35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
В условиях рыночной экономики особенности ценовой методики в том, что цена на абсолютное большинство товаров (услуг) является результатом складывающейся конъюнктуры рынка, а не нормативом, устанавливаемым властью.
Ценовые методы, используемые в современной практике, взаимосвязаны и формируют, таким образом, систему методов ценообразования. Система ценовых методов включает:
1. расчетные методы - фирма определяет желаемый уровень цен, не скорректированный с учетом требований реальной рыночной конъюнктуры. Они подразделяются на:
1) затратные,
2) параметрические,
3) с учетом потребительского эффекта.
2. методы стимулирования сбыта продукции, которые подразделяются на:
1) максимизации продаж с учетом эластичности спроса,
2) максимизации продаж с использованием ценовых скидок,
3) психологического ценообразования.
Затратные методы включают:
1) Метод полных издержек,
2) Метод стандартных издержек,
3) Метод прямых издержек,
4) Метод прямых стандартных издержек.
Метод полных издержек - формирование цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия (сырье и материалы, оплата труда, прочие косвенные расходы). Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.
Достоинство: простота. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
Недостатки: традиционная ориентация на производство, в меньшей степени - на рыночный спрос. Использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в учесть все факторы, влияющие на цену.
Метод стандартных издержек - позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Он дает возможность пофакторного анализа издержек. Отклонения от стандартов анализируются по причинам, их вызвавшим.
Достоинства: возможность управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей.
Цены, определенные на базе прогрессивных стандартов, с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение издержек, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать; а с другой стороны, такие цены, вероятнее всего, будут конкурентоспособны на рынке, поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.
Недостатки: сложно определить стандарты затрат. Стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства, технически обоснованы. Метод прямых издержек
Метод прямых издержек - формирование цен на основе определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издержки рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.
Достоинство: возможность выявить наиболее выгодные виды продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и соответственно рентабельность.
Использование данного метода позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы.
Метод стандартных (нормативных) прямых издержек - сочетает достоинства метода стандартных издержек и метода прямых издержек. Он позволяет управлять сокращенными издержками по отклонениям.
Параметрические методы применяются, когда основные потребительные параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению. Цена на каждый новый продукт ряда рассчитывается путем корректировки цены базового изделия этого ряда. Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. Цн = Цб х КП, где Цн - цена нового изделия ряда; Цб - цена базового изделия; КП - совокупность изменений параметров (П) нового изделия по сравнению с параметрами базового изделия.
Если новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно-параметрическим. Цн = Цб + Нз х КП, где Нз - нормативные затраты на единицу потребительного параметра изделия; КП - новые потребительные параметры, скорректированные на повышающие или понижающие коэффициенты в зависимости от характера самих параметров.
Параметрические методы включают:
1) Метод удельной цены,
2) Метод баллов,
3) Методы регрессии.
Метод удельной цены - основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. (н-р, 1л – 10 р., 2л – 20 р.,3л – 30 р.) Метод используется лишь для ориентировочных оценок. Его недостаток в том, что цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену других параметров не учитывается.
Метод баллов - использование экспертных оценок значимости параметров товаров. Отбор основных параметров= >Начисление баллов по каждому параметру => Суммирование баллов по базовому и искомому товару => Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Цена на новый товар (Цн) ценовым методом баллов:
где Цб — цена базового товара; Бнi — балльная оценка i-го пара-метра нового товара; Ббi — балльная оценка i-го параметра базового товара (эталона).
Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство использования, дизайн, цвет, запах, вкус и т.д.).
Недостаток метода — субъективизм при начислении баллов.
Метод регрессии - определение эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величин нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров: Ц = f (х1,х2, х3, ..., хn).
Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд.
Методы с учетом потребительского эффекта используются при расчете цен на взаимозаменяемую продукцию. Такие товары выстроить в параметрический ряд нельзя. Но так как эта продукция удовлетворяет одинаковые потребности, цены на нее не могут строиться изолированно. Взаимосвязь цен на новое и ранее выпускавшееся изделие обеспечивается посредством показателя потребительского эффекта, т.е. эффекта, который потребитель может получить при использовании нового изделия (материала) вместо прежнего.
Цену можно рассчитать: Цн = Цб + Эп х Кт, где Цн - цена нового изделия; Цб - цена базового, ранее применявшегося изделия; Эп - эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым; Кт - коэффициент торможения, или морального старения, изделия. Чем выше темпы научно-технического прогресса, тем меньше величина коэффициента для понижения значения эффекта.
Расчетные методы в условиях административно регулируемой экономики являются практически единственной ценовой методикой, поскольку при таких условиях нет объективной необходимости учитывать конъюнктуру рынка.
В условиях рыночной экономики цена, рассчитанная продавцом, — это лишь база формирования цены фактической сделки: в рамках разной ценовой политики и разных стратегий важную роль играют методы стимулирования сбыта продукции.
Методы максимизации продаж с учетом эластичности спроса - при эластичном спросе в качестве рычага стимулирования сбыта используется снижение цены, при неэластичном спросе — повышение.
Методы максимизации продаж с использованием ценовых скидок
К основным видам скидок относятся:
1) скидки с цены за увеличение объема покупок;
2) скидки с цены при использовании формы оплаты, более выгодной для продавца, чем та, что указана в его справочной цене;
3) скидки «за верность» - длительное сотрудничество;
4) специальные скидки предоставляются покупателям, в которых продавец особенно заинтересован;
5) скидки за возврат;
6) экспортные скидки для повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке.
Методы психологического ценообразования - базируются на активном использовании особенностей психологии покупателей, поэтому наиболее широко применяются при продаже потребительской продукции (метод расчленения цен – цена за товар, доп-но расценки за транспортировку, сборку и др., метод ценовых подарков - действительные подарки являются, по сути, скидками с цены, мнимые - стоимость подарка включается в стоимость основного изделия).
Для современной отечественной практики методы психологического ценообразования очень важны: их применение не требует сложных расчетов и инвестиций, а эффект, как свидетельствует практика, получается значительный.
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами
- 2. Денежные реформы: понятие, классификация видов и условия проведения
- 3. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф
- 4. Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории. Функции финансов и их реализация в экономиках разного типа
- 5. Финансовая система: понятие, элементы, участники и организация взаимосвязей между ними.
- 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
- 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
- 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
- 10. Оборотные активы: понятие, структура и значение для организации деятельности предприятия. Источники финансирования оборотных активов.
- 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
- 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
- 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
- 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
- 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
- 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
- 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
- 22.Муниципальные финансы: понятие, состав, роль в экономике. Местные бюджеты: особенности формирования и использования их финансовых ресурсов.
- 23. Резервные фонды в составе федерального бюджета рф: история возникновения, виды, источники формирования и направления использования. Управление средствами фонда.
- 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
- 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
- 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
- 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
- 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
- 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
- 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
- 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
- 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
- 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
- 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
- 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
- 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
- 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
- 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
- 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
- 37.Инфраструктура финансового рынка: понятие и элементы. Оценка финансового рынка по индикаторам.
- 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
- 39.Ипотечный и ломбардный кредиты: общие черты и отличия, особенности их развития в рф.
- Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
- 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
- Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
- 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
- 42.Посреднические сделки: лизинг, факторинг, форфейтинг. Характеристика организации сделок и степень использования в России.
- 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
- 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
- 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
- 46.Коммерческие банки: виды, выполняемые функции, особенности организации их деятельности на современном этапе.
- 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
- 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
- 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
- 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
- 52. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Имущественное страхование.
- 54. Особенности медицинского страхования.
- 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
- 57.Участники рынка ценных бумаг и их характеристика.
- III. Фондовые посредники
- IV. Органы регулирования и контроля.
- 3.Биржи
- 4.Общество
- V. Организации, обслуживающие рынок.
- VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
- 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
- 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.
- 61. Общая характеристика финансовой политики компании. Взаимосвязь финансовой политики компании с финансовой политикой государства
- 62. Инвестиционная политика компании. Инвестиционный портфель: понятие, типы, принципы формирования, доходность, рискованность
- 63. Кредитная политика компании, обоснование величины скидок
- 64. Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов
- 1. Чистый дисконтированный доход (npv)
- 2.Норма рентабельности инвестиций (внутренняя норма доходности, irr)
- 65. Понятие и принципы налоговой политики компании. Основные направления налоговой политики компании
- 66. Понятие ценовой политики компании. Типы ценовой политики компании и технология ее формирования
- 67. Система финансового риск-менеджмента: ее основные элементы, их функции и взаимосвязь
- 68. Оценка риска, обусловленного структурой капитала. Первая и вторая концепции финансового рычага. Сущность и методы расчета.
- 69. Финансовый риск: сущность, виды, классификация и практика страхования
- 70. Рыночный риск: сущность, классификация, формы, методы оценки и управления
- 71. Процентный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 72. Валютный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 73. Кредитный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 74. Риски ликвидности: сущность и классификация, методы оценки и управления
- 75. Операционный риск: сущность и классификация. Методы оценки операционного риска и их сущность. Методы управления операционным риском
- 76. Валютные операции. Организация регулирования валютного рынка в России. Либерализация валютных рынков на современном этапе
- 77. Валюта: понятие и классификация видов. Положение национальной валюты на международном рынке
- 78. Валютный курс рубля: динамика и факторы формирования. Классификация валютных курсов
- 79. Платежный баланс
- 80.Эмиссионная деятельность компании.
- 81. Международная валютная система: понятие, эволюционное развитие и современное состояние
- 82.Фсс рф: назначение, особенности формирования и использования
- 83. Фонд обязательного медицинского страхования: назначение, особенности формирования и использования
- 84. Организация управления персональными финансами
- 85. Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум: экономическое значение, способы формирования и соотношение этих показателей.
- 86. Стратегия формирования капитала компании. Современные источники долгосрочного финансирования компании
- 87. Цена капитала компании: понятие, методика определения. Модель цены капитальных активов, расчет средневзвешенной стоимости капитала
- 89. Управление оборотным капиталом компании. Операционный и финансовый циклы.
- 90. Банкротство компании. Методы предупреждения банкротства и оздоровление компании.