logo search
ФРиФКИ / Учебник ФРиФКИ / Учебник

3.3.3. Банковский рынок потребительских и других кредитов

Рынок банковских потребительских кредитов. Активное развитие в России в последние годы получил рынок банковского кредитования физических лиц (банковский рынок потребительских кредитов), несколько снизив темпы своего роста в кризисный 2008 год и послекризисные годы (см. табл. 3.9).

Таблица 3.9. Структура потребительских кредитов, выданных

российскими банками

По состоянию на 01.01.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Кредиты, предоставленные

физическим лицам, млрд руб. всего

1179,2

2065,2

2971,1

4017,2

3573,8

4084,8

из них:

1.1 – резидентам

1174,9

2059,5

2963,6

4005,8

3563,6

4071,4

1.2 – нерезидентам

43

5,7

7,5

11,4

10,2

13,4

2. Доля потребительских кредитов в составе кредитов нефинансового сектора экономики, %

19,5

23,3

20,9

20,2

18,1

18,4

По типу заемщиков это кредиты, предоставляемые: всем слоям населения, определенным возрастным или социальным группам, VIP-клиентам, студентам, молодым семьям. Основными кредитными продуктами на этом рынке являются: кредиты ипотечные (на строительство или приобретение жилья, приобретение земельных участков, строительство загородной недвижимости, гаражей, надворных построек), кредиты на образование, лечение, приобретение товаров длительного пользования (бытовой техники, автомобилей, мебели, средств малой механизации), предметов роскоши, антиквариата. Так, по состоянию на 1 января 2011 года общий объем кредитов, предоставленных банками российским гражданам, составил 4,1 трлн руб., или около 8% ВВП. 32% этого объема (1,3 трлн руб.) приходится на жилищные кредиты, 15% – на автокредиты (600 млрд руб.), 40%  на нецелевые потребительские кредиты. Около 85% составляют рублевые кредиты. При этом следует отметить, что в США общая задолженность населения перед финансовыми институтами превышает 150%, в странах Западной Европы – 80%, Центральной и Восточной Европы – 2030% ВВП, причем большая часть приходится на жилищные кредиты.

Среди кредитов физическим лицам подавляющую долю составляют ссуды со сроком погашения более трех лет. На них приходится около 72% портфеля кредитов. Второе место занимают кредиты от года до трех лет (18% портфеля) и от полугода до года (10% портфеля). Большая срочность подавляющей части ссуд обеспечивает банки, занимающиеся подобными кредитами, высокими доходами на протяжении нескольких лет вперед.

Наиболее крупные банки-кредиторы физических лиц по состоянию на 1 января 2011 года представлены в табл. 3.10.

Таблица 3.10. Банки  лидеры по объемам кредитования

физических лиц на 01.01.2011 г.

Место в рейтинге

Наименование банка

Кредиты, выданные

физическим лицам,

тыс. руб.

Кредиты, выданные

физическим лицам, в

% к активам банка

1

Сбербанк России

1 301 268 097

14,23

2

ВТБ24

403 840 271

43,06

3

Росбанк

136 872 737

29,00

4

Русфинанс Банк

88 688 570

94,43

5

Россельхозбанк

84 466 498

7,82

6

Хоум Кредит Банк

81837 926

68,37

7

Альфа-Банк

81 078 064

9,21

8

Райффайзенбанк

75 775 198

14.87

9

Русский Стандарт

75 515 134

51,39

10

Уралсиб

68 095 675

15,66

Источник: Рейтинг (рэнкинг) российских банков по ключевым показателям деятельности. Рассчитывается по методике порталаBanki.ruсиспользованием отчетности кредитных организаций РФ, публикуемой на сайте Банка России (http;//www.banki.ru/banks/ratings/).

Оформление кредитных сделок осуществляется на основе заключения прямых кредитных договоров между заемщиками − физическими лицами (резидентами и нерезидентами) и банками преимущественно в форме разового целевого кредита. Физические лица в последнее время активно стали пользоваться банковскими дебетовыми картами с правом овердрафта, а также кредитными банковскими картами, что позволяет приобретать в пределах установленных лимитов разнообразные товары и услуги в кредит, не обращаясь каждый раз в банк.

Рынок банковских кредитов для государственных финансовых органов незначителен как по своему объему, так и по доле, занимаемой им на банковском кредитном рынке (всего 1,2% на 01.01.2010 г.). Основными кредитными продуктами этого сегмента банковского кредитного рынка являются:

Одновременно названные финансовые органы оказывают косвенную кредитную поддержку банкам, выступая в роли гарантов для них по инвестиционным кредитам и кредитам малому и среднему бизнесу. Гарантийный механизм можно рассматривать как инструмент денежно-кредитной политики, стимулирующий кредитные вложения банков в экономику. Однако в отличие от западных стран, где на правительственные гарантии приходится 40−60% всех средств, выделяемых государством на поддержку банковской системы и бизнеса1, в России система государственных гарантий пока только развивается.

Ее начало было положено постановлениями Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 103 и № 104, определившими порядок и условия предоставления государственных гарантий РФ по кредитам банков, привлекаемым организациями, отобранными в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов, привлеченных ими ранее на эти цели. Механизм государственных гарантий РФ предусматривает распределение кредитных рисков между государством и банками, нацеливая последних на принятие взвешенных рисков, поскольку гарантии обеспечивают кредиты не в полном объеме, а в размере до 50 и до 70%2 величины основного долга.

Однако гарантийный механизм содержит ряд существенных недостатков, к которым можно отнести следующие:

С учетом вышесказанного, на наш взгляд, сроки, суммы и прочие условия инвестиционных кредитов будут определяться не столько параметрами инвестиционных проектов, сколько требованиями Правительства РФ и Минфина РФ. Поэтому крайне важно устранение указанных недостатков.

В настоящее время создается Фонд прямых инвестиций как стопроцентная дочерняя организация Внешэкономбанка. Его капитал формируется за счет единого федерального бюджета. При этом ожидается, что на каждый рубль государственных средств будет вложено около 45 руб. иностранных партнеров1. Судя по .публикациям, не совсем понятно, в чем конкретно будут состоять функции данного Фонда. По нашему мнению, он мог бы, например, осуществлять финансирование значимых для РФ, ее регионов и областей проектов на их начальных, самых рискованных, стадиях с последующим рефинансированием проектов в коммерческих банках на условиях, более выгодных для заемщиков.

Кроме того, согласно зарубежной практике требует расширения перечень объектов государственных гарантий РФ и муниципальных гарантий. Так, объектом данных гарантий по кредитам отечественных (прежде всего государственных) предприятий2 должны стать сделки сбыта производимой ими в рамках инвестиционных проектов продукции, когда государство гарантирует банкам в случае дефолта заемщика реализацию данного имущества, оформленного в залог, например, принимая на себя обязательство по его покупке. Также банкам необходимы гарантии государства по выкупу земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не были реализованы на публичных торгах при обращении на них взыскания по земельно-ипотечным кредитам.

Механизм государственной поддержки малого и среднего бизнеса (далее – МСБ), создаваемый в России по образу и подобию зарубежных стран, направлен на устранение основных препятствий, возникающих у данной группы заемщиков при получении кредитов: это – высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения и кредитной истории, трудности с составлением бизнес-плана. Принимая участие в подобных схемах, государство оказывает преимущественно не прямую, а косвенную финансовую поддержку, обеспечивая тем самым «эффект рычага» от вкладываемых в них бюджетных средств. Так, на одну единицу бюджетных средств, выделенных на реализацию подобных схем, можно обеспечить поддержку при кредитовании субъектов МСБ на сумму как минимум в пять раз большую1.

Механизм прямой и косвенной государственной поддержки МСБ включает в себя: