logo search
ДКБ

57. Характеристика центральных банков

Банки подобного типа занимаются самыми разнообразными видами деятельности, при этом они проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят и приумножают денежные средства клиентов, эмитируют платежные средства. Кроме того, они управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольную функции [27, с. 7-8]. Центральные банки располагают собственными технологическими центрами, информационными системами, что позволяет им собирать и обрабатывать необходимую статистическую информацию.

Центральные банки являются главным звеном банковской системы любого государства. Они носят различные названия, например: Федеральная резервная система (США), Банк Японии; народные, государственные, эмиссионные. Первым банком, осуществившим эмиссию, является Банк Стокгольма, который в 1650 г. выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, распространившиеся на всей территории королевства Швеции наравне с другими видами денег. Первым же эмиссионным банком является Банк Англии, созданный в 1694 г., выпускающий банкноты и учитывающий коммерческие векселя. Позже за Центральными банками закрепилась роль казначея государства и посредника между государством и коммерческими банками. Капитал этих банков в настоящее время полностью или частично принадлежит государству, а сами банки являются проводниками денежно-кредитной политики государства.

Взаимодействие между Центральным и коммерческими банками (банковской системой) регулируется законом о Центральном банке и законом о банковской деятельности, в которых определены основные права и обязанности кредитных институтов в отношении центрального банка.

Основным признаком классификации центральных банков является степень независимости их денежной политики, которая складывается под влиянием различных объективных и субъективных факторов. Субъективными являются факторы, сформированные под влиянием сложившихся между центральным банком и правительством взаимоотношений, в которых многое зависит от неформальных контактов руководителей. Из множества объективных факторов для оценки независимости выделяют пять наиболее важных:

1) степень участия государства в капитале Центрального банка и его прибылях;

2) порядок назначения или выбора руководства;

3) цели и задачи банка, отраженные в законодательстве;

4) права государства по отношению к денежно-кредитной политике;

5) порядок регулирования прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком.

Рассмотрим наиболее важные проявления этих факторов. Относительно фактора оценки – при проведении денежно-кредитной политики состав собственников капитала

Центрального банка не влияет на его независимость.

Порядок выбора, назначения и в особенности отзыва руководства Центрального банка страны оказывают заметное влияние на степень его политической независимости от органов государственного управления.

Отражение в законодательстве целей и задач Центрального банка определяет рамки свободы его деятельности и законодательно установленные полномочия. В большинстве стран это находит отражение в Конституции и законах о банковской деятельности (Австрия, Германия, Дания, Нидерланды, Россия, Франция, Швейцария и Япония). В других странах (например, США, Швеция, Италия) формулировки задач даны лишь в общих чертах, что также сохраняет независимость банков.

В зависимости от того, установлены ли в законе права государственных органов отклонять решения руководства Центрального банка, а Центрального банка – координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования, во многом определяется и политическая независимость Центрального банка. Отрицательными примерами здесь могут служить Центральные банки Франции и Италии, где они выступают лишь в роли консультанта правительства; государственные органы Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии активно вмешиваются в политику Центрального банка; в Австрии и Дании Центральные банки находятся на несколько высшем уровне независимости. Наиболее независимыми являются Центральные банки ФРГ и Швейцарии.

Наличие законодательного ограничения кредитования правительства влияет на экономическую и политическую независимость Центральных банков. Этот фактор значим, если действует система непосредственного финансирования правительства Центральным банком. Она имеется в большинстве развитых стран, кроме Великобритании и США, распространяющих государственные займы на открытых рынках.

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

Традиционно перед Центральным банком, являющимся регулирующим звеном банковской системы, ставится пять основных задач.

В ряде стран они закреплены законодательно:

Первая. Монопольное право на эмиссию банкнот (эмиссионный центр страны).

Вторая. Осуществление надзора, поддержание необходимого уровня стандартизации и профессионализма в кредитной системе страны (банк банков).

Третья. Поддержание государственной экономической программы, кредитуя и выполняя расчетные операции для правительства (банкир правительства).

Четвертая. Посредничество между другими банками страны при безналичных расчетах (главный расчетный центр страны).

Пятая. Регулирование экономики денежно-кредитными методами (орган регулирования экономики).

При решении этих задач центральный банк выполняет три основные функции:

1) регулирующую;

2) контролирующую;

3) информационно-исследовательскую.

За счет функции регулирования происходит стабилизация де­нежной массы в обращении. Это достигается сокращением или расширением денежной наличной массы или безналичной эмиссии и проведением дисконтной политики, политики минимальных резервов валютной политики и открытости рынка.

Функция регулирования тесно связана с контролирующей функцией, включающей определение соответствия требований к качественному составу системы банков, то есть принятие решения, допускать ли данный кредитный институт на отечественный банковский рынок.

Информационно-исследовательская функция присуща всем банкам. В широком понятии банк выступает как научно-исследовательский и информационно-статистический центр. Предполагается, что банк обязан опубликовывать свои решения в одной из центральных газет.

Анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной

сфере, Центральный банк может оперативно реагировать на экономические процессы как локального значения, так и глобального. При принятии решения о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное управление основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, и Центральный банк при необходимости дает рекомендации и координирует действие государственных органов.

Рассмотрим, какие функции выполняет отечественный Центральный банк. Их свыше 14 и они установлены законодательно 26 апреля 1995 г.:

1) взаимодействие с правительством путем разработки и проведения единой политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты;

2) монопольное право на эмиссию наличных денег и организация их обращения;

3) кредитование для кредитных институтов в последней инстанции, организация системы рефинансирования;

4) установление правил осуществления расчетов внутри страны;

5) установление правил проведения банковских операций, учета и отчетности по банковской системе;

6) государственная регистрация кредитных учреждений, выдача и отзыв лицензий кредитным организациям;

7) надзор за деятельностью этих организаций;

8) регистрация эмиссии ценных бумаг;

9) выполнение всех видов банковских операций;

10) регулирование прохождения валюты и определение правил расчетов с иностранными государствами;

11) организация и проведение валютного контроля;

12) участие в разработке прогноза платежного баланса страны;

13) анализ и прогнозирование состояния экономики России в целом, а также по регионам;

14) опубликование необходимых материалов и данных статистики.

Эти функции Центрального банка России не противоречат международной банковской практике: прежде всего, банк является монополистом на эмиссию денег и осуществляет денежно-кредитное регулирование.

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о

Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим ее правовые основы. Все вопросы, связанные с организацией и функционированием безналичных расчетов, устанавливает Банк России. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты проведения безналичных расчетов. Банк России лицензирует расчетные системы кредитных учреждений. Для осуществления безналичных расчетов в качестве платежных документов используются платежные требования, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие, утвержденные ЦБ РФ.

Регулирование денежного обращения возлагается на Банк России и ведется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, разрабатываемой и утверждаемой в пределах норм банковского законодательства. Банк России наделен исключительным правом эмиссии денег и отвечает за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3) определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

4) разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая устанавливается и разрабатывается согласно банковскому законодательству. Банк России наделен исключительным правом эмиссии денег и особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. Он должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию денег при бумажно-кредитном обращении. Как средство регулирования экономики. Центральный банк использует де­нежно-кредитную политику, используя разнообразные методы и привлекая следующие инструменты:

1) ставки учетного процента (дисконтную политику);

2) операции на открытом рынке;

3) учетную политику;

4) валютное регулирование;

5) установление ориентиров роста денежной массы;

6) нормативы обязательных резервов, регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений, и др.

Помимо указанных экономических методов регулирования денежного обращения, в исключительных случаях Банк России может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов рефинансирования банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Он также может прогнозировать рост одного или нескольких показателей денежной массы.

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики (ЦБ как государственный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики) воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ

Регулируя экономику через денежно-кредитную систему, Центральный банк воздействует на кредитные институты, создавая им условия для нормального функционирования. А поскольку страны имеют национальные особенности системы, то они в значительной степени формируют выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования, непринятие тех или иных инструментов денежной политики. Рассмотрим основные инструменты этого регулирования.

Традиционно к методам воздействия на экономику относят:

1) дисконтную и залоговую политику;

2) политику обязательных резервов;

3) операции на открытом рынке;

4) депозитную политику;

5) валютную политику.

Содержание и сочетание стандартного набора методов в разных странах зависят от целого ряда предпосылок. В практике воздействия на экономику страны монетаризм и теория государственного регулирования в чистом виде не выражены. В будущем следует ожидать сочетания выбора стратегии Центральных банков. В текущем периоде приоритет все больше отдается рыночному механизму по сравнению с административными методами регулирования. Применяемые инструменты регулирования характеризуются с позиции таких критериев:

1) Традиционные или нетрадиционные.

2) Административные или рыночные.

3) Общего действия или селективной направленности.

4) Прямого или косвенного воздействия.

5) Краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.

Следует уметь различать прямое и косвенное воздействие какого-либо механизма. Примером может служить проведение учетной политики через прямое регулирование на денежном рынке с одновременным косвенным воздействием на рынке капиталов.

Долгосрочными целями денежно-кредитной политики является стратегия Центрального банка, рассчитанная на период от года до нескольких десятилетий. И эффективность комбинирования применяемых/в один и тот же период зависит от успешного их со­четания при достижении разных по срокам целей. Пример: инструменты денежной политики – минимальных резервов, рефинансирования и др. – относятся традиционно к инструментам долгосрочного регулирования.

Рассмотрим методы воздействия центрального банка на экономику.

Дисконтная (учетная) и залоговая политика Центрального банка. Кредитные институты при необходимости могут получать кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл этой политики состоит в том, чтобы, изменяя условия рефинансирования коммерческого банка, влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Все страны в Европейском Сообществе, за исключением Италии и

Португалии, имеют кредитные институты с возможностями рефинансирования.

Непосредственно в национальном банке, как под залог ценных бумаг, так и без такового. При осуществлении дисконтной и залоговой политики Центральный банк может селективно воздействовать на какие-либо отрасли хозяйства, поощряя или ограничивая прием к переучету или под залог векселей путем изменения требований к их качеству. Такое воздействие может сопровождаться и общеэкономическими последствиями. На­пример, ограничивая массу ценных бумаг определенного вида при приеме их под залог, Центральный банк снижает в целом и кредитный потенциал коммерческих банков. Именно поэтому текущий период характерен тем, что общеэкономический эффект воздействия путем проведения дисконтной или залоговой политики становится наиболее значимым. На макроуровне эффект регулирования учетной ставки подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее величины и темпом роста на­ционального продукта.

Когда целью Центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию за счет переучета векселей, банк снижает дисконтную ставку. Кредитный потенциал коммерческого банка увеличится, и проценты по предоставленным ими кредитам получают возможность снижения. Такая картина наблюдается не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, и здесь проявляется косвенное воздействие данного механизма. Рост учетной ставки уменьшает спрос ценных бумаг, поэтому становится более выгодно привлекать депозиты на прямое финансирование.

То есть рост дисконтной ставки Центрального банка уменьшает относительную рыночную стоимость ценных бумаг, а снижение – напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к росту спроса и снижению предложения ценных бумаг.

Следует отметить, что путем простого увеличения ставок провести антиинфляционную цель практически невозможно. И Банк России, снижая учетные ставки с 48 %, 42 % и с 36 % до 24 % с января по август 1997 г., принял курс на развитие рыночных механизмов экономического регулирования через кредитные аукционы, что позволяет ограничивать администрирование при установлении процентных ставок и массы кредитов

Центрального банка.

Политика обязательных резервов касается всех коммерческих банков развитых стран, кроме Великобритании, Канады и Люксембурга. Эта политика заключается в требовании размещения коммерческими банками минимальных резервов в Центральном банке. Конкретные же методы данного инструмента в разных странах – различны, в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Это касается структуры минимальных резервов, амплитуды и частоты колебаний их величины, специфики начисления процентов и условий, предоставляемых кредитным институтам при их рефинансировании. Минимальные резервы – это страховка ликвидности кредитных институтов, гарантия по вкладам клиентам. Данный инструмент выполняет две роли:

1) текущего регулирования ликвидности на денежном рынке и одновременно

2) торможения эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Как инструмент кредитной политики, рассмотренный механизм используется практически во всех странах. Страны с твердым курсом валюты этот инструмент применяют в рамках политики гибкого регулирования.

Политика открытого рынка – это операции по продаже твердо-процентных ценных бумаг Центральным банком за свой счет на открытом рынке. К данным ценным бумагам относятся казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др.

Традиционно средствами проведения рассматриваемой политики являются операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Для оживления экономики Центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги либо фиксируя курс, либо приобретая определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. При фиксированном курсе он скупает любой объем на уровне этого курса.

С целью уменьшения резервов банковского сектора Центральный банк выступает на открытом рынке на стороне предложения и имеет две возможности реализации цели:

1) предложить определенное число ценных бумаг дополнительно;

2) объявить курс, при котором Центральный банк предлагает любое количество ценных бумаг.

Общей тенденцией всех банков в применении рассмотренного инструмента является то, что Центральные банки разных стран уделяют все большее внимание развитию этого инструмента.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком. Этим самым она оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.

При проведении экспансивной (расширенной) депозитной политики денежные средства государственного сектора экономики в центральных банках уменьшаются с одновременным увеличением на эту величину резервов второго уровня .банковской системы. Обратный эффект этой политики проявляется в росте резервов кредитных институтов. При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, и если рынок уравновешен, наблюдается снижение процентных ставок и рост ин­фляции. Обратный результат достигается при уменьшении банковских резервов, т. е. сохранении кредитного потенциала, росте процентных ставок и снижении темпов инфляции.

Направление и формы валютной политики Центрального банка зависят от экономического положения страны как внутри, так и в мировом хозяйстве. Для каждого исторического периода цели валютной политики различны. Средством, наиболее важным в осуществлении валютной политики, является валютное регулирование. Центральный банк применяет две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная политика направлена на изменение условий рефинансирования коммерческих банков и на регулирование валютного курса и платежного баланса. Часто внутренние и внешние цели не совпадают, появляется необходимость решения спорных вопросов между Центральным банком и правительственными структурами.

Девизная политика выражается в воздействии в необходимом направлении на изменение курса национальной денежной единицы при покупке и продаже иностранной валюты.

Продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса за счет увеличения предложения, а при приобретении валюты за счет своих золотовалютных резервов увеличивается ее спрос, следовательно, ее курс также возрастает.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

В соответствии с Маастрихтским договором о создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ) занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе [10, с. 390]. Главной целью ЕЦБ является обеспечение стабильности цен как базы для устойчивого развития стран – участниц ЕС. В настоящее время контроль за денежно-кредитной политикой в зоне евро осуществляет Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – международная банковская система, состоящая из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) государств – участников ЕС. Национальные центральные банки государств, не членов ЕЭВС, входят в нее со специальным статусом – у них нет прав участвовать в принятии решений (Великобритания, Дания, Греция и Швеция).

Европейская система центральных банков управляется уполномоченными органами ЕЦБ: Советом управляющих, Исполнительным комитетом и Общим советом. Совет управляющих состоит из членов Исполнительного Комитета и управляющих НЦБ стран – участников ЕЭВС. Основные функции этого совета заключаются в адаптации инструкций и принятии решений, обеспечивающих достижение целей создания ЕЭВС; определении основных элементов денежной политики ЕС (процентной ставки, размеров минимальных резервов НЦБ), а также разработки инструкции по ее применению. Исполнительный комитет ЕЦБ включает в себя президента, вице-президента и четырех членов с большим профессиональным опытом работы в финансах или банковской деятельности.

Назначение комитета – проведение денежной политики в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ. Общий совет ЕЦБ состоит из президента, вице-президента и управляющих НЦБ всех стран ЕС. Выполняет следующие основные задачи:

осуществление консультаций ЕСЦБ;

сбор и обработка статистической информации;

подготовка квартальных и годовых отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;

принятие мер по оплате уставного капитала ЕЦБ в части, не урегулированным Общим договором ЕС;

подготовка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;

организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют по отношению к евро.

Национальные банки являются единственными акционерами ЕЦБ, однако при проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ прибегает к использованию их возможностей только при наличии целесообразности. ЕЦБ полностью управляет ЕСЦБ, что подтверждает его высокую роль в ЕЭВС. Большинство международных финансовых экспертов считает, что решение вопроса об интеграции инструментов денежно-кредитной политики центральных банков стран ЕЭВС – одно из самых болезненных при создании эффективно функционирующей ЕСЦБ. Важной особенностью инструментария ЕЦБ является то, что имеется достаточно жесткая структура, с точки зрения методологии, основанная на трех базовых блоках: обязательные резервы, постоянно действующие механизмы, операции на открытом рынке.

Отметим наиболее существенные недостатки инструментария ЕЦБ:

1. Значительное число используемых ЕЦБ взаимозаменяемых монетарных механизмов может оказать дестабилизирующее воздействие на участников денежного рынка.

2. Любой внешнеполитический кризис ЕЭВС может стать причиной существенной перестройки операционных механизмов ЕЦБ, поскольку концепция денежно-кредитной политики построена на принципах жесткого монетарного регулирования и независимости ЕЦБ.