logo search
Учебно-методический комплекс по ДКБ

1.10.4. Внешняя среда банка и процесс управления

В процессе функционирования коммерческий банк участвует в двухстороннем обмене финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами со своей внешней средой, а также получает из нее энергетические ресурсы и полностью их потребляет при осуществлении своей деятельности. При этом окружающая среда не является застывшим атмосферным образованием, а представляет собой сложную динамическую иерархическую систему, в которой любая система некоторого уровня содержит подсистемы более низкого уровня и в то же время является подсистемой систем более высокого уровня.

Каждый из уровней иерархии содержит совокупность органов (институтов), норм, отношений, взаимодействующих между собой и с элементами других уровней, т.е. границы между системами соседних уровней размыты и подвижны.

Помимо систем, находящихся в состоянии соподчиненности друг с другом, в составе внешней среды можно выделить такие системы, объединяемые по другим признакам и охватывающие полностью или частично несколько систем из иерархии.

Следовательно, можно говорить не только об иерархии систем внешней среды, но и о типах экономической среды, среди которых можно выделить следующие устойчивые типы экономической среды:

Очевидно, что существующую сегодня в России внешнюю среду коммерческого банка нельзя однозначно отнести к какому-то одному из этих типов. Точнее будет обозначить тип нынешней экономической среды как смешанный (переходный) с постепенным уменьшением в ней характерных особенностей административно-командной среды (жесткая подчиненность вышестоящим административным структурам, директивное централизованное планирование, принудительное перераспределение ресурсов и т.п.).

Таким образом, в системе "коммерческий банк – среда" банк является объектом как целенаправленного (государственного), так и случайного ("рыночного") воздействия со стороны среды при наличии у рассматриваемого банка некоторой степени свободы, в рамках которой он имеет возможность самостоятельного выбора своих действий и решений на основе собственных целей.

В соответствии с предложенной трактовкой банка как системы управления процесс управления банком можно определить как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему), т.е. воздействие администрации банка на различные подразделения банка.

Этот процесс включает в себя ряд стадий (этапов), на которых осуществляется реализация соответствующих функций управления.

Основными стадиями процесса управления банком являются:

– планирование;

– регулирование;

– контроль.

На этапе планирования решаются в основном задачи планирования, т.е. определяются перспективы развития банка и устанавливаются плановые задания (значения плановых показателей), которые необходимо выполнить (достигнуть).

На этапах регулирования и контроля реализуются задачи оперативного управления, т.е. выполняются плановые задания и устраняются отклонения фактических значений управляемых переменных (плановых показателей) от соответствующих плановых значений, возникающие вследствие возмущающих воздействий внешней среды и неточных действий управляемой подсистемы.

Под функциями управления банком понимаются определенные сравнительно автономные виды управленческой деятельности, которые в совокупности позволяют осуществлять процесс управления банком.

Основной функцией управления банком является планирование, в результате выполнения которой субъект управления вырабатывает перспективные и текущие планы развития банка.

Поскольку реальный коммерческий банк является сложной иерархической системой, то и процесс управления банком представляет собой очень сложный, многогранный процесс, полная структуризация и формализация которого вряд ли возможны. Поэтому на практике под управлением коммерческим банком естественно понимать единый процесс, состоящий из указанных выше видов управленческой деятельности.