logo search
Г

2. Базовые концепции финансового менеджмента.

В основе ФМ лежат фундаментальные концепции, основные из которых:

1) Концепция денежного потока предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока генерируемого в различные моменты времени; г) оценку риска связанного с данным потоком и способ его учета.

2) Временная ценность денег – неравноценность денежных ресурсов во времени, обусловлена: а) инфляцией;

б) риском не получения ожидаемой прибыли;

в) оборачиваемость.

3) Концепция компромисса между риском и доходностью, предполагает достижения разумного соотношения между ними.

4) Концепция стоимости капитала показывает минимальный уровень дохода необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника позволяющего не оказаться в убытке.

5) Эффективности рынка – отражает на сколько быстро информация отражается на ценах и степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации всем участникам рынка.

6) Концепция ассиметричной информации способствует существованию рынка капитала.

7) Концепция агентских отношений обусловлена усложнением организации форм бизнеса, т.е. разделением функций владения и управления.

8) Концепция альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей.

К основным базовым показателям можно отнести:

Первый: добавленная стоимость (ДС). Если из стоимости продукции, произведенной, а не только реализованной предприятием за тот или иной период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенное производство), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций, то получится стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии, услуг. Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание национального богатства. Вычтем из ДС НДС и перейдем к конструированию следующего показателя. ДС =Стоимость произведённой продукции – Стоимость сырья, энергии, услуг других организаций. Второй: брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ). Вычтем из ДС расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежи предприятия (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и проч.), а также все налоги и налоговые платежи предприятия, кроме налога на прибыль – получим БРЭИ. БРЭИ используется в ФМ как один из основных промежуточных результатов ФХД предприятия. Представляя собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль, величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов. Более того, по удельному весу БРЭИ в ДС можно судить об эффективности управления предприятием и составить общее представление о потенциальной рентабельности и гибкости предприятия. Третий: нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), или прибыль до уплаты %-тов за кредит и налога на прибыль. Этот показатель определяется вычитанием из БРЭИ амортизационных отчислений. В содержательном плане НРЭИ – это основной показатель, характеризующий экономический эффект, «снимаемый» компанией с вложений всех активов (не только финансовых). Поэтому на практике для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ балансовую прибыль. БП меньше НРЭИ на величину платежей за кредит, включаемых в себестоимость. Поэтому, чтобы получить НРЭИ, балансовую прибыль, как говорят, следует «восстановить до уровня НРЭИ», прибавив к ней те финансовые издержки, которые включаются в себестоимость. Четвертый: экономическая рентабельность (ЭР) активов, или, что то же, экономическая рентабельность всего капитала предприятия, т. е. суммы его собственных и заемных средств. Воспользуемся показателем, основанным на наиболее общей формуле рентабельности производства, характеризующей эффективность затрат и вложений: (эффект производства/затраты и вложения)*100. В числитель ставим НРЭИ, а в знаменатель, помня, что именно в активе баланса предприятия отражены направления расходования и вложения средств, подставим объем актива: ЭР = (НРЭИ/Актив)*100 = ((БП + % за кредит, относимые на себестоимость)/Актив)*100. Поскольку актив и пассив равны, а последний представляет собой совокупность собственных средств и заимствований, ЭР = (НРЭИ/Актив)*100 = (НРЭИ/Пассив)*100 = (НРЭИ/(Собственные средства + Заемные средства))*100 = (НРЭИ/Совокупный капитал предприятия)*100. ЭР – жизненно важный показатель для предприятия, ведь достаточный уровень экономической рентабельности – свидетельство нынешних и залог будущих успехов.