logo search
Лекции по ЭКОНОМИКЕ ЭТ

Тема: Рыночная система: спрос и предложение

Рынок —это место встречи продавцов и поку­пателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой уда­лось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок оз­начает взаимную передачу прав собственности.

Рынок выступает как спе­цифическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках об­щественного разделения труда производителями, каждый из кото­рых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск.

Обществен­ные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее эко­номных методов производства и наиболее эффективному использо­ванию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует пере­распределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресур­сы.

Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовер­шенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться в про­цессе как личного, так и безличного контакта (см. рис. 1).

Трансакционные издержки. Одна из главных проблем функционирования рынка —это проблематрансакционных издержек — издержек в сфере об­мена, связанных с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономи­ческую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937).Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услу­ги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического по­ведения контрагентов. Политическая экономия XIXв. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XXв. не замечать их стало просто невозможно.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Эта зависи­мость количества проданных благ от уровня цен может быть изо­бражена графически.

Кривая спросакривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент вре­мени.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) —по го­ризонтальной оси (см. рис. 2).

Рис. 2. Зависимость величины спроса от цены

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени (например, на 1января 2010г.). Она имеет отрицательный наклон, что свиде­тельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

В общем виде:

QD = f (P),

где ОD —величина спроса (demand);

Р —цена (price).

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

Функция спроса. Функция спросафунк­ция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Важнейшим из них явля­ется цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис. 3).

Рис. 3. Кривая спроса

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1)уве­личение (или сокращение) доходов потребителя, 2)изменение вку­сов и предпочтений, 3)ценовые и дефицитные ожидания, 4)коле­бание расходов на рекламу, 5)изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6)рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), (3.1)

где QD—спрос;

Р—цена;

I—доход;

Z—вкусы;

W—ожидания (waiting);

Psub - цена на товары-субституты;

Pcom– цена на комплементарные товары;

N —количество покупателей;

В —прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. рис. 3.).

Рис. 3. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Например, увеличение денежных доходов потребителей(при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривойDв положение D2.При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже.

Такая ситуация типична для боль­шинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая пере­мещается из положения Dв положениеD1.

Рост цен на товар, который является субститутом,дан­ного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, чтоесли два товара взаимоза­меняемы, (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (компле­ментарное) благосокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием со­кращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены.

Таким образом, если два товара взаимодополняемы (компле­ментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число по­купателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя —Андреев и Борисов, индивидуальные функции спро­са которых известны (см. рис. 4 а). Тогда совокупный спрос мо­жет быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис. 4 б).

а)Индивидуальный спрос б)Совокупный спрос

Рис. 4. Индивидуальный и совокупный спрос

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе по­купателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную струк­туру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Итоги:Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса.Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса.

Кривая предложения. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20долл. производители согласны продать лишь две еди­ницы блага X,при цене 30долл. —четыре единицы, а при цене50долл. —шесть единиц блага X.

В общем виде: Qs = f(P),

где Qs— величина предложения (supply);

Р —цена (price)

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого про­дукта называется законом предложения.

Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически.

Кривая предложения— кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­га готовы продать производители по разным ценам в данный мо­мент времени.

В экономической теории принято откладывать не­зависимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (пред­ложение) —по горизонтальной оси (см. рис. 5).

0 Q

Рис. 5. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая S(от англ.supply) характеризует уро­вень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1января 2010г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложе­ние влияют и другие факторы.

Функция предложения. Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Как мы уже выяс­нили, важнейшим из них является цена на единицу блага в дан­ный момент времени. Изменение цены означает движение по кри­вой предложения (см. рис. 6).

Рис. 6. Кривая предложения (изменение величины предложения)

В действительности на предло­жение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) техноло­гия, 3) ценовыеи дефицитные ожиданияагентов рыночной эко­номики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих фак­торов:

Qs = f(P, Pr, К, Т, N, В), (3.2.)

где Pr— цены ресурсов;

К —характер применяемой технологии;

Т —налоги и субсидии;

N —количество продавцов;

В —прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой Sв положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства про­изойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положениеS2(см. рис. 7).

Рис. 7. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)

Поэтому функция предложения отражает за­траты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Итоги:Движение вдоль кривой предложения отра­жает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определя­ющих функцию предложения.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В крат­чайшем периоде все факторы производства постоянны, в кратко­срочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном —все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

Рис. 8. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

В условиях кратчайшего рыночного периодаповышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 8 а).

В усло­виях короткого периодаповышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 8 б).

В условиях длительного периодаувеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повыше­нии цен (см. рис. 8 в).