logo search
Не разобранные / ГОС 1-90

29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.

Бюджетирование – процесс составление, управления и контроля основного бюджета, вписанный в рамки общего финансового планирования компании. Основной бюджет определяют как финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Он характеризует доходы и расходы на определенный период, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.Данные бюджеты планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для оценки и контроля эффективности деятельности компании. Место бюджетирования в системе финн. планирования определяются функциями бюджета такими, как: планирование операций, составление бюджета, коммуникация и координация различных подразделений и видов деятельности, контроль текущей деятельности и обеспечение плановой дисциплины.

Формирование бюджета включает несколько этапов: подготовку прогноза и бюджета продаж; определение ожидаемого объема производства, расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции, расчет и анализ денежных потоков, составление бюджетов финансовых отчетов. Основной бюджет делится на операционный и финансовый.

Общий(основной) бюджет – скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы компании в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. Основной бюджет вкл. 3 обязательных финансовых документа : бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств, бюджетный баланс. Процесс бюджетирования вкл. подготовку операционного и финансового бюджета.

Операционный бюджет – система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции компании.Он может состоять из бюджета продаж, бюджета производства, бюджета производственных запасов, бюджета прямых затрат на материалы, бюджета прямых производственных расходов, бюджета прямых затрат на оплату труда, бюджета коммерческих расходов, бюджета управленческих расходов, отчета о прибылях и убытках.

Например, бюджет прямых затрат сырья и материалов строится на основе бюджета производства с учетом нормативных затрат сырья и материалов и прогнозируемых цен.Данные представляются в стоимостном и натуральном выражении.

Заключительным этапом операционной части общего бюджета явл. формирование на основе составленных операционных бюджетов бюджетного отчета и прибылях и убытках или бюджета финансовых результатов – важнейшего из документов основного бюджета. Информация о доходах берется из бюджета продаж, при формировании этого бюджета используются модели анализа и планирования рентабельности. А он в свою очередь строится на расчете и анализе точки безубыточности, а также оценки операционного рычага.

Финансовый бюджет- это план, в котором отражается объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Основные составляющие финн. Бюджета:

1)инвестиционный бюджет – долгосрочные активы, необходимые приобрести или построить.

2)Бюджет денежных средств – время фактических поступлений и платежей, а не время совершения хозяйственных операций

3)бюджетный бухгалтерский баланс – завершающий этап подготовки общего бюджета – характеризует изменения в финансовом и имущественном положении компании при условии выполнения всех запланированных хозяйственных и финансовых операций.