logo search
ФРиФКИ / Учебник ФРиФКИ / Учебник

5.5. Государственное регулирование страховой деятельности вРф

Многолетняя дискуссия о создании мегарегулятора на российском финансовом рынке завершилась присоединением Федеральной службы страхового надзора (ФССН) к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР)1 (Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 4 марта 2011 г. № 270)2.

Данное решение является итогом противостояния Минфина и ФСФР, взявшихся за передел полномочий по регулированию финансового рынка накануне создания в Москве международного финансового центра.

Объединенное ведомство получит функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности, что тем самым приведет к усилению регулирования и надзора на финансовом рынке.

Следует отметить, что ФССН находился в подчинении у Минфина, в то время как ФСФР – у правительства. В Указе Президента выполнение функций нормативно-правового регулирования закреплено как за ФСФР, так и за Минфином. Соотношение этих функций будет определяться в рамках установленных правительством процедур. Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2011 года № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков» были определены основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере страховой деятельности (страхового дела). К ним относятся1:

1) контроль и надзор за:

2) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий (аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий) субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;

3) проведение аттестации страховых актуариев;

4) ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;

5) получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела;

6) выдача в соответствии с законодательством Российской Федерации предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

7) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

8) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;

9) осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

10) выдача предварительного разрешения субъектам страхового дела на открытие представительств и филиалов в период ограничения или приостановления действия лицензии;

11) выдача предварительного разрешения на изменение наименования (фирменного наименования), места нахождения и почтового адреса субъекта страхового дела, а также на реорганизацию субъекта страхового дела в период ограничения или приостановления действия лицензии;

12) принятие решения о назначении временной администрации страховой организации или нецелесообразности такого назначения, продлении срока деятельности, досрочном прекращении деятельности временной администрации страховой организации и назначении новой временной администрации;

13) осуществление выбора кандидатуры руководителя временной администрации страховой организации и ее членов, утверждение состава временной администрации страховой организации, порядка и оснований изменения ее состава;

14) принятие решения об отстранении руководителя временной администрации страховой организации от исполнения возложенных на него обязанностей;

15) осуществление согласования продажи и передачи страхового портфеля страховой организации;

16) представление в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;

17) согласование программы подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве страховых организаций;

18) принятие решения о проведении выездной проверки деятельности страховой организации по результатам анализа плана восстановления ее платежеспособности;

19) принятие решения об ограничении и приостановлении полномочий исполнительного органа страховой организации;

20) принятие решения об обращении временной администрации страховой организации в арбитражный суд с заявлением о признании страховой организации банкротом или о проверке временной администрацией обеспечения исполнения обязательств страховой организации и последующей подготовке мер по предупреждению ее банкротства при поступлении документов об обеспечении исполнения обязательств страховой организацией;

21) подача заявления о признании страховой организации банкротом, участие в деле о банкротстве страховой организации;

22) направление в страховую организацию своих представителей в целях осуществления контроля за деятельностью страховой организации и временной администрации страховой организации;

23) публикация в печатном органе информационных материалов по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочных и иных материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела, информации о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из Единого государственного реестра субъектов страхового дела);

24) представление Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участие в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;

25) участие в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам страхового надзора;

26) привлечение в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, а также для участия в проведении проверок деятельности субъектов страхового дела научных и иных организаций, ученых и специалистов;

27) ежегодное опубликование статистических данных об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

28) обращение в суд с иском о признании правил профессиональной деятельности, установленных профессиональным объединением страховщиков, недействительными или требующими внесения изменений;

29) установление требований в отношении минимальной суммы средств для финансирования компенсационных выплат, находящихся на банковском счете профессионального объединения страховщиков, созданного по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

30) согласование порядка предоставления сведений о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

31) рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

Страховые компании не ожидают дополнительных сложностей в связи с передачей регуляторных функций ФСФР. Вряд ли страховой рынок может что-либо потерять от присоединения ФССН к ФСФР; возможно, он что-либо даже и приобретет, поскольку ФСФР обладает более широкими полномочиями.