионную систему России.

Перспективы развития пенсионной системы связаны с достижением двуединой цели – бездефицитного бюджета ПФР и социально приемлемого уровня жизни всех категорий пенсионеров в долгосрочной перспективе. В сложившихся условиях необходим окончательный перевод пенсионной системы на страховые принципы. Реализация страховых принципов должна осуществлять по 2 составляющим – формированию пенсионных прав застрахованных лиц и созданию финансовой базы реализации гос. пенсионных обязательств. Определяющим направлением совершенствования пенсионной системы является оптимизация механизма формирования пенсионных прав, поскольку именно он определяет размеры пенсий, объёмы и структуру расходов на их выплату, потребность в тарифе страховых взносов.