logo search
Лекции по ЭКОНОМИКЕ ЭТ

Условия максимизации полезностей.

Задача потребителя заключается в том, чтобы при ограничен­ном бюджете из всех возможных наборов товаров выбрать тот, который приносит ему максимальную полезность.

Сам процесс максимизации полезности должен удовлетво­рять следующим ограничениям: необходимо максимизировать U =U (Х,У) приРхХ +PyYМ(см. рис. 4).

Рис. 4. График максимизации удовлетворения потребностей потребителя

Заметим, что максимизирующий полезность набор Е совпадает с точкой касания с кривой безразличияU и бюджетной линией. В точке касания максимизирующее полезность количество товаровХ иУ соответственно обозначены как Х* и У*, а уровень полезно­сти, при котором достигается максимумU*, какU*=U (Х*У*).

Сама точка касания должна соответствовать двум условиям. Первое - максимизирующий полезность потребитель должен на­ходиться на бюджетной линии. В конечном счете затраты должны равняться денежному доходу. потребителя, т.е, РхХ +Ру У =М.

Второе - в точке касания наклон кривой безразличия должен быть равным наклону бюджетной линии. Потребитель может сравнить MRS с соотношением цен(Px,Pу), двигаясь к точке, где находится наборЕ. Только в точкеЕ потребитель оптимизирует свое положение, поскольку именно тут его желания совпадают с его способностью к обмену, а полезность максимизируется.

Итак, условия касания кривой безразличия и бюджетной ли­нии для максимизации полезности требуют, чтобы:

1) расходы равнялись доходу, т.е. РхХ +РуУ =М;

2) предельная норма замещения была равна соотношению цен товаров Х и У, т.е.

Теория потребительского поведения позволяет понять моти­вацию поведения потребителя в разных ситуациях, что важно как для отдельного потребителя, так и для разработки основ социальной политики.