2.2. Этапы развития систем социальной защиты в западных странах
Исторически значимый шаг был сделан в конце XIX века, когда германское правительство, руководимое О. Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих
(1Рабочее движение охватывало действия профессиональных союзов, деятельность социалистических, коммунистических, социал-демократических, лейбористских партий, профессиональных организаций страхователей, в которых значительный вес имели представители рабочих, кооперативного движения, деятельности международных организаций (МОТ, МАСО, ВОЗ), а также II. Социалистического Интернационала, а на более поздних этапах (60-80-е годы) общественных движении «зеленых».)
в промышленности. Она включала обеспечение в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.). Система социальной защиты работающих, построенная по модели О. Бисмарка оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной. С начала XX века примеру Германии последовали другие европейские страны, столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями со стороны рабочего класса.
Таким образом, период с 80-х годов XIX века до конца 20-х годов XX в. можно определить как первый этап становления систем социальной защиты трудящихся (разработка социального законодательства, формирование систем социального страхования и охраны труда). В процессе становления и развития систем социального страхования происходит уточнение и кристаллизация принципов формирования финансовой базы для социальной защиты работников. Становится нормой, когда весь спектр экономических затрат, связанных с профессиональными рисками (вопросы техники безопасности, гигиены и медицины труда, компенсации утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), несет работодатель. По другим же видам социальных рисков расходы распределяются между предпринимателями (работодателями) и работниками.
Второй этап развития западных "национальных систем социальной защиты работников в процессе труда (конец 20-х-начало 60-х годов XX в.) определялся:
• новым этапом индустриализации (США, 1914-1929 гг.; Западная Европа, 30-50-х гг.; Япония, 50-60-х гг);
• разрушительными последствиями первой и второй мировых войн;
• социалистической революцией (1917 г.) в России;
• экономическим кризисом (кризисом либеральной модели экономического развития) начала 30-х годов.
Эти факторы дали импульс осознанию необходимости Расширения сферы действия социальной защиты, охвата всех групп трудящихся, качественному повышению ее уровня и обосновали вмешательство государства в социально-экономические процессы.
На данном этапе проблемы труда в технико-технологическом плане были связаны с преобразованием процесса труда на основе его научной, инженерной организации (Ф. Тейлор). Возникает поточно-конвейерное производство (Г. Форд-1, Л. Рено), ориентированное на массовый выпуск стандартизированной продукции, в том числе предметов длительного пользования для личного потребления (автомобиль).
Тейлоризм был теоретической основой, а фордизм - практическим воплощением идей индустриализма, который носил ярко выраженный характер «подчиненного труда», т.е. подчинения живого труда труду овеществленному, сведя работника к «механическому человеку» в производстве и к «экономическому индивиду» в потреблении и мотивации.
В это же время в развитых западных странах (США, Германия, Франция) появляются теоретические исследования и обоснования повышения уровня социальности общества, гуманизации труда, социальной защиты человека как антитеза положениям экономического детерминизма, теории и идеологии индустриализации.
Ученые-экономисты гуманитарной ориентации подчеркивали, что индустриальная цивилизация, рассматривающая человека как «хомо-экономикус», как один из факторов производства, не только сужает возможности развития индивида, но и способствует его деградации, подчиняя жесткой системе фабричного разделения труда, манипулируя его потребностями.
Первые систематизированные теоретические разработки, которые в значительной мере уделяли внимание социальным вопросам труда, были осуществлены представителями школы «человеческих отношений» в США в ЗО-40-е годы (Э. Мэйо, Ф. Рётлисберг, М. Фоллетт и их последователи)12 [17].
Доктрина «человеческих отношений» была важным этапом развития индустриальной психологии и социологии труда. Ее теоретики отвергли тейлоровскую концепцию «экономического человека», которым можно управлять с помощью экономических стимулов, и бихевиористское понимание поведения как механического рефлекторного ответа на предлагаемые стимулы. Они показали сложную роль в механизме поведения процессов сознания, и в частности, роль социальных потребностей и ценностных предпочтений рабочих, выявили влияние на поведение трудящихся более широкого круга потребностей, чем признавал тейлоризм.
Одной из новых дисциплин, выдвинувших альтернативные, принципы улучшения условий, охраны и организации труда, была возникшая после второй мировой войны эргономика, изучающая взаимодействие человека с машиной. Исследуя условия труда, его темп, режим и тяжесть, вид оборудования, организацию рабочего места и т.п., эргономика позволяет учитывать специфику человеческого труда при разделении функций между человеком и машиной, улучшить проектирование оборудования и технику безопасности.
В отличие от психофизиологического подхода эргономов авторы социально-психологической теории развития потребностей и трудовой удовлетворенности (А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг) развивают идею иерархической динамики развития потребностей индивида от низших к высшим, выдвинутую в 50-х годах американским психологом А. Маслоу [18, с. 18-24].
Идея Герцберга о стимулировании самим трудом, проверенная им на служащих, была применена к труду производственных рабочих в ряде западных стран (поручение им сборки целого узла или всего изделия) и дополнена его последователями наделением работника автономностью в труде (снятие мелочной регламентации, свобода выбора темпа и методов), а также оперативной информацией о текущих результатах [19].
Новаторский подход к организации труда, формированию его условий и режимов внесла школа «социотехнических систем», созданная в 50-60-х годах в английском Институте человеческих отношений (с центром в Тавистоке). Концепция этой школы состоит в том, что любое технологическое развитие должно рассматриваться как социо-техническое, ибо технологическими процессами и оборудованием должны управлять люди. Поэтому условия, режимы и организация труда должны учитываться при разработке и внедрении новых технологий, чтобы оптимизировать производственные системы при наименьших затратах [17].
Сложный характер социально-экономических, политических, организационно-технических факторов, влияющих на формирование механизмов социальной защиты работников в процессе труда, объективно обусловливает необходимость государственного регулирования этих вопросов. Важным этапом определения роли государства стали работы Дж.М. Кейнса, идеи которого в области социальной защиты творчески развил английский ученый У. Беверидж. В своем докладе парламенту и правительству страны (1942 г.) он обосновал новую роль государства, как одного из главных субъектов, ответственного за социальную защиту трудящихся и всего населения.13 По его мнению проблемы условий труда должны решаться государством на основе реализации принципа эффективного разделения власти - законодательной, исполнительной и судебной.14
Исходя из этих рекомендаций, лейбористское правительство Англии на протяжении 1944-1948 гг. приняло ряд законодательных актов, на основе которых возникла единая система социального страхования и обеспечения, охватывающая все население и все случаи потери заработка; было введено всеобщее бесплатное медицинское обслуживание.
Аналогичные реформы после второй мировой войны проведены во многих западных странах. К наиболее существенным их характеристикам относятся: быстрое создание социальных инфраструктур на производстве, разработка и осуществление государственных и коллективно-профессиональных программ охраны труда, занятости, медицинской и профессиональной
Доклад назывался «Полная занятость в свободном обществе».
В докладе У. Беверидж проанализировал также и проблемы борьбы с безработицей, уделил большое внимание социальному обеспечению и разработал предложения по реформе социального обеспечения на принципах всеобщности и единообразия, т.е. одинакового для всех размера пенсий и пособий, а также условий их выплат (права на лечение, пенсию, семейные пособия должны быть равными для всего населения, в отношении других видов социальных выплат допускались различия между лицами наемного труда и работающими не но найму). Наряду с этим Беверидж рекомендовал широко развивать государственное вспомоществование, ввести национальную службу здравоохранения, гарантирующую бесплатное медицинское обслуживание. Все это, вместе взятое, составило бы, по его мнению, комплексную систему социальной защиты населения, с помощью которой Англия могла бы «ликвидировать» проблему нужды и бедности, а также способствовать поддержанию полной занятости» [20].
реабилитации пострадавших на производстве, систем социального и медицинского страхования, которые в совокупности охватывают все аспекты общественного воспроизводства. Необходимо отметить неуклонный рост интереса широких кругов общественности в западных странах к системам социальной защиты трудящихся и всего населения, разработке концепций социальной защиты, наличию значительного количества научных школ.
Одна из таких концепций получила название «государства всеобщего благосостояния», характеристиками которого выступает развитая система социальной защиты и социальной инфраструктуры, высокая доля социальных расходов в государственном бюджете, ответственность исполнительной власти за эффективное функционирование социальной сферы. Одним из постулатов «государства всеобщего благосостояния» служит институт гражданства, который является правовым обоснованием для защиты, поддержки и интеграции личности в обществе. Такой подход аргументируется необходимостью укрепления единства общества и создания предпосылок для созидательного личного самовыражения.
Крупной вехой в создании теории социальной защиты следует считать вклад немецких ученых-неолибералов, разработавших концепцию «социального рыночного хозяйства», которые выделили в качестве одного из наиболее активных субъектов государство. Начиная с конца 30-х годов Л. Рюстов, В. Рёпке, Ф. Бём, В. Ойк§н и Г. Гросман-Дерт начали публикацию серии работ под программным названием «Порядок экономики». Основной вывод неолибералов состоял в том, что успехи в экономической жизни общества возможны на основе формирования свободных рыночных структур с обязательным и одновременным наличием экономического и социального порядка, обеспечиваемого сильным государством. В начале 50-х годов данное теоретическое направление продолжили А. Мюллер-Армак, В. Рёпке и Л. Эрхард. Суть социального рыночного хозяйства в их интерпретации заключается в синтезе экономической свободы и идеалов социального государства, связанных с социальной защищенностью членов общества и социальной справедливостью. Так, А. Армак считает, что «рыночная экономика всегда будет экономикой с неискоренимыми и вредными в социальном плане недостатками, которые требуется исправлять». В этой связи к основным принципам социальной рыночной экономики он относит «обеспечение связи между принципом свободы на рынке и принципом социального равновесия» [21, с. 243].
Представление неолибералов о человеке включает убежденность в том, что каждый член общества обладает неотъемлемыми фундаментальными правами, прежде всего правом на соблюдение человеческого достоинства и свободное развитие личности, и что все члены общества поэтому должны иметь возможность реализовывать свое право на индивидуальное благосостояние в рамках установленных правовых и моральных границ. Эта установка на свободное развитие, самоопределение и личную ответственность приводит к необходимости организовывать в экономической сфере' децентрализованные процессы волеизъявления и принятия решений, т.е. руководить экономической и социальной деятельностью в обществе с помощью рыночных регуляторов.
Социально-ориентированная рыночная экономика строится на трех основных элементах: реализации возможностей отдельного человека, солидарной взаимопомощи структур гражданского общества и помощи государства. Государство вмешивается только в случае, если человек не в состоянии реализовать экономическую свободу и нуждается в поддержке. Эффективность социальной политики государства определяется уровнем развития гражданского общества, объемом функций, которые выполняют структуры гражданского общества, состоянием социальной инфраструктуры.
Следует остановиться и на работе финского ученого социал-демократической ориентации П. Кууси. В книге «Социальная политика для 60-х годов», приравненной в Финляндии по своему значению к упоминавшейся выше работе лорда Бевериджа. П. Кууси дает развернутый теоретический анализ проблем социальной деятельности буржуазного государства. По мнению П. Кууси, который является приверженцем теории «государства всеобщего благосостояния», природа социальной политики меняется: если прежде она ориентировалась на защиту только «слабых» и «нуждающихся», то теперь она ориентируется на всю нацию и превратилась в национальное достояние [22, с. 29, 31, 63].
Необходимо отметить, что еще в 30-е годы, и особенно после второй мировой войны, в развитых странах наметились и стали активно развиваться качественно новые подходы к обеспечению социальной защиты работников в процессе труда на основе органического взаимодействия рыночных регуляторов и механизмов, с одной стороны, и государственного управления - с другой. К важнейшим из них можно отнести:
• широкое развитие бесприбыльных форм предпринимательства, обслуживающих социальную сферу, - различных страховых, медицинских, консультативных организаций, инженерных центров, которые оказывают социальные, медицинские, организационно-технические услуги предприятиям по охране труда и здоровья трудящихся, при этом по жестко установленным государством тарифам и прейскурантам;
• привлечение бизнеса к реализации государственных программ охраны и улучшения условий труда (фонды охраны труда в США, Швеции, Великобритании; программы «гуманизации труда» в ФРГ; пятилетние программы охраны труда в Японии);
• усиление роли государства в системах охраны труда и здоровья, социальной помощи и профессиональной подготовки - университеты, национальные научно-исследовательские институты и лаборатории, государственные инновационные центры и т.д. Взаимодействие коммерческих и некоммерческих, прибыльных и бесприбыльных организаций позволяет эффективно сочетать их преимущества - высокую эффективность внедрения инноваций, которая свойственна частному сектору (выпуск широкого ассортимента измерительной аппаратуры, коллективных и индивидуальных средств защиты), с одной стороны, и способность государства к широкой мобилизации общественных средств для выполнения таких функций социальной защиты, как профессиональная подготовка специалистов, проведение научно-исследовательских работ, создание национальных центров по реабилитации инвалидов труда и т.п., с другой стороны.
Это позволяет оптимально распределить функции основных субъектов в области социальной защиты труда: предприятий, государства, вспомогательных организаций частного предпринимательства, ассоциаций предприятий и специалистов по охране и медицине труда.
Главная особенность второго этапа развития систем социальной защиты работников в развитых западных странах состоит в повышении роли государства в формировании систем охраны труда, социального страхования и помощи, здравоохранения и профессионального образования.
Третий (современный) этап развития систем социальной защиты работников охватывает последние 40-50 лет (с начала 60-х годов до настоящего времени). Качественные отличия данного этапа от предыдущего заключаются в изменениях характеристик трудового процесса, вызванных постиндустриальной модернизацией, повышением требований рабочего класса к условиям и охране труда, уровню медицинского и реабилитационного обслуживания, сменой типов трудовых отношений.
Постиндустриальная модернизация технологий и трудового процесса вызвала крайне противоречивые процессы. С одной стороны, она способствовала усложнению и интеллектуализации труда, а с другой - резко обострила проблемы организации, условий и охраны труда. Свидетельством этого стали выступления рабочих против существовавших в то время организации, условий, охраны труда во многих развитых западных странах в конце 60-х - первой половине 70-х годов, особенно во Франции, Италии, а также в США, Англии, Скандинавских странах.15 В эти годы отчетливо выявилось стремление рабочих
15 Наиболее значительными среди этих выступлений были: забастовка на заводах «Рено» в Мансе (1971 г.), послужившая толчком к реорганизации труда; забастовка 8 тыс. молодых рабочих «Дженерал моторе»4 (1972 г.) в Лордстауне, протестовавших против высоких темпов работы на быстрейшей в мире конвейерной линии; на автомобильных заводах «Вольво» в это же время в Швеции [41, с. 91-92].
к сохранению своего здоровья и обеспечению более высокого уровня социальной защиты, повышению творческою содержания труда.
Во Франция в начале 70-х годов около 40 % всех социальных конфликтов было вызвано условиями или организацией труда на предприятиях. Широкий резонанс в этот период получили забастовки на предприятиях текстильной промышленности севера страны, длившиеся несколько недель. Поводом явились попытки администрации повысить интенсивность труда путем увеличения количества станков, обслуживаемых одним рабочим [41, с. 82].
Исследования удовлетворенности трудом учеными Мичиганского университета по заказу Министерства труда США16 выявили неприглядную картину бессодержательного труда и бесчеловечных его условий для многих категорий работников. Влияние данного исследования было настолько велико, что во многих западных странах (ФРГ, Франции, Скандинавских странах) началось государственное субсидирование аналогичных научных исследований, а впоследствии были приняты законы о гуманизации труда. Правительство ФРГ, например, объявило о своем намерении добиться «достойных человека условий труда» и о превращении этой цели в центральное звено социальной политики в 1975-1985 гг. [23, с. 104].
Глубинные причины такого развития социальной политики капиталистических государств лежат, естественно, не в области этики. Борьба пролетариата в условиях представительной демократии обязывала капитал к поиску компромиссных и гибких социально-технических решений, сочетанию различных методов, позволяющих учитывать возрастающие социальные запросы трудящихся, к тем отношениям с государством, в которых оно выступает регулятором и координатором социальной политики, учитывающей интересы двух сторон.
Расширение сферы социальной защиты трудящихся в эти годы было обусловлено объективными факторами. Дело в том, что в послевоенные годы, и особенно в 60-70-е годы, во многих! западных экономиках качественно менялись технологии, организация и условия труда. В связи с усложнением труда, удорожанием стоимости оборудования промышленное производство! требует от работников повышенного внимания, жесткой дисциплины труда, быстроты реакции, большей ответственности. Механизация и автоматизация производства, сократив затраты физической энергии рабочих, значительно повысила их нервно-психические нагрузки. В то же время известно, что для компенсации нервной нагрузки нужны большие расходы и качественно иные условия жизнедеятельности, чем для восстановления) физических затрат организма. Это обостряет проблемы условий и охраны труда, отдыха, жилья и досуга, образа жизни жителей крупных промышленных городов. Высокие темпы работы и жизни, современная организация производства, нацеленная на повышение производительности, интенсивности и качества труда, приводят к преждевременному износу и старению человеческого организма, к повышению частоты возникновения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, к росту производственного травматизма и числа профессиональных заболеваний. Отсюда вытекает настоятельная необходимость в повышении качества трудовой жизни, и в частности в улучшении условий и охраны труда, расширении сети Медицинского обслуживания создании систем медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве, улучшении материального положения работающих в связи с потерей заработка, финансирование которых в большинстве западных стран осуществляется с помощью социального страхования.
Границы стоимости рабочей силы значительно расширяются: в них включаются расходы на эргономику, оздоровление рабочих и членов их семей, социальные услуги, оказываемые предприятием персоналу на повышение образования, частичную оплату проезда, жилья и т.д. Происходит диффузия функций работодателя и работника по воспроизводству более высокого качественного персонала. Работодатель не может быть безразличен к текущему потреблению персонала, и работник не может быть безразличен к проблемам развития своего предприятия.
Зависимость и «завязанность» работника на социально-бытовые и страховые услуги фирмы, обостряющаяся конкуренция сближает интересы работодателей и работников, побуждает последних участвовать в хозяйственных функциях предприятия.
В 60-е и 70-е годы в большинстве западных стран наблюдается быстрый рост количества социальных программ, расширяется круг застрахованных лиц, улучшается качество и увеличивается набор услуг по социальному страхованию и обеспечению (см. табл. 3).
Если в начале 50-х годов расходы на социальные программы составляли в них около 7 % ВВП, то в течение 60-х -90-х годов они возрастали более быстрыми темпами (около 8 % в год), вдвое превышающими темпы роста ВВП. За период с 1960 г. по 1987 г. они возросли (в постоянных ценах 1975 г.) в 2,75 раза в Великобритании, в 3,73 раза в США, в 4,6 раза во Франции, в 5,1 раза в Швеции ив 12,84 раза в Японии. К середине 70-х годов на их долю приходилось от 20 % (Япония и США) до 30 % ВВП (в ряде стран Европейского сообщества и Скандинавских странах) [42, с. 30, 31, 32].
В эти же годы на основе имеющихся в западных странах концептуальных подходов была разработана теория «качества трудовой жизни» и «гуманизации труда».17 Вслед за рецептами «человеческих отношений» и «гуманных условий труда» предложенные организационно-технические решения проблемы трудовой мотивации по существу отразили нестоимостной характер новых социальных и духовных потребностей, невозможность ни достаточно удовлетворить их, ни воспроизвести необходимые
(17 ФРГ в эту категорию включает следующие направления: приспособление материальных и организационных условий производства к возможностям работника - совершенствование техники безопасности и охрана здоровья трудящихся: оборудование рабочих мест с учетом требований эргономики; совершенствование структуры рабочего времени; повышение содержательности труда на основе модификации конвейерного производства и расширение творческих функций рабочих; расширение социальных прав трудящихся на производстве и вне его - совершенствование профотбора и профориентации, расширение системы социально-бытового обеспечения трудящихся на производстве, увеличение продолжительности свободного времени (43, с. 24).)
производству личностные качества, используя только традиционный механизм купли-продажи рабочей силы. Стала очевидной потребность изменить сами принципы организации труда, коренным образом улучшать условия труда и социальный климат, повышать содержательность труда.
Современный этап трудовых отношений, который начался с конца
50-х- начала 60-х годов, характеризуется сменой типов трудовых отношений. Отношения купли-продажи рабочей силы в этот период заменяются отношениями ее дорогостоящей коллективно-договорной аренды. Главная особенность данного типа трудовых отношений заключается в повороте стратегии правящих кругов от конфронтации с рабочим движением (профсоюзами, оппозиционными течениями) к развернутой социальной интеграции, демократизации производственных отношений, широкому применению института коллективных договоров.18
Таблица 3
Количество стран, применяющих различные виды и системы социального страхования и обеспечения (по 147 обследованной стране) [24])
№ п/п | Виды страхования и обеспечения | Годы | ||||||
1940 | 1949 | 1958 | 1967 | 1977 | 1987, | 1997 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Отдельные виды социального страхования и обеспечения | 57 | 58 | 80 | 120 | 129 | 141 | 146 |
18 Как отмечает Машезерская Л.Я., в условиях данного типа трудовых отношений «наблюдается несомненная гуманизация, изменение содержания общественного прогресса, который обогащается новыми факторами. К наиболее существенным из них относятся: формирование развитой социальной инфраструктуры, государственных, коллективно-договорных программ, с помощью которых осуществляется политика социальной профилактики, социальной защиты. Вводятся в обращение критерии социальной амортизации, индустриального консенсуса, которые ныне учитываются всеми передовыми странами» [26, с. 48].
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2.. | Пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и пособия иждивенцам | 33 | 44 | 58 | 92 | 114 | 130 | 139 |
3. | Страхование потери трудоспособности в связи с общими заболеваниями и рождением ребенка | 24 | 36 | 59 . | 65 | 72 | 84 | 87 |
4. | Страхование несчастных, случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 57 | 57 | 77 | 117 | 129 | 136 | 139 |
5. | Страхование безработицы | 21 | 22 | 26 | 34 | 38 | 40 | 46 |
6. | Помощь семье | 7 | 27 | 38 | 62 | 65 | 63 | 66 |
Коллективно-договорные институты, будучи механизмами достижения общественного согласия в области трудовых отношений, являются в то же время альтернативными формами выражения интересов труда по отношению к капиталу. С их помощью борьба ведется за гуманизацию труда, повышение уровня социальной защиты трудящихся, более последовательное отстаивание принципов социальной справедливости.
Значительный импульс формированию новых взглядов на социальную защиту работников в области охраны труда оказала деятельность в 70-е годы комитета Робинса, который на протяжении нескольких лет занимался изучением проблем управления охраной труда в Великобритании. Комитет опубликовал доклад, в котором аргументируется целесообразность перенесения акцента в области охраны труда на создание саморегулируемой системы обеспечения безопасности и здоровья на работе. Доклад предостерегает от излишнего ожидания от разработанных правительством инструкций и недооценки личной инициативы и ответственности работодателей, а также рекомендует направить усилия на создание инфраструктуры, способствующей улучшению организации безопасности и гигиены труда самими промышленными предприятиями. Практическая значимость рекомендации комитета Робинса заключается также в обосновании необходимости введения в систему отношений в области охраны труда принципа «обязанностей» всех субъектов права: нанимателей, наемных работников, разработчиков техники, изготовителей продукции. Подчеркивается также необходимость реализации в практике охраны труда принципа «компетенции» [27, с. 8].
В качестве основного вывода рассмотренных концепций можно привести утверждение о том, что наращивание объемов средств, направляемых на решение важных, но частных проблем организации и условий труда, неэффективно. Более важными при проведении данной работы являются: постановка перспективных целей с ориентацией на весь комплекс проблем, возникающих на рабочем месте, защита человека в процессе труда, уровень развития личности и адекватное такому подходу распределение ресурсов. В настоящее время принцип «соответствия уровня безопасности труда уровню жизни трудящегося и его человеческому достоинству» широко применяется в программах политического и социального развития западных стран.
Данные подходы в совокупности с результатами широких программ исследований по эргономическим, биомедицинским, экологическим проблемам в 60-70-е годы привели к переоценке эффективности сложившихся к тому времени национальных систем охраны труда. Под воздействием указанных и ряда других факторов и происходит модификация этих систем. Это привело к тому, что к началу 70-х годов почти во всех развитых странах произошли обновление законодательства в области охраны труда и реорганизация органов управления, роль государства возросла.
В результате были созданы достаточно эффективные национальные и фирменные системы охраны и гигиены труда, социального страхования как единое целое, позволяющее минимизировать уровень профессионального риска и обеспечить высокую степень социальной защиты работающих.
Создание и развитие социальных систем социальной защиты происходит в контексте сложных взаимоотношений различных социальных субъектов, которые выступают выразителями соответствующих потребностей и интересов. Этот механизм в конечном счете - главная движущая сила развития.
При этом важно подчеркнуть, что ядром всех отношений является личный интерес как выражение права на защиту наемных работников.
Защитой личных прав по охране здоровья в процессе труда в развитых странах заняты:
• специальные государственные институты власти (социальные суды, министерства труда, здравоохранения, комитеты по контролю за техникой безопасности в особо опасных отраслях, инспекции труда);
• государственные и профессионально-общественные организации по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве;
• национальные центры и фонды, обеспечивающие проведение научно-исследовательских работ по технике безопасности и гигиене труда.
Механизм согласования интересов (нанимателей) и наемных работников в области социальной защиты труда построен по принципу:
• двупартизма (наниматель - наемные работники) на уровне предприятий в форме комитетов по охране труда;
• трипартизма (наниматель - наемные работники - государство) на уровне отраслей и национальных экономик.
Исходным моментом в механизме саморазвития систем социальной защиты труда является двуединый интерес как наемных работников, так и предпринимателей в улучшении производственной среды, оптимизации трудовых нагрузок, создании эффективных медико-реабилитационных систем. Информационные и социологические механизмы, улавливающие притязания социальных групп трудящихся, образуют жизненные нервы развития национальных систем социальной защиты.
19 В каждый данный момент притязания каких-то социальных групп получают отражение в законах, генеральных, отраслевых (тарифных) и коллективных соглашениях, другие находятся в процессе согласования и разработки, третьи - выносятся на обсуждение, или «дозревают» в определенных кругах.
Инвестиции в «человеческий капитал» способствовали достижению более высокого уровня социальной защищенности, которая приобретает коллективно-индивидуальный характер благодаря коллективным системам охраны труда и коллективно-индивидуальным системам социального страхования (коллективное страхование от несчастных случаев на производстве и медицинское обслуживание, индивидуальное страхование жизни и семейного дохода). Рост расходов на социальное страхование (отложенной заработной платы) значительно опережает все другие расходы при одновременном росте заработной платы, обусловливает создание гигантских негосударственных социальных фондов, защищающих интересы наемных работников.
При этом рациональное сочетание преимуществ государственного и частного секторов, развитие, социальной инфраструктуры, активность общественных и контрольно-правовых органов создали такую комбинацию сил, которая намного повысила эффективность предыдущих систем социальной защиты труда.
Как в государственном, так и в частном секторе широкое распространение получили новые «социальные» технологии, обеспечивающие безопасные и здоровые условия труда, выработку социально-экономических ориентиров и нормативов, которые учитывают общественные потребности и оценки и находят отражение в различных аспектах деятельности:
• прогнозировании - учет отдаленных последствий внедрения технологических и организационно-трудовых нововведений;
• допроизводственном проектировании - учет эргономических требований при создании техники и организации трудового процесса:
• составлении альтернативных вариантов при оценке социально-экономических эффектов от внедрения технических и организационных нововведений с позиций социальной защиты труда, соизмерении общественных выгод и затрат, внедрении механизмов систематической выбраковки социально неэффективных научно-технических проектов, продуктов, технологий, производственных и организационно-экономических структур.
В новой модели в качестве инструментов социальной амортизации, кроме обязательного социального страхования выступают фирменные социально-страховые услуги, которые разнообразят спектр социальной защиты персонала, включая в него дополнительное пенсионное страхование, здравоохранение, образование, помощь в приобретении жилья, юридическую помощь. Институты социальной защиты взаимодополняют друг друга, начинают выходить за пределы чисто воспроизводственных и амортизирующих функций. Их целевые ориентации - повысить качество и социальную мобильность труда, достичь более разностороннего использования творческого потенциала персонала. В итоге, происходит углубление процесса социализации и гуманизации экономической жизни и трудовых отношений.
- Основы социального страхования
- Введение
- Раздел I место и рольсоциального страхования в системе социальной защиты работников
- Глава 1 категория, формы и механизмы социальной защиты
- 1.1. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» работников
- 1.2. Формы и механизмы социальной защиты
- Глава 2 эволюция доктрин и национальных систем социальной защиты
- 2.2. Этапы развития систем социальной защиты в западных странах
- 2.3. Эволюция социальной защиты в России
- Глава 3 институты социальной защиты и современные задачи их развития в россии
- 3.1. Институты социальной защиты: теория вопроса
- 3.2. Институты социальной защиты: сравнительный анализ
- 3.3. Системные проблемы становления института обязательного социального страхования в России
- Глава 4 актуарные расчеты - методологическая основа социального страхования
- 4.1. Актуарные методы - важнейшее условие обоснования пенсионного страхования
- 4.2. Актуарная модель и системные проблемы
- 4.3. Законодательное обеспечение актуарной деятельности
- Раздел III
- Глава5 предмет социального страхования
- 5.1. Категории и виды социального страхования
- Классификация видов страхования
- 5.2. Вероятностный характер социальных рисков и функции социального страхования
- Глава 6 теоретические основы социального страхования и эволюция формирования страховых механизмов
- 6.1. Исторические и теоретические предпосылки формирования культуры социального страхования
- 6.2. Принципы организации социального страхования
- 6.3. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования
- Раздел IV пути формирования отечественной системы социального страхования
- Глава 7 вопросы институционального построения национальных систем социального страхования в странах снг
- 7.1. Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхования
- 7.2. Трудности и «болезни роста» социального страхования
- 7.3. Пути решения первоочередных задач
- Глава 8 задачи формирования системы социального страхования в россии
- 8.1. Проблемы перехода от системы государственного социального обеспечения к системе социального страхования
- 8.2. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России
- 8.3. Организация социального страхования: законодательное закрепление гарантий
- 8.4. Формирование рыночной модели финансирования социального страхования
- 8.5. Организационно-управленческие вопросы
- 8.6. Стратегия и тактика предстоящих реформ системы социальной защиты
- Литература
- Содержание
- 105005, Москва, Елизаветинский пер., д. 6, офис 23