83.Прав.Рег-ние внешнеэкон.Деят-ти.
В бывш.СССР была монополия осущ-ть лишь специализ-е гос.объед-я, кот.нах-сь в г.Москва.Н: Союзплодимпорт, Союзтехэкспорт.
После 27.07.1990, когда стали реализ-ся пр-пы гос.суверенитета, был образован Гос.комитет по внешним экон.связям и 25.10.1990 принят З-н Об основах внешнеэкон.деят-ти РБ и он положил начало фомир-ю нац.з-тва об этом.
Внешнеэкон.деят-ть подчинена интереса нац.эк-ки и оно охват-т отн-е, связ.с выходом на рынки др.г-тв, уч-м в мир.хоз.отн-х. Важно опред-ть место на.эк-ки, ее специализацию хоз.связей. Это место до сих пор не опред-но. После 1991 г. РБ присоединилась ко всем межд.д-рам СССР в этой сфере, а затем перезаключ. их самост-но.
**Первым важным аспектом был экспортный контроль – З-н от 6.01.1998 об экспорт.контроле был принят при поддержке Запада и США.
В 1999 – ратифиц-н д-р О тамож.союзе и едином экон.пространстве с РФ.
25.11.2004 – З-н О гос.рег-и внешнеторг.деят-ти и З-н О мерах по защите экон.инт-вРБ при осущ-и внешней торговли товарами.
З-н О торгово-промышл.палате от 16.06.2003.
Эти З-ны в сов-ти раскрыв-т собират.понятие внешнеэкон. Деят-ть, кот.вкл-т в себя импорт, экспорт, товарообмен.
**2 форма ВЭД – инвестиц.деят-ть привлеч-е ин.ивс-й
** 3 форма – внешняя труд.миграция
Предварительно набл-ся либерализация ВЭД, т.к. мы имеем дело с нерезидентами и д.учитывать треб-я, к кот.они привыкли у себя. Раньше надо было регист-ся в кач.уч-ка ВЭД, а сегодня все S-ы хоз.деят-ти с момента гос.регистр-и можно вести ВЭД. И S-м ВЭД выст-т также г-тво, АТЕ,…
Для РБ надо учит-ть 2 аспекта:
// в отлич.от СССР РБ имеет полностью открытую эк-ку. Это выраж-ся в том, что около 80% сырья мы получаем по импорту, а около 68-70% - мы продаем.
// важным явл. Продажа дорогого технологич.продукта.
Гос.регул-е – сист.мер, устан.г-твом в целях осущ-я внешнеэокн.п-ки, основанных на использ-е экон.и адм.метедов в соотв-и с з-твом.
Эта п-ка призвании обеспечить устойч. существ-е и прогресс. развитие. Она строится на пр-пах: - единствам системы; - регул-я и контроля; - приоритета экон.мер; - искл-е неоправд-го вмеш-тва г-тва; выполн-е обяз-тв по межд.д-рам; - целостности тамож.террит.
Рамочные (в РБ около 59) д-ры о торгово-экон.сотруд-тве, где согласуются торговый режим (обыч.или привелегиров.), согл-е о зоне свободной торговли; о тамож.союзе инвестиц.согл-я о взаимном поощрении и з-те ивест-й; во избеж-е двойного налогооблаж.
Обяз-но соблюд-е реш-й СовБеза ООН.
S-ами, кот. рег-т эти виды деят-ти, явл.: = Пр-т; = Прав-во; = Пар-т; = уполномоч. республ.органы ГУ(гос.тамож.комитет, МИД и др.).
Регулир-е инв.деят-ти осущ-ся ИК, имеется Пост. СМ от 29.05.1992 №324 Об инв.деят-ти бел.S-ов хоз-ния за границей.
84. Валютные отношения и валютное рег-ние. Источники зак-тва о валютном рег-нии.
Развитие внешней торговли вызвало необходимость упорядочения международных расчетов, вовлекших в международные экон-кие отношения национальные денежные знаки. Любая национальная денежная единица является валютной и выполняет функцию мировых денег, но любой продавец на мировом рынке предпочитает получать эквивалент своих товаров в валюте свое страны, поэтому всегда в валюте отражаются связи и взаимодействие национального и мирового хозяйства. Отсюда вытекает необходимость обмена денежных единиц одной страны на деньги другой. Вся совокупность финансовых отношений, возникающих при осуществлении торговых операций, кредитовании, вложении капиталов и пр., при функционировании мирового хозяйства, получила название валютных отношений.
Ст. 1 Закона «О валютном рег-нии и валютном контроле» Валютное рег-ние - дея-ть государственных органов (органов валютного рег-ния) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.
Статья 2. Валютное законодательство Республики Беларусь
Валютное законодательство Республики Беларусь состоит из настоящего Закона, нормативных ПР актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, нормативных ПР актов органов валютного рег-ния и органов валютного контроля Республики Беларусь, издаваемых в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов валютного рег-ния и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия.
Статья 3. Валютное законодательство Республики Беларусь и нормы международного права
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им валютного законодательства Республики Беларусь.
Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь валютного законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного ПРо акта.
Также осуществляется на основе закона «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической дея-ти»
Ратификация международных договоров осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь в форме закона.
Межгосударственные и межправительственные договоры, не подлежащие ратификации и не вступившие в силу со дня подписания, обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, подлежат утверждению (принятию).
Решения об утверждении (принятии) международных договоров принимаются в отношении:
межгосударственных договоров - Президентом Республики Беларусь в форме указа;
межправительственных договоров - Советом Министров Республики Беларусь в форме постановления.
Международный договор межведомственного характера подлежит утверждению (принятию), если это предусмотрено международным договором.
- 1.Понятие хоз-ого права. Концепции хоз-ого права.
- 2.Предмет хоз-о-пРо рег-ния. Виды хоз-ых правоотношений.
- 4) Нормы о рассмотрении хозяйственных споров.
- 1. Рыночное хозяйство.
- 2. Централизованно-управляемое (плановое) хозяйство.
- 3.Принципы и методы пРо рег-ния хоз-ой дея-ти (хоз-ых отношений).
- 5.Направления и формы совершенствования хоз-ого зак-ва.
- 6.Гос. Воздействие на экономику. Виды (формы) гос. Рег-ния хоз-ой дея-ти.
- 7.Планирование – элемент гос. Рег-ния хоз-ой дея-ти. Формы планирования хоз-ой дея-ти.
- 8.Понятие и источники пРо рег-ния предпринимательства.
- 9.Sы и формы предпринимательства.
- 10.Пр положение индивидуальных предпринимателей.
- 11. Защита прав предпринимателей. Ответ-сть за нарушение прав предпринимателя.
- 12. Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской дея-ти.
- 13. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства.
- 14. Субъекты хозяйственной деятельности. Зак-тво о субъектах хозяйственной деятельности.
- 15) Организационно правовые формы коммерческих организации
- 16. Виды субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовых форм.
- 17. Порядок создания хозяйственных организаций. Учредители хоз. Организаций.
- 18. Гос. Регистрация субъектов хозяйствования.
- 19. Учредительные документы Sов хоз-ния.
- 20. Объединения хозяйственных (коммерческих) организаций.
- 21) Особенности правового регулирования деятельности государственных предприятий.
- 23Структура имущества Sов хоз-ой дея-ти.
- 24. Права Sов хоз-ой дея-ти в отношении их имущества.
- Источники формирования имущества Sов хоз-ой дея-ти. Уставный фонд, специальные фонды и резервы.
- 26. Общая характеристика хоз-ой дея-ти ее Sов.
- 28. Анализ хоз-ой дея-ти. Пр рег-ние аудита.
- 29.Понятие и Sы экон-кой несостоятельности (банкротства).
- 30.Производство по делу об экон-кой несостоятельности (банкротстве).
- 31. Процедуры, предотвращающие ликвидацию должника в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
- 32 Понятие разгосударствления и приватизации гос. Собственности. Зак-тво о разгосударствлении и приватизации. Органы прив. И их функции.
- 33 Субъекты и объекты приватизации.
- 34 Формы и способы разгосударствления и приватизации государственной собственности.
- 35 Порядок проведения разгосударствления и приватизации государственной собственности.
- 36) Отчеждение государственного имущества вне приватизации ( тут бредос )
- 37 Оценка объектов гражданских прав, государственного имущества в процессе приватизации.
- 38 Договор в хозяйственных отношениях. Понятие хозяйственного (предпринимательского) договора. Система предпринимательских договоров.
- 39 Структура договорных связей в хозяйственных отношениях. Порядок и способы заключения предпринимательских договоров.
- 40 Содержание предпринимательского договора.
- 41. Изменение и расторжение пред-ких договоров. Продление срока действия договора.
- 42. Понятие и значение санкций в хозяйственных отношениях. Виды санкций.
- 43. Формы имущественных санкций (имущественной ответственности).
- 44. Меры оперативного воздействия (оперативные санкции), применяемые в хозяйственных отношениях.
- 45. Адм. Ответственность в хоз. Отношениях.
- 46. Качество товаров (работ, услуг) и средства его обеспечения. Законодательное регулирование обеспечения качества товаров (работ, услуг).
- 47. Понятие технического нормирования и стандартизации. Правовые формы технического нормирования и стандартизации.
- 48. Правовое регулирование оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Сертификация товаров, работ и услуг.
- 49. Правовое регулирование обеспечения единства измерений.
- 50. Виды цен и тарифов. Государственное регулирование цен и тарифов. Законодательство о ценах и ценообразовании.
- 2. Государственное регулирование цен и тарифов и способы его осуществления
- 51.Права и обязанности Sов хозяйствования в области ценообразования. Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании.
- 52.Понятие монополистической дея-ти. Антимонопольное законодательство. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
- 2. Антимонопольное регулирование хозяйственной деятельности
- 53.Способы (меры) антимонопольного рег-ния.
- 54.Запрет злоупотребления хозяйствующим Sом доминирующим положением на товарном рынке.
- 56.Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- 57.Понятие и роль конкур. Источники зак-ва о конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за нее.
- 58.Биржи как Sы хоз-ой дея-ти. Виды бирж и их функции.
- 59.Особенности создания бирж. Органы управления биржей.
- 60.Понятие биржевой сделки. Виды биржевых сделок.
- 2) Сделки без реального товара:
- 61. Правила биржевой торговли. Порядок разрешения споров по биржевым сделкам.
- 62. Роль банков в обеспечении хозяйственного оборота. Банковская система Республики Беларусь. Банковское законодательство.
- 63. Правовое положение Национального банка Республики Беларусь.
- 64. Порядок создания банков, их реорганизация и ликвидация.
- 66. Правовые формы отношений банков с клиентами.
- 67. Небанковские кредитно-финансовые орг-ции.
- 69. Понятие цб и их классификация.
- 70. Основные виды цб.
- 71. Обращение цб.
- 72. Sы и порядок выпуска цб. Регистрация цб.
- 73. Порядок запрещения или приостановки выпуска цб.
- 74. Правовой режим акций.
- 75. Правовой режим облигаций.
- 76. Правовой режим векселей.
- 77. Профессиональная деятельность по цб.
- 78. Инвестиционная деятельность и ее правовое регулирование.
- 79. Инвестиционный договор с рб и ате.
- 80. Иностранные инвестиции на территории рб. Порядок открытия представительств иностранных организаций.
- 81. Инвестиционная дея-ть белорусских Sов хозяйствования за рубежом.
- 83.Прав.Рег-ние внешнеэкон.Деят-ти.
- 85. Sы валютных отношений. Валютные операции и их виды
- Текущие валютные операции:
- 5. Операции, связанные с движением капитала, проводимые в регистрационном порядке.
- 86 Тарифное рег-ние вэд
- 88 Понятие и виды концессии
- 89. Пр положение структурных подразделений коммерческих организаций (филиалов и представительств).
- 90) Хозяйственное право зарубежных стран