3.3.2. Рынок банковского корпоративного кредитования
Рынок банковского корпоративного кредитования – самый развитый сегмент банковского кредитного рынка, так как в общей ссудной задолженности банков на кредиты нефинансовому сектору экономики приходится львиная доля – более 65% (см. табл. 3.4). При этом следует отметить положительную тенденцию в его развитии относительно удлинения сроков кредитования. На протяжении последних лет (начиная с 2006 г.) четко прослеживается снижение доли краткосрочных (до 1 года) кредитов – с 56,3 до 33,1% и существенное нарастание доли долгосрочных (свыше 3 лет) кредитов инвестиционного характера – с 14,5 до 38,3% (см. табл. 3.5).
Таблица 3.5. Характеристика банковских кредитов организаций
нефинансового сектора по срокам размещения за 20052010 гг., %*
Показатели на 01.01 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Кредиты нефинансового сектора, всего; из них: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 3 лет); долгосрочные (свыше 3 лет) | 100,0
56,3 29,2 14,5 | 100,0
54,0 27,4 18,6 | 100,0
47,9 28,3 23,8 | 100,0
42,9 29,6 27,5 | 100,0
33,5 30,4 36,1 | 100,0
33,1 28,5 38,3 |
* Составлено автором по данным ЦБ РФ (http://www.cbr.ru/publ/BBS;http://www/cbr.ru/analytics/bank_system/obs).
Основными заемщиками на этом сегменте банковского кредитного рынка являются: коммерческие и некоммерческие предприятия и организации, находящиеся как в различных формах собственности (федеральной, государственной (кроме федеральной) и в частной собственности, т. е. негосударственной), так и в разных организационно-правовых формах (ОАО, ЗАО, ООО и т. д.), разной отраслевой принадлежности, а также предприниматели без образования юридического лица, нерезиденты (юридические лица).
Отношения на рынке корпоративных банковских кредитов строятся на основе базовых принципов кредитования по определенной системе, включающей в себя ряд взаимосвязанных составных элементов, современная терминология которых представлена в табл. 3.6.
Таблица 3.6. Элементы системы банковского кредитования
Устаревшая терминология | Современная терминология |
Название элементов системы кредитования | Название составляющих компонентов кредитной сделки |
Субъекты кредитных отношений: а) кредиторы; б) заемщики | Участники кредитных сделок: а) кредиторы; б) заемщики |
Объекты кредитования | Кредитные продукты банков |
Порядок и степень участия собственных средств заемщиков в кредитной сделке | Условия доступа на кредитный рынок |
Способы регулирования ссудной задолженности | Границы кредита |
Методы кредитования | Кредитные технологии |
Формы ссудных счетов | Учетный регистр кредита |
Банковский контроль в процессе кредитования | Кредитный мониторинг |
Поскольку рыночная экономика – это экономика договорных отношений, то и основанием для юридического признания кредитной сделки является кредитный договор (или кредитное соглашение), выступающий основным финансовым инструментом кредитного рынка1.
Итак, мы можем сделать следующие выводы.
Участниками кредитной сделки на рынке банковского корпоративного кредитования со стороны заемщиков выступают целевые группы заемщиков – нефинансовых организаций. Они выбираются банками исходя из рыночной стратегии развития с учетом опыта обслуживания компаний разных отраслей, форм собственности и величины бизнеса, экспертных прогнозов развития и мер государственной поддержки каждой отрасли, необходимости диверсификации кредитного портфеля, возможности получения дополнительных выгод и перспективности обслуживания заемщиков и закрепляются в положении о кредитной политике. По каждой приоритетной для кредитования отрасли устанавливаются требования к стажу работы компании-заемщика, рыночной доле его продукции, структуре корпоративного управления и качеству менеджмента, квалификации персонала, кредитной истории, классу кредитоспособности с определением предельной доли кредитов данной отрасли в кредитном портфеле банка, целей кредитования и кредитных продуктов.
Кредитные продукты выступают конкретным воплощением (способом оказания) кредитной услуги в форме ее четкого определения, или структурирования условий, рассчитанных на конкретного заемщика или на их группу. Кредитный продукт предполагает определенную последовательность совершения банковских операций и банковские документы, удостоверяющие совокупность юридических прав и обязанностей сторон. Конкретно, кредитные продукты банков определяет сочетание категории заемщика (в смысле специфики его финансовых потребностей), вида кредита (по набору его параметров1) и, что следует выделить отдельно, технологии кредитования. Эти продукты имеют стоимость, выражающуюся в величине процентной ставки, комиссий банков, и потребительную стоимость (полезность для конкретного заемщика).
Для кредитных продуктов характерен ряд особенностей, обусловленных ролью банков как финансовых посредников, а именно:
их продажа банками на условиях возвратности, срочности и платности;
зависимость их параметров от ресурсной базы банков, гибкости централизованной (ЦБ РФ, ВЭБ, АИЖК) и рыночной системы рефинансирования, а также предпочтений заемщиков и ориентиров кредитной политики самих банков;
регулирование их предложения мерами экономической, инвестиционной, монетарной политики государства и регулятивными требованиями ЦБ РФ;
подверженность обесценению в силу кредитного, процентного, валютного рисков.
В основе кредитных продуктов лежат, по сути, кредитные услуги; в то же время один и тот же кредитный продукт может сочетать в себе несколько банковских услуг. В отличие от банковских услуг, набор которых является относительно постоянным, перечень банковских продуктов практически ничем не ограничен. При этом по кредитным услугам набор банковских продуктов является одним из самых разнообразных, что обусловлено широким спектром финансовых потребностей клиентов банков.
В современных условиях банки предоставляют своим клиентам – нефинансовым организациям разнообразные виды кредитов (кредитных продуктов), которые можно классифицировать по различным признакам:
● по группам заемщиков: кредиты промышленности, торгово-снабженческим организациям, сельскому хозяйству, предприятиям транспорта, строительной сферы и т. д.;
● по целям кредитования: кредиты на текущие нужды (обслуживают потребности компаний в оборотных средствах) и кредиты на инвестиционные цели (для финансирования инвестиций компаний в основные средства);
● по срокам предоставления средств:
кредиты до востребования;
срочные кредиты, которые подразделяются на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до трех лет) и долгосрочные кредиты (более трех лет). Как правило, кредиты, формирующие оборотные средства, являются краткосрочными, а кредиты, участвующие в обновлении, расширении, реконструкции и т. д. основных средств, – среднесрочными и долгосрочными;
● по размеру: крупные кредиты (размер которых превышает 5% собственных средств (капитала) банков), средние (величиной от 1 до 5% собственных средств банков) и мелкие кредиты (величиной менее 1% собственных средств банков);
● по обеспечению:
необеспеченные (бланковые) кредиты;
обеспеченные кредиты, которые по характеру обеспечения подразделяются на: залоговые кредиты, кредиты под обеспечение поручительствами третьих платежеспособных лиц и банковские гарантиями, застрахованные кредиты;
● по валюте предоставления средств: кредиты в национальной валюте, кредиты в иностранной валюте, кредиты с правом выбора заемщиком валюты кредита (мультивалютные кредиты);
● по способам выдачи и погашения кредитов (методам кредитования): разовые, срочные кредиты, кредитные линии, овердрафты, синдицированные кредиты;
● по направлению выдачи: кредиты, выдаваемые на расчетный (текущий) счет заемщика, и кредиты, выдаваемые непосредственно на проведение платежей (платежные кредиты (не разрешены правилами ЦБ РФ));
● по видам процентных ставок: кредиты с фиксированной процентной ставкой и кредиты с плавающей процентной ставкой;
● по периодичности погашения: кредиты, погашаемые единовременно (на определенную дату, обычно в конце срока договора) и погашаемые в рассрочку (частями – равномерными или неравномерными, в сроки, согласованные с банком);
● по степени риска: стандартные кредиты, нестандартные кредиты, сомнительные кредиты, проблемные кредиты и безнадежные кредиты1.
Состав кредитных продуктов у каждого банка определяется целевыми группами клиентов и спецификой их финансовых потребностей, которые, прежде всего, различаются в сфере обслуживания текущей деятельности и развития бизнеса. Поэтому базовыми видами кредитных продуктов являются краткосрочные (на текущие нужды) и инвестиционные продукты. Они должны обеспечивать индивидуальный подход к заемщикам при стандартных кредитных процедурах банков.
Краткосрочные кредитные продукты банков отличают следующие особенности:
кредит используется для поддержки действующего бизнеса, не меняет структуру и качество производственных мощностей, не требует разработки и представления в банк инвестиционного проекта и бизнес-плана его реализации;
источником возврата кредита выступает текущая выручка от реализации продукции (оказания услуг, выполнения работ) и соответственно кредит возвращается сразу после завершения одного операционного цикла предприятия;
надежность кредита определяется банками на основе анализа общей кредитоспособности предприятия и денежных потоков по его банковским счетам.
В целом, такие кредиты надежным заемщикам существенно снижают кредитные риски банков и риски ликвидности и платежеспособности заемщиков2 и ускоряют оборачиваемость кредитных вложений банков и капитала заемщиков. Назначение данных продуктов состоит в стимулировании непрерывности текущего платежного оборота компаний, своевременное начало и завершение которого обеспечивает погашение кредитов, что требует от банков разработки условий данных продуктов в полном соответствии с его закономерностями. Только на этой основе может быть обеспечена активная роль банков в организации платежного оборота предприятий и банковские гарантии эффективности их бизнеса и развития рыночной экономики. Как свидетельствует зарубежная практика, ее обеспечивают кредиты до востребования, выдача и погашение которых осуществляется в пределах открытого лимита и общего срока действия соглашения в полном соответствии с кругооборотом капитала компаний1.
Инвестиционные кредитные продукты банков имеют свою специфику, которая состоит в следующем:
● кредит изменяет качество и структуру производственного потенциала предприятий, т. е. участвует в создании новых, более совершенных, основных фондов и нематериальных активов, технологий и производственных мест;
● обязательным условием получения кредита является представление инициаторами проектов банку бизнес-планов их практической реализации;
● участие банка в кредитовании проектов может осуществляться в разных формах (инвестиционное, проектное кредитование, проектное финансирование, лизинг, покупка ценных бумаг предприятий – инициаторов проекта) и на разных этапах реализации проекта, исходя из уровня риска, который готов принять на себя банк;
● инвестирование банком средств в проект осуществляется в течение длительного срока, определяемого периодом освоения нового производства или окупаемости затрат действующих предприятий. Соответственно кредит является средне- или долгосрочным;
● погашение кредита и процентов по нему осуществляется преимущественно или только за счет доходов от реализации инвестиционного проекта.
Специфика инвестиционных кредитов выдвигает на первое место детальный анализ не самого заемщика (его текущей кредитоспособности и делового риска), а эффективности его инвестиционного проекта и его инвестиционной кредитоспособности. Инвестиционная кредитоспособность характеризует способность заемщика к своевременному и полному погашению кредита в результате реализации проекта. Оценивать инвестиционную кредитоспособность следует, увязывая текущее финансовое состояние заемщика с денежными потоками проекта, что позволяет спрогнозировать, как реализация проекта повлияет на него, и наоборот, как предприятие с генерируемыми им рисками способно снизить эффективность проекта либо даже оказаться не в состоянии осуществить проект.
Как правило, российские банки при оценке инвестиционных проектов отдают предпочтение при их анализе и отборе финансовым показателям проектов. Вместе с тем, как свидетельствует передовой зарубежный и российский опыт, более правильным является первоначальная оценка и отбор проектов по экономическим критериям, включающим изучение стратегических приоритетов (целей) проектов и их соответствия инвестиционной политике банка. Здесь основным фактором привлекательности проектов для банка выступает развитие какого-либо отраслевого или регионального рынка за счет наращивания конкурентных преимуществ заемщиков путем внедрения современных технологий, техники, диверсификации бизнеса. Помимо стратегических задач инвестиционных проектов их оценка по экономическим критериям должна включать анализ обоснованности планов практической реализации проектов, рыночной конкурентоспособности продуктов или услуг, планируемых к выпуску (оказанию), опыта и финансового состояния партнеров заемщика по проектам.
Кредитными продуктами, востребованными предприятиями нефинансового сектора экономики на этом рынке, являются:
на текущие нужды – кредиты на закупку сырья, материалов, комплектующих изделий, на оплату выполненных работ и услуг, на завершение расчетов, на выплату заработной платы, оплату таможенных платежей, налогов и сборов, на пополнение оборотных средств;
на инвестиционные цели – кредиты на осуществление реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных фондов, их расширение, обновление, строительство новых сооружений и производств, организацию выпуска новой продукции, создание опытных образцов, НИОКР и т. д.
О распределении кредитных продуктов, предоставленных организациям нефинансового сектора экономики, можно судить на основании данных табл. 3.5.
3. Порядок и степень участия собственных средств заемщика в кредитуемой операции или, в современной интерпретации, условия доступа заемщика на кредитный рынок. Данное положение учитывается банками непосредственно при кредитовании инвестиционных проектов в виде требования обязательного участия их инициаторов в объеме как минимум 30% проектных затрат, и опосредованно – при оценке возможности выдачи кредитов и определении их параметров (путем анализа кредитоспособности заемщика), т. е. как источник возврата долга. При значительных объемах выдачи средств (например, синдицированные кредиты) и их предоставлении без обеспечения для банков важное значение имеет введение в кредитный договор финансовых ковенант, ограничивающих действия заемщика на период кредитования, в части требований по поддержанию определенной величины и структуры собственного капитала и обязательств, при нарушении которых банки могут потребовать досрочного возврата долга по всем выданным кредитам;
4. Границы кредита находят выражение в лимитах кредитования, устанавливаемых банком с учетом требований ЦБ РФ, своей кредитной политики, организационной структуры и видов кредитных продуктов. Они имеют целью ограничение кредитных рисков банка:
по отдельным заемщикам (лимиты кредитования на одного заемщика (группу связанных заемщиков) по всем видам кредитных продуктов данного банка);
по каждому кредитному продукту конкретного заемщика;
по кредитному портфелю в целом, что предполагает его диверсификацию на основе лимитов кредитования, устанавливаемых по группам заемщиков1 и по видам кредитных продуктов2, и определяет структуру ресурсной базы банков;
по коллегиальным органам управления, комитетам, должностным лицам и филиалам банка, определяющее их полномочия по принятию решений в сфере кредитования и регулирующее кредитные вложения филиалов.
Таким образом, следует говорить о системе лимитов кредитования, которые должны охватывать все виды кредитных продуктов банка, иметь разное назначение и быть связанными друг с другом. Банки должны определять подходы к их расчету и регулированию, способам компенсации заемщиками принятых банком твердых обязательств по выдаче кредитов и применять кредитные продукты с разными вариантами использования лимитов заемщиками (например, с правом или без права их превышения, что не запрещено ЦБ РФ).
5. Кредитные технологии. Исходя из понятия технологии как последовательности методов, операций и процедур, их можно рассматривать с нескольких позиций:
во-первых, как организацию кредитного процесса банка в целом. При этом кредитный процесс определяется нами как комплекс последовательных, регламентированных процедур и действий банка, увязанных с его стратегическими и текущими приоритетами развития, по разработке и продаже кредитных продуктов и управлению отношениями в области кредитования. При этом любой кредитный продукт неотделим от бизнес-процессов его продажи (доведения до конкретного заемщика) и сопровождения, а, значит, должен проектироваться вместе с ними как технология кредитования;
во-вторых, в более узком смысле − как конкретные методы и приемы разработки и продажи кредитных продуктов, выступающие неотъемлемым элементом маркетинговой и кредитной политики банков, а также как способы выдачи и погашения кредитов. В современных условиях методы разработки и продажи кредитных продуктов развиваются в направлении обеспечения клиентоориентированного подхода. Этот подход обеспечивают: CRM (Customer Relationship Мanagement), дистанционные каналы обслуживания (интернет-банкинг), стратегия совмещенных продаж продуктов банка (и его партнеров) и обратная связь с клиентами.
CRM выступает современной технологией управления взаимоотношениями с клиентами на всех стадиях разработки и продажи продуктов, стратегией организации бизнеса и должна основываться на передовых информационных системах. CRM предполагает наличие единого хранилища информации, где в любой момент доступны все данные о клиентах на всех этапах их жизненного цикла и по всем случаям взаимодействия с ними, систематизацию и постоянный анализ полученной информации о клиентах. IT-системы путем оценки клиентской базы позволяют банкам параметризировать поведенческие характеристики, выявлять специфические потребности клиентов и предлагать соответствующие им кредитные продукты, т. е. обеспечивать индивидуальный подход к клиентам и принятие управленческих решений. Внедрение СRM-технологий является практически важным для банков РФ в свете перехода к продвинутым подходам Базеля II, предполагающих использование банками внутренних рейтингов и моделей. Однако пока они доступны лишь крупным банкам в силу высокой стоимости их внедрения (по разным оценкам, в пределах $3−8 млн США). Здесь банки могут снижать расходы путем предоставления клиентам возможности изменения своих персональных данных с помощью интернет-портала.
Под совмещенными продажами нами понимается продажа двух или более отдельных1 продуктов в одном пакете. Например, комбинация банковских кредитных и страховых продуктов или комбинация только банковских продуктов. Совмещенные продажи могут организовываться банками путем выбора продукта первоначального (наиболее частого) пользования клиентом (т. е. основного продукта) и привязки к нему дополнительных продуктов, при этом клиент для получения доступа к последним должен принимать предложение целиком (так называемые «связанные» или «перекрестные» продажи). Например, «кредит» (основной продукт) и «расчетный счет» (дополнительный продукт, причем с обязательством клиента о проведении по нему в определенной доле или полностью оборотов по кредитуемой сделке), или «кредит» и «депозит» (с оформлением прав по нему в залог банку, что делает возможным упрощенную процедуру рассмотрения кредитной заявки), или «кредит на инвестиционные цели» и «кредит на пополнение оборотного капитала», или «кредит» и «гарантийные продукты» (аккредитив, банковская гарантия, поручительство банка), или «кредит банка» и «страховые продукты» его партнеров (например, страхование залогового имущества).
Преимущества стратегии совмещенных продаж для банков состоят в экономии затрат (на маркетинговые исследования, привлечение новых и удержание старых клиентов) за счет продажи уже имеющимся клиентам не одного, а сразу нескольких видов продуктов и в заранее подготовленном пакете, в росте доходов от одного клиента и повышении лояльности клиентов, в снижении кредитных рисков, улучшении характеристик продуктов, стимулировании спроса на них и дифференциации линейки продуктовых предложений, что затрудняет их копирование конкурентами. Этими выгодами банки могут делиться с клиентами, продавая им второй и каждый следующий продукт в составе пакета по более низкой цене. Анализ эффекта и потенциала данной стратегии может проводиться банками, например, по показателю среднего количества банковских продуктов (по которым было движение средств за анализируемый период) на одного клиента.
Обратная связь с клиентами предполагает их информирование о линейке и преимуществах кредитных продуктов банков и получение от них отзывов, в том числе по уже приобретенным в банке кредитным продуктам, необходимых для приближения этих продуктов и способов их продажи к потребностям клиентов. Она может быть организована с помощью интернет-сайта банка, обращений клиентов в его филиалы, представительства и анкетирования компаний.
В свою очередь, способы выдачи и погашения кредитов регламентированы ЦБ РФ в виде незакрытого перечня: разовое предоставление денежных средств заемщику на его банковский счет, открытие кредитной линии (под лимит выдачи или лимит задолженности), кредитование банковского счета клиента-заемщика при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств (овердрафт). Рассмотрим эти способы подробнее.
Так, разовые кредиты – это кредиты, которые предоставляются заемщикам от случая к случаю на удовлетворение различных потребностей. При этом каждый кредит оформляется индивидуальным кредитным договором с указанием цели и суммы кредита, срока его возврата, размера процентной ставки и обеспечения кредита. Выдача разового кредита производится единовременно с простого ссудного счета с зачислением суммы кредита на расчетный счет заемщика. Заемщик может иметь в банке несколько простых ссудных счетов, если он одновременно пользуется кредитами на разные цели, сроки и под разную процентную ставку. Погашение кредитов может производиться как единовременно, разовым платежом по окончании установленного в договоре срока возврата кредита, так и периодически, в согласованные с банком сроки, в соответствующей оговоренной сумме.
Открытие кредитной линии представляет собой принятие банком обязательства предоставлять заемщику кредиты в пределах заранее установленного на определенный срок лимита, который может быть использован им на основании кредитного договора по мере возникновения потребности в дополнительных средствах в пределах установленного срока без дополнительных переговоров с банком и какого-либо документального оформления. Кредитная линия открывается, как правило, на один год, но может открываться и на меньший срок (например, полгода). Лимит кредитования может пересматриваться банком по просьбе клиента при наличии достаточных оснований. В то же время он не является обязательным для банка в плане выдачи кредитов, если банк установит ухудшение финансового положения заемщика, снижение поступлений на его расчетный счет и прочие неблагоприятные факторы.
Кредитные линии могут быть: возобновляемые (кредитование под лимит задолженности) и невозобновляемые (кредитование под лимит выдачи). Под возобновляемой (револьверной) кредитной линией понимается договор о предоставлении заемщику кредитов, в котором определяется максимальный размер единовременной задолженности заемщика по полученным кредитам (лимит задолженности) с учетом всех выдач и погашений кредитов. Неоднократные автоматические выдачи и погашения кредитов в рамках возобновляемой кредитной линии являются ее главным достоинством. Под невозобновляемой кредитной линией понимается договор, по которому предусмотрена выдача кредитов несколькими суммами (траншами) в пределах общей суммы договора (лимита выдачи) независимо от их частичного погашения. Лимит выдачи считается полностью использованным, если оборот суммарной выдачи кредитов по всем траншам равен сумме, предусмотренной в кредитном договоре. Такая кредитная линия подходит для кредитования компаний-заемщиков с неравномерным (сезонным) кругооборотом капитала, у которых она будет обслуживать постепенное нарастание затрат с последующим погашением кредитов по мере реализации готовой продукции (товаров).
Овердрафт представляет собой особую форму краткосрочного кредита, при которой банк осуществляет кредитование расчетного или текущего счета клиента. Под кредитованием счета, согласно ст. 850 ГК РФ, понимается осуществление банком платежей со счета, несмотря на отсутствие или недостаток на нем денежных средств. Кредитование счета клиента может осуществляться только в том случае, если оно предусмотрено в договоре банковского счета. Овердрафт выступает льготной формой кредитования, т. е. он предоставляется самым устойчивым в финансовом отношении заемщикам при кратковременном недостатке (отсутствии) у них на счетах средств для совершения платежей и предоставляется, соответственно, на очень короткий срок.
Кредитование в форме овердрафта, так же как и по кредитной линии, осуществляется при установленных клиенту лимите (максимальной сумме, на которую могут быть проведены операции по счету сверх остатка средств на счете) и сроках, в течение которого должны быть погашены выданные кредиты. При этом следует различать общий срок кредитования по овердрафту (например, один год) и срок выдачи каждого кредита в рамках этого общего срока договора об овердрафте с клиентом (например, 14 дней). Образовавшееся при овердрафте на расчетном или текущем счете клиента дебетовое сальдо переносится с данного счета на отдельный ссудный счет по учету кредитов в форме овердрафта. Погашаются кредиты по овердрафту с расчетного или текущего счета клиента ежедневно в конце операционного дня свободным остатком средств на данном счете (после проведения банком всех платежей клиента).
Эти способы определяют для банков порядок регулирования ссудной задолженности и подходы кредитного мониторинга. По существу, они должны обеспечивать выдачу кредитов непосредственно в момент возникновения у заемщиков потребности в средствах, банковский контроль целевого использования кредитов и погашение задолженности в момент формирования у заемщиков источников ее возврата, т. е. соответствовать закономерностям платежного оборота клиентов и минимизации кредитных рисков банков.
Соответственно способы выдачи и погашения кредитов следует рассматривать как целенаправленное сочетание организационно-экономических приемов предоставления и погашения кредитов, которые на основе обеспечения непрерывности платежного оборота заемщиков должны способствовать снижению кредитных рисков банков. В рамках правил ЦБ РФ данным условиям наиболее всего отвечает такая технология кредитования, как кредитная линия. Это подтверждается результатами мониторинга ЦБ РФ спроса клиентов на банковские услуги, по итогам которого на нее приходится наибольший процент из всех кредитных продуктов банков – 24%.1
6. Учетный регистр кредита. В современных условиях понятия специальных и простых ссудных счетов уже не применяются ни в нормативной базе ЦБ РФ, ни в экономической литературе, ни на практике, вместо них используется общее понятие «ссудный счет» как счет, на котором отражается задолженность клиента перед банком. Тем не менее в ситуации, когда кредиты выдаются дискретно на разовые цели на расчетные счета заемщиков, а не в порядке авансирования их затрат (непосредственно на совершение платежа) и погашаются с расчетных счетов в установленные в договоре сроки (а не в оперативном порядке по мере поступления выручки от кредитуемых сделок), следует говорить об использовании простых ссудных счетов. С учетом частоты проведения операций по этим счетам можно говорить о разном режиме их работы, что отражается в размере комиссий, взимаемых банками за их обслуживание.
7. Кредитный мониторинг. Качество его организации непосредственно определяет долю проблемных кредитов в портфеле банка, востребованность его кредитных продуктов и финансовую устойчивость. Кредитный мониторинг должен осуществляться на трех уровнях, в соответствии с которыми можно выделить его следующие виды:
мониторинг кредита, в ходе которого банк оценивает соблюдение принципов кредитования, положений своей кредитной политики, кредитно-обеспечительных договоров и лимитов кредитования (в зависимости от технологии кредитования), отслеживает финансовое состояние заемщиков, выявляет признаки проблемных кредитов в соответствии с внутренними регламентами, разрабатывает план мероприятий по предотвращению просроченной задолженности и, если она образовалась, по ее взысканию. При этом наиболее важны причины образования проблемной задолженности, которые можно разделить на две группы: а) по вине заемщика (связаны с его финансовыми и прочими трудностями) и б) обусловленные действиями банка (неадекватная оценка кредитного риска, слабый кредитный мониторинг и т. д.). Последние причины обязательно учитываются в ходе мониторинга кредитного процесса. Целью мониторинга кредита является обеспечение его возврата путем раннего выявления признаков проблемной задолженности и принятия оперативных мер;
мониторинг кредитного портфеля, в ходе которого банк отслеживает его структуру в динамике в целях предотвращения концентрации кредитных рисков, повышения доходности кредитных вложений и определения соответствия параметров портфеля своей кредитной политике.
В ходе мониторинга кредита и кредитного портфеля банк получает информацию для третьего вида мониторинга – мониторинга кредитного процесса. Его главной целью выступает совершенствование кредитного процесса, выражающееся в устранении слабых участков кредитного процесса как технологии кредитования, и, на этой основе, в создании принципиально новых кредитных продуктов и росте конкурентных преимуществ банка.
Несмотря на различия по содержанию и целям, все три вида мониторинга тесно взаимосвязаны и требуют комплексного применения. Их объединяет общая цель – снижение кредитных рисков банка, регулярный характер и охват всех стадий кредитного процесса. Наряду с этим мониторинг кредитного процесса направлен еще на реализацию клиентоориентированного подхода как основного подхода в деятельности банков при работе со всеми группами заемщиков.
Банковские корпоративные кредиты на вышеперечисленных условиях предоставляются организациям различных отраслей народного хозяйства. Об отраслевом разрезе кредитов хозяйству дают представление данные табл. 3.7.
Таблица 3.7. Кредитование нефинансового сектора экономики
в разрезе отраслей хозяйства (на начало года, в % к итогу)
Отрасли хозяйства | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Промышленность | 42,2 | 43,3 | 39,9 | 37,6 | 33,5 | 27,5 | 27,9 | 25,3 | 22,5 | 24,7 | 23,5 |
Сельское хозяйство | 1,5 | 1,9 | 2,4 | 2,7 | 3,3 | 3,7 | 4,9 | 5,1 | 2,7 | 2,5 | 2,5 |
Строительство | 6,0 | 4,5 | 4,8 | 5,0 | 5,4 | 5,7 | 6,7 | 8,2 | 5,3 | 5,3 | 6,1 |
Торговля | 18,6 | 213 | 23,5 | 23,2 | 22,4 | 29,8 | 26,6 | 25,6 | 23,4 | 22,8 | 22,9 |
Транспорт и связь | 5,2 | 4,8 | 5,0 | 5,8 | 5,7 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 3,9 | 4,8 | 4,1 |
Прочие отрасли и виды деятельности1 | 26,5 | 24,3 | 24,3 | 25,7 | 29,7 | 28,3 | 28,9 | 30,8 | 42,2 | 40,0 | 41,0 |
Всего: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Источник: Рассчитано автором по данным Бюллетеня банковской статистики ЦБ РФ (региональное приложение).
Как свидетельствуют данные табл. 3.7, среди нефинансовых организаций основной группой заемщиков выступали организации прочих отраслей и видов деятельности (по итогам 2010 года на них приходился 41% общей суммы кредитов), предприятия промышленности (23,5%) и торговые организации (22,9%). Это позволяет сделать вывод о меньшей ориентации банков на производственную сферу, которая является залогом стабильного развития экономики, чем на сферу обращения.
Анализ структуры кредитного портфеля банков по валюте выданных кредитов показывает абсолютное преобладание кредитов, предоставленных в национальной валюте (российских рублях), что подтверждают данные табл. 3.8. Причем четко прослеживается тенденция снижения доли кредитов, предоставляемых в иностранной валюте: с 33,5% в 2000 году до 27,3% в 2010-м.
Таблица 3.8. Структура кредитов, предоставленных организациям
нефинансового сектора, по видам валюты, % к итогу
Показатели | на 01.01 | ||||||||||
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Доля кредитов в рублях | 66,5 | 69,0 | 65,5 | 67,0 | 72,4 | 70,7 | 75,4 | 74,5 | 71,5 | 72,9 | 72,7 |
Доля кредитов в иностранной валюте | 33,5 | 31,0 | 34,5 | 33,0 | 27,6 | 29,3 | 24,6 | 25,5 | 28,6 | 27,1 | 27,3 |
Всего: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Источник: Рассчитано автором по данным Бюллетеня Банковской статистики ЦБ РФ за 20012010 гг.
При анализе кредитной активности банков следует учитывать, что непосредственно влияет на экономический рост не кредитование нефинансового сектора экономики в целом, а конкретно инвестиционное кредитование. Его анализ позволяет сделать ряд выводов. Особенностью финансирования инвестиций предприятий в основной капитал являлось превалирование привлеченных средств, из которых преобладали бюджетные ассигнования, средства вышестоящих организаций и банковские кредиты. Доля последних в источниках финансирования инвестиций в основной капитал за 20002009 годы выросла в 3,6 раза (с 2,9 до 10,3%), чему в докризисный период способствовали экономический рост и улучшение финансового состояния предприятий. Однако эта доля оставалась низкой – на уровне 10% (в среднем за последние пять лет) и была меньше доли собственных средств предприятий (41% в среднем за тот же период); для сравнения: в развитых странах за счет банковских кредитов финансируется свыше 50% инвестиционных проектов1.
Низкая доля долгосрочных кредитов (свыше 3 лет) нефинансовых организаций в кредитном портфеле банков (за 2010 год – 38,3%) и в инвестициях компаний в основной капитал (на уровне 10%), неразвитость функций банков по созданию кредитных продуктов, инициирующих инвестиционные потребности заемщиков, и гарантийных кредитных продуктов говорят о том, что на рынке банковских корпоративных кредитов реализуется лишь его спекулятивный характер. Для сравнения: в странах ЕС 52% всех кредитов выдаются на срок свыше пяти лет2. В современных условиях РФ не выполняет капиталотворческую функцию в экономике и сдерживает инвестиционную активность ее субъектов.
То обстоятельство, что в структуре источников инвестиций компаний в основной капитал у нас на долю ресурсов рынка капитала3 приходится только 12% (в среднем за последние пять лет), означает его серьезное отставание в функциональном и институциональном развитии. Несмотря на докризисную (до 20082009 гг.) общемировую тенденцию усиления роли рынка ценных бумаг как канала финансирования инвестиций компаний, доля эмиссионных источников в инвестициях в основной капитал у российских компаний остается низкой. В этой связи, первостепенное значение для национальной экономики имеет доступность и гибкость банковских кредитов и, прежде всего, долгосрочных, которые только и обеспечивают экономический рост.
Долгосрочное кредитование сдерживают низкая капитализация банков при недостатке внутренних резервов ее роста, краткосрочный характер их ресурсов, которые они не могут трансформировать в инвестиции по причинам отсутствия эффективной системы рефинансирования ЦБ РФ. Наращивание ресурсной базы банковской системы, и прежде всего долгосрочной, может быть решено на основе формирования ее многоуровневой структуры (крупные и средние региональные банка) с включением в ее состав организаций, сутью деятельности которых является размещение средств на условиях возвратности, платности и срочности (учреждений кредитной кооперации, микрофинансовых организаций, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, лизинговых компаний и др.) при определении миссии каждого участника кредитного рынка, а также вовлечения в сферу кредитования средств валютных резервов РФ, пенсионных, страховых и прочих фондов.
Кроме того, инвестиционные потребности российской экономики требуют модернизации кредитной стратегии и кредитной политики банков. Определяющей для банков здесь должна стать ориентация на потребности клиентов, через выявление, изучение которых и грамотное структурирование кредитных продуктов банки смогут обеспечивать инициирование инвестиционных потребностей компаний. Перспективными здесь представляется развитие проектного кредитования, проектного финансирования (для реализации крупных проектов – на синдицированной основе), кредитование стартового бизнеса (кредиты малым и средним предприятиям).
- Оглавление
- Глава 2. Валютные рынки 60
- Глава 3. Кредитный рынок и его сегменты 86
- Глава 4. Рынок ценных бумаг 223
- Глава 5. Рынок страхования 286
- Глава 6. Рынок золота 335
- Предисловие
- Глава 1. Финансовый рынок и его участники
- 1.1. Структура современного финансового рынка
- Финансовый рынок
- 1.2. Эволюция финансового рынка и его функций
- 1.3. Участники финансового рынка. Виды финансовых посредников
- 1.4. Регулирование финансового рынка и деятельности его участников
- Литература
- Глава 2. Валютные рынки
- 2.1. Понятие валютного рынка и его структура
- 2.2. Основные участники валютного рынка и их операции
- 2.3. Валютные операции на национальном валютном рынке
- 2.4. Основные финансовые инструменты валютного рынка и стратегии участников рынка
- 2.5. Регулирование открытых валютных позиций банков Банком России
- Литература
- Глава 3. Кредитный рынок и его сегменты
- 3.1. Кредит как особый финансовый инструмент
- 3.2. Кредитный рынок, его основные характеристики и классификация
- 6. По характеру деятельности кредиторов:
- 3.3. Банковский кредитный рынок: его сегменты, участники, кредитные продукты и кредитные технологии
- 3.3.1. Рынок банковских депозитов (вкладов)
- 3.3.2. Рынок банковского корпоративного кредитования
- 3.3.3. Банковский рынок потребительских и других кредитов
- 3.3.4. Межбанковский кредитный рынок
- 3.3.5. Инфраструктура банковского кредитного рынка и его регулирование
- 3.4. Перспективы развития банковского кредитного рынка
- 3.5. Рынокипотечного кредитования
- 3.5.1. Структура рынка ипотечного кредитования, особенности его функционирования
- 3.5.2. Особенности залога отдельных видов недвижимого имущества в Российской Федерации
- 3.5.3. Инструменты ипотечного кредитования и ипотечные технологии
- 3.5.4. Основные модели привлечения ресурсов на рынок ипотечного кредитования
- 3.5.5. Рынок ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
- Рынокмикрокредитования (микрофинансирования)
- Литература
- Глава 4. Рынок ценных бумаг
- 4.1. Понятие рынка ценных бумаг и его функции
- 4.2. Виды и классификация ценных бумаг
- 4.3. Ипотечные ценные бумаги
- 4.4. Институциональная структура рынка ценных бумаг
- 4.5. Регулирование рынка ценных бумаг
- 4.6. Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- Литература
- Глава 5. Рынок страхования
- 5.1. Сущность страхования, его формы и виды
- 5.2. Рынок страховых услуг, его структура и функции
- 5.3. Участники страхового рынка
- 2009 Год
- 2010 Год
- 5.4. Страховые продукты и технологии работы страховых компаний
- 5.5. Государственное регулирование страховой деятельности вРф
- 5.6. Современное состояние российского страхового рынка и перспективы его развития
- Глава 6. Рынок золота
- 6.1. Рынок золота как особый сегмент финансового рынка
- 6.2. Участники рынка золота и его функции
- 6.3. Основные виды банковских операций с драгоценными металлами и технологии их проведения
- Литература
- 1Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-и «Об обязательных нормативах банков».
- 1 Дэвидсон э., Сандерс э, Вольф л. Л. И др. Секьюритизация ипотеки: мировой опыт, структурирование и анализ: Пер. С англ. М.: Вершина, 2007.