3.3.3. Банковский рынок потребительских и других кредитов
Рынок банковских потребительских кредитов. Активное развитие в России в последние годы получил рынок банковского кредитования физических лиц (банковский рынок потребительских кредитов), несколько снизив темпы своего роста в кризисный 2008 год и послекризисные годы (см. табл. 3.9).
Таблица 3.9. Структура потребительских кредитов, выданных
российскими банками
По состоянию на 01.01. | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Кредиты, предоставленные физическим лицам, млрд руб. всего | 1179,2 | 2065,2 | 2971,1 | 4017,2 | 3573,8 | 4084,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
1.1 – резидентам | 1174,9 | 2059,5 | 2963,6 | 4005,8 | 3563,6 | 4071,4 |
1.2 – нерезидентам | 43 | 5,7 | 7,5 | 11,4 | 10,2 | 13,4 |
2. Доля потребительских кредитов в составе кредитов нефинансового сектора экономики, % | 19,5 | 23,3 | 20,9 | 20,2 | 18,1 | 18,4 |
По типу заемщиков это кредиты, предоставляемые: всем слоям населения, определенным возрастным или социальным группам, VIP-клиентам, студентам, молодым семьям. Основными кредитными продуктами на этом рынке являются: кредиты ипотечные (на строительство или приобретение жилья, приобретение земельных участков, строительство загородной недвижимости, гаражей, надворных построек), кредиты на образование, лечение, приобретение товаров длительного пользования (бытовой техники, автомобилей, мебели, средств малой механизации), предметов роскоши, антиквариата. Так, по состоянию на 1 января 2011 года общий объем кредитов, предоставленных банками российским гражданам, составил 4,1 трлн руб., или около 8% ВВП. 32% этого объема (1,3 трлн руб.) приходится на жилищные кредиты, 15% – на автокредиты (600 млрд руб.), 40% на нецелевые потребительские кредиты. Около 85% составляют рублевые кредиты. При этом следует отметить, что в США общая задолженность населения перед финансовыми институтами превышает 150%, в странах Западной Европы – 80%, Центральной и Восточной Европы – 2030% ВВП, причем большая часть приходится на жилищные кредиты.
Среди кредитов физическим лицам подавляющую долю составляют ссуды со сроком погашения более трех лет. На них приходится около 72% портфеля кредитов. Второе место занимают кредиты от года до трех лет (18% портфеля) и от полугода до года (10% портфеля). Большая срочность подавляющей части ссуд обеспечивает банки, занимающиеся подобными кредитами, высокими доходами на протяжении нескольких лет вперед.
Наиболее крупные банки-кредиторы физических лиц по состоянию на 1 января 2011 года представлены в табл. 3.10.
Таблица 3.10. Банки лидеры по объемам кредитования
физических лиц на 01.01.2011 г.
Место в рейтинге | Наименование банка | Кредиты, выданные физическим лицам, тыс. руб. | Кредиты, выданные физическим лицам, в % к активам банка |
1 | Сбербанк России | 1 301 268 097 | 14,23 |
2 | ВТБ24 | 403 840 271 | 43,06 |
3 | Росбанк | 136 872 737 | 29,00 |
4 | Русфинанс Банк | 88 688 570 | 94,43 |
5 | Россельхозбанк | 84 466 498 | 7,82 |
6 | Хоум Кредит Банк | 81837 926 | 68,37 |
7 | Альфа-Банк | 81 078 064 | 9,21 |
8 | Райффайзенбанк | 75 775 198 | 14.87 |
9 | Русский Стандарт | 75 515 134 | 51,39 |
10 | Уралсиб | 68 095 675 | 15,66 |
Источник: Рейтинг (рэнкинг) российских банков по ключевым показателям деятельности. Рассчитывается по методике порталаBanki.ruсиспользованием отчетности кредитных организаций РФ, публикуемой на сайте Банка России (http;//www.banki.ru/banks/ratings/).
Оформление кредитных сделок осуществляется на основе заключения прямых кредитных договоров между заемщиками − физическими лицами (резидентами и нерезидентами) и банками преимущественно в форме разового целевого кредита. Физические лица в последнее время активно стали пользоваться банковскими дебетовыми картами с правом овердрафта, а также кредитными банковскими картами, что позволяет приобретать в пределах установленных лимитов разнообразные товары и услуги в кредит, не обращаясь каждый раз в банк.
Рынок банковских кредитов для государственных финансовых органов незначителен как по своему объему, так и по доле, занимаемой им на банковском кредитном рынке (всего 1,2% на 01.01.2010 г.). Основными кредитными продуктами этого сегмента банковского кредитного рынка являются:
кредиты под кассовый разрыв между доходами и расходами бюджета;
кредит для покрытия бюджетного дефицита;
кредиты для финансирования целевых программ социально-экономического развития регионов. Технология выдачи этих кредитов: разовая выдача или в порядке открытия невозобновляемой кредитной линии. В качестве заемщиков выступают: Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и местных органов власти.
Одновременно названные финансовые органы оказывают косвенную кредитную поддержку банкам, выступая в роли гарантов для них по инвестиционным кредитам и кредитам малому и среднему бизнесу. Гарантийный механизм можно рассматривать как инструмент денежно-кредитной политики, стимулирующий кредитные вложения банков в экономику. Однако в отличие от западных стран, где на правительственные гарантии приходится 40−60% всех средств, выделяемых государством на поддержку банковской системы и бизнеса1, в России система государственных гарантий пока только развивается.
Ее начало было положено постановлениями Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 103 и № 104, определившими порядок и условия предоставления государственных гарантий РФ по кредитам банков, привлекаемым организациями, отобранными в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов, привлеченных ими ранее на эти цели. Механизм государственных гарантий РФ предусматривает распределение кредитных рисков между государством и банками, нацеливая последних на принятие взвешенных рисков, поскольку гарантии обеспечивают кредиты не в полном объеме, а в размере до 50 и до 70%2 величины основного долга.
Однако гарантийный механизм содержит ряд существенных недостатков, к которым можно отнести следующие:
гарантии могут быть предоставлены только банкам, имеющим генеральную лицензию ЦБ РФ, что сразу отсекает от них отдельные региональные банки;
максимальные сроки гарантируемых правительством РФ кредитов (5 лет), а они недостаточны для осуществления крупных инвестиционных проектов;
покрытие гарантией только суммы кредита (без процентов) и то, не в полном объеме, что обесценивает гарантийный механизм;
требование наличия по кредиту иного (кроме гарантии) обеспечения и общего обеспечения по кредиту (включая гарантию) в размере не менее 100% суммы кредита, что затрудняет кредитование предприятий, не располагающих таким обеспечением.
С учетом вышесказанного, на наш взгляд, сроки, суммы и прочие условия инвестиционных кредитов будут определяться не столько параметрами инвестиционных проектов, сколько требованиями Правительства РФ и Минфина РФ. Поэтому крайне важно устранение указанных недостатков.
В настоящее время создается Фонд прямых инвестиций как стопроцентная дочерняя организация Внешэкономбанка. Его капитал формируется за счет единого федерального бюджета. При этом ожидается, что на каждый рубль государственных средств будет вложено около 45 руб. иностранных партнеров1. Судя по .публикациям, не совсем понятно, в чем конкретно будут состоять функции данного Фонда. По нашему мнению, он мог бы, например, осуществлять финансирование значимых для РФ, ее регионов и областей проектов на их начальных, самых рискованных, стадиях с последующим рефинансированием проектов в коммерческих банках на условиях, более выгодных для заемщиков.
Кроме того, согласно зарубежной практике требует расширения перечень объектов государственных гарантий РФ и муниципальных гарантий. Так, объектом данных гарантий по кредитам отечественных (прежде всего государственных) предприятий2 должны стать сделки сбыта производимой ими в рамках инвестиционных проектов продукции, когда государство гарантирует банкам в случае дефолта заемщика реализацию данного имущества, оформленного в залог, например, принимая на себя обязательство по его покупке. Также банкам необходимы гарантии государства по выкупу земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не были реализованы на публичных торгах при обращении на них взыскания по земельно-ипотечным кредитам.
Механизм государственной поддержки малого и среднего бизнеса (далее – МСБ), создаваемый в России по образу и подобию зарубежных стран, направлен на устранение основных препятствий, возникающих у данной группы заемщиков при получении кредитов: это – высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения и кредитной истории, трудности с составлением бизнес-плана. Принимая участие в подобных схемах, государство оказывает преимущественно не прямую, а косвенную финансовую поддержку, обеспечивая тем самым «эффект рычага» от вкладываемых в них бюджетных средств. Так, на одну единицу бюджетных средств, выделенных на реализацию подобных схем, можно обеспечить поддержку при кредитовании субъектов МСБ на сумму как минимум в пять раз большую1.
Механизм прямой и косвенной государственной поддержки МСБ включает в себя:
субсидирование процентных ставок по банковским кредитам МСБ созданным в рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства (2004 год) Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства;
предоставление банкам поручительств по кредитам МСБ образованными в ряде регионов РФ органами государственной власти гарантийными фондами (в более 70 регионов РФ). При этом заемщики, как правило, должны сами обеспечивать определенную часть обязательств перед кредиторами (обычно не менее 30−50% в зависимости от их основного вида деятельности). Ряд фондов заключили соглашения о сотрудничестве с банками-партнерами;
принятие администрациями субъектов РФ и местными администрациями (в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Алтайской, Тверской, Ростовской, Свердловской, Белгородской областях) обязательств по субсидированию МСБ процентных ставок и комиссий по кредитам банков, комиссий по поручительствам, выданным гарантийными фондами, а также обязательств по выделению МСБ других целевых субсидий и льготных займов.
- Оглавление
- Глава 2. Валютные рынки 60
- Глава 3. Кредитный рынок и его сегменты 86
- Глава 4. Рынок ценных бумаг 223
- Глава 5. Рынок страхования 286
- Глава 6. Рынок золота 335
- Предисловие
- Глава 1. Финансовый рынок и его участники
- 1.1. Структура современного финансового рынка
- Финансовый рынок
- 1.2. Эволюция финансового рынка и его функций
- 1.3. Участники финансового рынка. Виды финансовых посредников
- 1.4. Регулирование финансового рынка и деятельности его участников
- Литература
- Глава 2. Валютные рынки
- 2.1. Понятие валютного рынка и его структура
- 2.2. Основные участники валютного рынка и их операции
- 2.3. Валютные операции на национальном валютном рынке
- 2.4. Основные финансовые инструменты валютного рынка и стратегии участников рынка
- 2.5. Регулирование открытых валютных позиций банков Банком России
- Литература
- Глава 3. Кредитный рынок и его сегменты
- 3.1. Кредит как особый финансовый инструмент
- 3.2. Кредитный рынок, его основные характеристики и классификация
- 6. По характеру деятельности кредиторов:
- 3.3. Банковский кредитный рынок: его сегменты, участники, кредитные продукты и кредитные технологии
- 3.3.1. Рынок банковских депозитов (вкладов)
- 3.3.2. Рынок банковского корпоративного кредитования
- 3.3.3. Банковский рынок потребительских и других кредитов
- 3.3.4. Межбанковский кредитный рынок
- 3.3.5. Инфраструктура банковского кредитного рынка и его регулирование
- 3.4. Перспективы развития банковского кредитного рынка
- 3.5. Рынокипотечного кредитования
- 3.5.1. Структура рынка ипотечного кредитования, особенности его функционирования
- 3.5.2. Особенности залога отдельных видов недвижимого имущества в Российской Федерации
- 3.5.3. Инструменты ипотечного кредитования и ипотечные технологии
- 3.5.4. Основные модели привлечения ресурсов на рынок ипотечного кредитования
- 3.5.5. Рынок ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
- Рынокмикрокредитования (микрофинансирования)
- Литература
- Глава 4. Рынок ценных бумаг
- 4.1. Понятие рынка ценных бумаг и его функции
- 4.2. Виды и классификация ценных бумаг
- 4.3. Ипотечные ценные бумаги
- 4.4. Институциональная структура рынка ценных бумаг
- 4.5. Регулирование рынка ценных бумаг
- 4.6. Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- Литература
- Глава 5. Рынок страхования
- 5.1. Сущность страхования, его формы и виды
- 5.2. Рынок страховых услуг, его структура и функции
- 5.3. Участники страхового рынка
- 2009 Год
- 2010 Год
- 5.4. Страховые продукты и технологии работы страховых компаний
- 5.5. Государственное регулирование страховой деятельности вРф
- 5.6. Современное состояние российского страхового рынка и перспективы его развития
- Глава 6. Рынок золота
- 6.1. Рынок золота как особый сегмент финансового рынка
- 6.2. Участники рынка золота и его функции
- 6.3. Основные виды банковских операций с драгоценными металлами и технологии их проведения
- Литература
- 1Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-и «Об обязательных нормативах банков».
- 1 Дэвидсон э., Сандерс э, Вольф л. Л. И др. Секьюритизация ипотеки: мировой опыт, структурирование и анализ: Пер. С англ. М.: Вершина, 2007.