logo search
Не разобранные / ГОС 1-90

25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.

Бюджетный федерализм- система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Федерализм- это такой способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию.

Сущность бюджетного федерализма проявляется в его основных принципах. К принципам бюджетного федерализма можно отнести:

Преимущества бюджетного федерализма:

  1. Свобода выбора.

Местное самоуправление и их органы отличаются в зависимости от предпочтений их жителей. Это обеспечивает возможность выбора предоставляемых государственных услуг. Люди могут быть лучше удовлетворенны, если возможность выбора больше.

  1. Участие.

Федеральная структура позволяет развивать процессы демократии и на региональном уровне, и на уровне местного самоуправления.

  1. Экспериментирование и возможности инноваций.

Новшества на уровне местного самоуправления или отдельной области не подвергают население страны такой же степени опасности, как если бы проводились эксперименты на национальном уровне.

  1. Отчетность.

Когда правительственные решения на уровне региона или местного самоуправления находятся ближе к населению, чем в отдаленном национальном правительстве, общественность может отслеживать решения, сделанные относительно правительственных услуг и сборов.

  1. Региональное большинство.

Региональный суверенитет этнических групп внутри федеральной нации обеспечивает возможность им управлять и обеспечивать региональные услуги

или услуги местного органа власти, учитывая стиль и сущность их обычаев и жизни, отличающихся от обычаев в других областях, без потребности создания собственной страны.

Недостатки бюджетного федерализма:

  1. Дублирование функций. Подразделения из разных слоев правительства могут выполнять одни и те же функции. Унитарное государство имеет возможность лучшего контроля и управления для предотвращения возможного дублирования.

  2. Снижение ответственности. В связи с тем, что федерализм предполагает дублирование правительственных функций, это приводит к сложностям определения ответственности за общественные проблемы, что в итоге может ослабить внимание к общественным интересам.

  3. Национальное единство.

  4. Помехи внутренним трансакциям.

Подводя итог бюджетный федерализм– это политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе.

Методы бюджетного регулирования бывают двух типов: вертикальное и горизонтальное выравнивание.

Вертикальное выравнивание— это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам и потенциалом его доходных ресурсов. В широком смысле вертикальная сбалансированность бюджетной системы означает, что возможности каждого уровня власти по мобилизации доходов соответствуют его расходным потребностям.

Горизонтальное выравнивание бюджетовможно определить как обусловленная набором критериев система финансовой помощи региональным и местным бюджетам. Система межбюджетных отношений должна обеспечивать перераспределение финансовых доходов государства между различными его субъектами с учетом выполняемых задач и полномочий, а также связанных с этим расходов.

Используемые в международной практике системы распределения межбюджетных трансфертов могут быть в целом разделены на централизованные и децентрализованные. Большинство стран применяют централизованные системы распределения, которые создаются на более высоком уровне власти. В то же время достаточно распространены и децентрализованные системы, создаваемые на том же бюджетном уровне, на котором осуществляется выравнивание за счет перераспределения бюджетных средств от более «богатых» к более «бедным» административно-территориальным единицам. На практике применяются и комбинированные системы, сочетающие в себе элементы централизованных и децентрализованных систем.

Эти методы различаются в зависимости от моделей бюджетного федерализма. Модели бюджетного федерализмаосновывается на трех главных составляющих, которые являются условиями ее эффективного функционирования: во-первых, на разграничении полномочий между всеми уровнями власти по расходам; во-вторых, на наделении соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными ресурсами; в-третьих, на сглаживании вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы бюджетных трансфертов с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны некий стандарт государственных услуг.

Модели бюджетного федерализма: централизованная, децентрализованная, комбинированная.

Децентрализованные моделиобладают следующими основными особенностями:

Примером децентрализованной модели служит американский вариант бюджетного федерализма. Следует однако отметить, что более широкое распространение в мире получила не децентрализованная, а комбинированная модель бюджетного федерализма.

Для комбинированной модели характерныследующие черты:

Комбинированные модели бюджетного федерализма используют многие европейские государства и прежде всего скандинавские страны.

Основные характеристики применяемых в мире систем бюджетного федерализма и соответствующие им методы бюджетного регулирования:

Модель

Вертикальное выравнивание

Горизонтальное выравнивание

 

Регулирующие налоги

Закрепленные налоги

Налоговое

Трансфертное

 

 

 

 

Целевые трансферты

Нецелевые трансферты

Централизованная

Установлены на долговременной основе

Перечень жестко определен

По единым нормативам на долговременной основе

В рамках целевых федеральных программ

Рассчитываются по долговременно определенной формуле

Децентрализованная

Отсутствует

Перечень открыт

По единым нормативам ежегодно

В рамках целевых федеральных программ

Рассчитывается по долговременной определенной формуле

Комбинированная

Установлены конституционно

Устанавливаются в процессе согласования

По единым нормативам ежегодно

Отсутствуют

Рассчитываются по долговременно определенной формуле


Основные проблемы в РФ при реализации межбюджетных отношений:

Проведя анализ разграничения доходных полномочий основные проблемы можно выделить из негативных последствий воплощения в России системы расщепляемых налогов:

Проведя анализ разграничения расходных полномочий можно выявить основные недостатки этой системы в РФ:

Проведя анализ межбюджетных трансфертов можно выявить следующие проблемы системы межбюджетных трансфертов в РФ:

В целом основными проблемами бюджетного федерализма в РФ являются:

  1. Сильная централизация доходных полномочий

  2. Децентрализация расходных полномочий

  3. Преобладание доли межбюджетных трансфертов в расходах