logo search
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

8.4. Формирование рыночной модели финансирования социального страхования

Построение рыночной финансовой модели, социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:

1) определение источников финансирования, как спо­соба накопления средств, достаточных для обеспечения га­рантий социальной защиты;

2) распределение финансового бремени между основ­ными субъектами страхования;

3) способы использования (распределения и перерас­пределения) страховых средств.

Рыночная модель системы социального страхования бази­руется на следующих принципиальных положениях:

финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продук­ции) и работников (удерживаемых из зарплаты);

размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на по­лучение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят.

Мировой опыт социального страхования свидетель­ствует, что надежный метод его финансового обеспечения в рыночных условиях -трехканалъное формирование фон­дов. Наиболее оправдал себя механизм, когда большая часть нагрузки приходится на работодателя (40-60 %), а меньшая распределяется между работниками (10-30%) и государством (20-40 %), которое призвано заботиться прежде всего о наиболее уязвимых слоях населения. Взносы трех социальных субъектов выражают идею их совмест­ной ответственности за социальные риски, которая мате­риализуется через страховое участие. При этом работо­датели должны освобождаться от непосильного налогово­го гнета, что станет стимулом для их социально ориентированной деятельности.

Страховые взносы работодателей и застрахованных - ос­новной источник, обеспечивающий выплату компенсаций за утрату дохода наемными работниками, а средства государст­венного бюджета (средства всех налогоплательщиков) предна­значаются для выплат всеобщего характера и обеспечения ми­нимального уровня страховых пособий, если для этого недоста­точно поступающих страховых взносов первых двух субъектов страхования.

Основание для определения размеров страховых взносов по обязательным видам социального страхования - уровень компенсации утраченного заработка, ограниченный нижним и верхним пределами.

Страховые взносы работников (из заработной платы) и работодателей (частичная оплата рабочей силы, включаемая в себестоимость выпускаемой продукции) представляют часть необходимого продукта. То есть страхо­вые взносы - это такие социальные платежи, которые не являются налогами, не подлежат обезличиванию в государ­ственном и региональных бюджетах, формируются исклю­чительно на конкретные цели защиты от определенных со­циальных рисков (безработицы, болезни, старости, несча­стного случая на производстве) и фактически являются не чем иным как превращенной формой заработной платы для трудящихся при наступлении таких рисков.

Закрепление такого смысла социального страхования в форме законодательных актов позволяет резко повысить заин­тересованность основных социальных субъектов (работодате­лей и работников) в формировании соответствующих фондов социального страхования, способствует их «прозрачности», обеспечивает возможности организационной самоуправляемо­сти. И, напротив, обезличивание финансовых источников фон­дов социального страхования, их формирование из государст­венного бюджета (налоговый подход формирования фондов) приводит к деформации самой природы социального страхова­ния, превращает его в «собес» (как это случилось с советской системой социального страхования), делает все трудоспособное население иждивенцами, а государство превращает в «попечи­теля» и «благодетеля». Помимо этого у государства появляется соблазн использования средств социального назначения на другие цели.

С переходом к рыночным отношениям все более очевид­ной становится необходимость непосредственного участия ра­ботающих в финансировании фондов социального страхования, что позволило бы им активно влиять на уровень своей соци­альной защиты. При этом заслуживает внимания зарубежный опыт уплаты страховых взносов с долевым участием работаю­щих и работодателей (см. табл. 11).

Такая мера, по мнению отечественных и зарубежных спе­циалистов, позволяет существенно изменить устарелые стерео­типы общественного сознания на данный институт социальной защиты, как «бесплатный» для работников. Это тем более акту­ально, что в рыночной экономике требуется формирование пси­хологии активного личного участия в механизмах социальной защиты и контроля за эффективностью использования средств фондов социального страхования.

Следует учитывать, что наши семидесятилетние тради­ции в сфере социального страхования, а также низкий уровень заработной платы у подавляющей части населения и его пред­ставления о социальной справедливости потребуют перехо­дить к новой финансовой модели социального, страхования с новыми пропорциями по распределению финансового бремени постепенно.

Для удобства сбора, страховых взносов по всем видам со­циального страхования эту функцию предоставляется целесо­образным поручить одному из фондов, например, Пенсионному фонду или Фонду страхования по болезни - естественно, за соответствующую плату.

Таблица 16

Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования% от фонда зарплаты)

Вид страхования

Работодатели

Работники

Государство

Всего

1

2

3

4

5

Пенсионное страхование

17

3

3 (социальные пенсии)

23

Страхование профессиональных и региональных пенсий

3 (тариф гиб­кий: от 0,5 до 15,0%)

-

2 (шахтеры, горняки и др., работающие в экстремаль­ных условиях)

5

Страхование по болезни

4

1

-

5

Медицинское страхование

3

1

2 (неработаю­щие члены общества)

6

Страхование от несчастных случаев на производстве

3 (тариф гиб­кий: от 1 до 10%)

-

-

3

Страхование по безработице

2

1

2

5

Страхование по уходу

1

1

1

3

33

10

50

Надежное функционирование социального страхования в рыночной экономике невозможно без создания соответствую­щих перестраховочных фондов, а также функционирования специализированной банковской системы. Поэтому для реали­зации данных целей предлагается создать Банк социального страхования.

Особенности демографического и социально-экономиче­ского развития России вызывают необходимость применения смешанного финансирования пенсионного страхования с помо­щью методов перераспределения средств и метода капитализа­ции, а также смешанного метода льготного пенсионного обеспе­чения (за счет средств работодателей и государства).

Вторым важным элементом финансовой модели социаль­ного страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования (см. табл. 16).