logo search
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

1.1. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» работников

Предметом рассмотрения социальной защиты в данной работе является та ее часть, которая связана с защитой работ­ников и членов их семей. Поэтому речь будет идти о взаимо­связи и взаимозависимости категорий «труд» и «социальная защита труда».

Сущность труда с позиции социальной защиты работника включает в себя систему антиномических (противоречивых) характеристик: с одной стороны, труд выступает как источник материальных благ, средство к жизни, способ удовлетворения человеческих потребностей и способ раскрытия творческих возможностей личности, а, с другой, труд зачастую рассматри­вается как тяжелый удел большинства людей по зарабатыва­нию средств к существованию, что сопряжено с изнурительной и фактически подневольной деятельностью. Этимология слова «труд» в европейских языках («labor» - латинском, греческом, английском; «travail» - французском; «arbeit» - немецком) выражает тяжелый, как правило, физический вид деятельности человека, обеспечивающий ему средства к существованию. В русском языке «труд и трудно» - слова однокоренные. Слово «работа» производно от индоевропейского «arbho» - сирота, а в модификации «раб» означает подневольный работник» [51, с. 234; 52, с. 376, 452].

Труд, трудовую деятельность, работу рассматривают при этом с различных точек зрения - физиологической, экономи­ческой, организационно-технической, правовой., социальной, культурологической и политической. С физиологической и со­циальной точек зрения труд характеризуется износом рабочей силы, утратой здоровья и трудоспособности работника, а такие научные дисциплины, как медицина и охрана труда, позволяют изучать социальную защиту с позиций факторов риска профессионального труда (профессиональные риски).

С экономической и политических точек зрения труд изуча­ется с позиции организованной деятельности человека как один из факторов производства (земля, капитал и труд). Такие науч­ные дисциплины как политическая экономия (макроэкономика), экономика, социология и демография труда позволяют изучать социальную защиту работника с позиций экономического и со­циального риска организации общественного труда - источни­ки дохода и удовлетворения материальных и духовных потреб­ностей, формы заработной платы, интересы субъектов трудовых отношений и формы их реализации (принудительный или сво­бодный труд, регулирования ситуации на рынке труда).

С правовых позиций труд изучается как сфера регулиро­вания вопросов найма рабочей силы и обеспечение юридиче­скими формами и механизмами его социальной защиты.

Таким образом, категория «социальная защита» - атри­бут научного аппарата ряда естественных и общественных наук. Экономика труда рассматривает категорию «социальная защи­та» с позиции обеспечения материальными средствами сущест­вования работника и членов его семьи, предотвращения бедно­сти, нужды и повышенного износа рабочей силы. Важно при этом отметить, что экономика труда, изучая социальную защи­ту работников, использует свой собственный научный инстру­ментарий, а в ходе своего развития как науки дополняет его ар­сеналом средств других научных дисциплин: политической экономии, социологии, охраны, медицины и демографии труда, трудового права и т.д.

С теоретико-практических позиций сфера социальной защиты является одним из важнейших компонентов в соци­альной политике государства и трудовых отношений. В соот­ветствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных це­лях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, ме­дицинский уход и социальное обслуживание, который необхо­дим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработи­цы, инвалидности или иной случай утраты средств к сущест­вованию по не зависящим от него обстоятельствам [40].

Социальная защита с экономических и правовых позиций обуславливается системой отношений собственности и права. В рыночной экономике эти отношения выступают между собст­венниками средств производства и наемными работниками, ко­торые располагают только способностью к труду. Отсутствие способности к труду (временной или постоянной) из-за болезни, несчастного случая, старости или спроса на труд порождают материальную необеспеченность. У людей в таких случаях ос­тается только естественное право - право на жизнь. Поэтому в рыночной экономике социальная защита выступает как органи­ческий компонент организации хозяйственной и социальной жизни общества, а ее организационно-правовые формы обеспечивают непрерывный характер трудового процесса и воспроиз­водства рабочей силы.

Таким образом, категория «социальная защита» тесно свя­зана с категорией «уровень жизни», которая включает в себя по рекомендации ООН несколько элементов: здоровье, в том чис­ле демографические условия, пищу, одежду, фонды потребле­ния и накопления; условия труда, занятости, организацию труда; образование, в том числе грамотность; жилище, вклю­чая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы [50, с. 331].

Объективная необходимость в социальной защите работ­ников обусловлена как природой самого человека (существа биологического с его жизненными циклами, включая подгото­вительный к трудовому, трудовой и послетрудовой), так и суще­ствующей взаимозависимостью человека от широкого спектра факторов, которые определяют его жизнедеятельность в процес­се труда: производственная среда (влияющая на здоровье и тру­доспособность работника), условия труда (влияющие на содер­жание труда, уровни доходов, режимы труда и отдыха и т.д.) и трудовые отношения (влияющие на формирование атмосферы сотрудничества и социального партнерства или конфликтных ситуаций и дискриминации членов трудового коллектива).

При этом социально-трудовые отношения, по поводу за­щиты персонала предприятий (организаций) от сложного ком­плекса техногенных и природных (производственная и природ­ная среда обитания), экономических (вопросы найма персонала и ситуация на рынке труда), биологических (возраст, здоровье, трудоспособность) факторов, проявляют себя в виде взаимо­связи между работником и работодателем; работником и госу­дарством; работодателем и государством.

Кроме того, социально-трудовые отношения по вопросам социальной защиты работников выделяются на уровне пред­приятия (организации); отрасли и региона. Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними, которые в своей сово­купности определяют социальное положение работника и па­раметры уровня качества трудовой жизни.

Социальное положение работника и качество его трудо­вой жизни в свою очередь служат в качестве основополагающих характеристик жизнедеятельности людей, общностей и социальных групп и имеют две формы существования. Пер­вая - фактическое состояние социального положения кон­кретных людей, семей, социальных групп (объективный и субъективный уровни).

Вторая - социальное положение в виде социальных га­рантий, отражающая проекцию (рефлексию) фактических со­циально-трудовых отношений на нормативно-законодательный и институциональный уровень.

Связующим элементом характеристик фактического и рефлексируемого такого явления, как социальное положение работников в ситуациях нарушения трудоспособности или не­занятости их трудом, служит категория «социальный риск». Социальный риск представляет собой вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или иного трудового дохода по объективным, социально зна­чимым причинам, а также в связи с дополнительными расхода­ми на содержание детей и других членов семьи, нуждающихся в "помощи, удовлетворении потребностей в медицинских и со­циальных (реабилитационных и рекреационных) услугах.

Понятие социального риска служит методологическим инструментарием для построения воспроизводственной модели социальной защиты в экономике труда: определения видов со­циального риска и круга защищаемых лиц, размеров социаль­ных гарантий, правоотношений социальных субъектов (работ­ников и работодателей), государства и специализированных ор­ганизаций (страхования и социальной помощи).

В системе социальной защиты выделяются следующие . структурные составляющие:

субъекты социальной защиты: наемный работник и члены его семьи, работодатель, государство, страховые органи­зации публично-правового статуса;

уровни социальной защиты: индивидуальный (ра­ботник - работодатель) и групповой (профессиональные сою­зы наемных работников и объединения работодателей);

предметы социальной защиты и их структура: вопро­сы найма и увольнения персонала, профессиональной подготовки,

условия, организация и нормирование труда, механизмы компен­сации утраты трудоспособности, организации медицинского и социально-бытового обслуживания;

принципы и типы социальной защиты, характери­зующие степень реализации социальной справедливости и соли­дарной взаимопомощи: социальное партнерство (с широкой гаммой способов взаимосотрудничества наемного персонала и работодателей) или жесткая регламентация трудовых отноше­ний в сочетании с патерналистскими отношениями в социаль­ной сфере, а также комбинация и сочетание данных принципов и типов социальной защиты;

критерии оценки социальной защиты - социаль­ные гарантии и признанные национальные характеристики (нормы) качества трудовой жизни: состояния производствен­ной сферы, охрана и безопасность труда; психофизиологиче­ские нормативы трудовых нагрузок; условия труда (режимы труда и отдыха, материального вознаграждения); состояния здоровья и трудоспособности работников; квалификационные показатели профессиональной подготовки; нормы потребле­ния продуктов питания и т.д.

Термин «социальная защита» был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязатель­ного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Вскоре данный термин стал широко применяться во мно­гих странах мира и Международной организацией труда (МОТ), так как просто и доходчиво выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи преста­релым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этой дефи­ниции значительно расширились при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социаль­ного обеспечения (МАСО) по социальному страхованию и со­циальной помощи, гарантированию минимальных доходов ра­ботающим при наступлении нетрудоспособности, а также в об­ласти условий и охраны труда, заработной платы [1, с. 5].

Активное применение категории «социальная защита» меж­дународным сообществом можно объяснить тем фактом, что в пе­риод 30-50-х годов во многих странах мира произошли карди­нальные изменения в социальной политике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов социальной сферы с позиции характери­стики ее защитных функций.

В отечественной литературе термин «социальная защита» достаточно новый. Его появление и применение связано с трансформацией общественного устройства страны в 90-х годах. В настоящее время он стал широко употребляться при описании социальной политики государства в случаях, когда идет речь о формах защиты социально уязвимых категорий населения.

При этом наметилось несколько методологических подхо­дов к определению понятийного аппарата данной категории: политэкономический, методический и инструменталистский. Так, Б.В. Ракитскйй считает, что социальная защита реализует­ся для наемного труда в форме социальной защищенности и определяет ее как производное видов общественного строя и «режимов управления»: при тоталитарном режиме, народно-демократическом и буржуазно-демократическом строе и бур­жуазно-диктаторской форме управления. При этом подчерки­вается, что социальная защищенность в значительной мере оп­ределяется борьбой и интересами классов, социальных слоев и групп в обществе [2, с. 4-17].

Б.В. Ракитскйй отмечает, что в широком смысле социаль­ная защищенность представляет собой тот общественный по­рядок, в котором объекты могут опираться на общественный строй при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании и отстаивании своего положения в обществе. Социальная защищенность всегда означает, что:

защищается общественное положение тех или иных, либо всех субъектов общества;

имеются субъекты, защищающие свое общественное положение;

имеются факторы риска (нарушения нормального об­щественного положения) от действия этих факторов, и тре­буется защищенность;

могут быть определены степени (уровни) защищенности;

существуют формы защищенности, отражающие все вышеперечисленные моменты (2, с. 5).

К важнейшим характеристикам категории «социальная за­щита» Л.П. Якушев относит: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказы­вается социальная помощь или которые охватываются социаль­ным страхованием [3, с. 10-22].

Данный методический подход опирается на позиции МОТ, в основе которых лежит институциональное строение нацио­нальных систем социальной защиты, как комбинация различ­ных институтов социального страхования и социальной помо­щи [1, с. 1-14].

Методологически вопрос форм и механизмов социальной защиты достаточно детально разработан западными учеными. Так, X. Ламперт к формам социальной защиты относит: а) различные виды социального страхования (пенсионное, меди­цинское от несчастных случаев на производстве, от безработи­цы); б) социальную помощь в виде различных видов вспомоще­ствования; в) национальные системы охраны труда;

г) помощь государства в получении образования; д) системы социальной защиты на уровне предприятий [4, с. 150-152; с. 182-200].

Инструменталистский подход при описании категории «социальная защита» применяют Пантелеева Т.С., Червякова Г.П., Егоров Е.В., Шаронов А.В., Ильин И.А., что является весьма плодотворным при решении прикладных задач соци­альной политики государства: оценки потребности в ресурсах, методов их распределения с помощью государственных гаран­тий и минимальных социальных стандартов [5, с. 39-51; 6; 45, с. 8; 46, с. 85-94]. При этом категория «социальная защита» ох­ватывает в широком смысле все население, в более узком под­разумевает социальную защиту самодеятельного населения.

Важно отметить позицию специалистов Международного Бюро Труда (МБТ) в связи с определением предмета и содер­жания понятия «социальная защита работников». В своей дея­тельности они используют два подхода - широкий, охваты­вающий фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда и узкий, охватывающий социальное страхование и социальную помощь. Так, в доктрине качества трудовой жизни и программе по улучшению условий труда используется широкая трактовка социальной защиты работников, когда в ее состав включаются:

рабочее время;

организация и содержание труда;

безопасные условия труда и производственная среда;

условия труда и выбор технологий;

заработная плата;

производственная среда и условия жизни [7, с. 8].

Следует отметить, что данный подход во многом исполь­зован странами Европейского Союза (ЕС), уделяющими много внимания вопросам социальной политики. В Европейской со­циальной хартии, которая является базовым документом ЕС в данной сфере (и которая подписана Россией в 2000 году), соци­альная защита трактуется достаточно широко и включает в себя как защиту граждан от социальных рисков (безработица, бо­лезнь, старость, утрата кормильца), так и ряд других крупных элементов жизнедеятельности: получение образования, охрану здоровья, обеспечение жильем, социальное обслуживание, се­мейные пособия, жилищные пособия для аренды жилья в частном секторе [54, с. 17-67].

С учетом анализа имеющихся позиций отечественных и зарубежных ученых по социальной защите можно определить предмет и объект данной категории.

Предметов категории «социальная защита» являются социально-экономические отношения, сущностные связи и ин­тересы социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства по поводу защиты работников и членов их семей от факторов, снижающих каче­ство жизни и, прежде всего, качество трудовой жизни и соци­альный статус семьи работника.1

(Использование категории качества трудовой жизни представляет­ся обоснованным, так как она включает в себя весь спектр составляющих жизнедеятельности работника в процессе труда и не ограничивается от­дельными ее аспектами. Например, считается, что контрпродуктивным является повышение заработной платы при отсутствии надлежащей сис­темы охраны и медицины труда.)

Факторами, нарушающими нормальный ход трудовой жизни и социальный статус работников при этом выступают риски повреждения их здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная про­фессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы, послед­ствиями которых выступают материальная необеспеченность и изменения в общественном положении. Для отдельного ра­ботника данные риски носят вероятностно-случайный харак­тер, а для совокупного работника они выступают с позиций объективно-массовых, т.е. неотвратимого и неизбежного ха­рактера, явлений. В основе их объективности и масштабов наступления лежит сложный комплекс взаимосвязанных эко­номических, политических и социальных свойств (парамет­ров) устройства (порядка) общественной жизни, физиологи­ческих закономерностей организма человека с позиции его здоровья и трудоспособности, а также уровней риска профес­сионального труда для работников (величин производствен­ного травматизма и профессиональной заболеваемости).

Определение данного вида защиты как социальной отра­жает ее объектность, то есть то, что защищается, - соци­альное положение работников и их семей. В этой связи объ­ект социальной защиты работников включает в себя сле­дующие направления:

создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни в объемах, достаточ­ных для достойного существования их семей;

обеспечение безопасных условий труда для работни­ков и доступа им и членам их семей к национальным систе­мам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

( Другие сегменты социальной защиты по таким направлениям, как защита отдельных групп населения в районах экологического бедст­вия, мигрантов и беженцев из-за конфликтов, инвалидов детства, лиц без определенного места жительства, граждан в местах лишения свободы и ряд других, не входят в предмет данного рассмотрения.)

обеспечение работников и членов их семей прожиточ­ным минимумом материальных средств в случаях безработи­цы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рож­дения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение в каждом конкретном обществе зависит от развитости и соотношения между собой трех групп факторов: политических, экономиче­ских и социальных, которые формируют единое пространство жизнедеятельности людей. Политические факторы охваты­вают идеологию, законодательство, институциональную струк­туру государства и общества. Они выражают уровень достиг­нутого общественного устройства (институциональная база) и задают вектор его развития (идеология и существующие рамки законодательства). Экономические (материально-веществен­ные) факторы являются базой материального состояния стра­ны и ее населения, от которой во многом зависит динамика хо­зяйственного развития. Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические и религиозные компо­ненты жизнедеятельности) играют крайне важную роль в жиз­ни любого общества, потому что именно в этой плоскости на­ходится ключ к симметричному развитию общества и индивида, способных подчинить себе экономические условия, гуманно воспользоваться результатами научно-технического прогресса и оптимально модернизировать институциональную и законо­дательную основу.

Следует отметить, что вышеуказанные три группы факторов развиваются по своим собственным законам, а потому требуют постоянного поиска компромиссов для снятия возни­кающих и существующих между ними противоречий. Извест­но, например, что в основе экономического и социального поведения субъектов трудовых отношений заложены различные интересы. Если в основе экономического поведения заложен принцип личной выгоды, а критериями успеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального - морально-этические нормы.

Ориентация на социальные критерии означает, что в систе­ме координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, долж­на укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Доб­ровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естествен­ное право реализует свои принципы только в тех случаях, если оно воплощается (формализуется) в позитивное право - т.е. в закон. В этом и заключается политическая функция государства: в нахождении баланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм социальной защиты, закреплении их в форме законов и контроле за исполнением законов.

Законы при этом выступают регуляторами и ограничите­лями (рамками), в которых допускается реализация интересов различных субъектов. Это связано с тем, что субъектам их вы­ражающим, не присущи внутренние ограничители. Это объяс­няют исходя из позитивной экономической теории, которая предполагает, что люди действуют в жизни рационально в том смысле, что они ставят перед собой определенную цель и стре­мятся к ее реализации достаточно последовательно и разумно, реагируя на поощрения положительно, а на затраты и издерж­ки - отрицательно. Совершая свой выбор, работники и пред­приниматели руководствуются желаниями максимизации по­лезности или прибыли. Полезность и/или прибыль выступают при этом характеристиками выбранных предпочтений, стиму­лов и представлений о личном интересе, а максимизация при­были носит частный случай максимизации полезности, когда акцент ставится на денежной выгоде, а неденежные факторы просто игнорируются [49, с. 4-8].

Таким образом, движущей силой интересов выступают личные, зачастую эгоистические устремления людей. Напри­мер, в условиях рыночной экономики личные интересы пред­принимателей к получению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию к минимизации из­держек на заданный выпуск продукции, в том числе на заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы выливаются в деградацию условий жизне­деятельности работников и членов их семей. Противостоять эгоистическим интересам предпринимателей, удерживать на приемлемом уровне социальное положение зависимых (и тем самым уязвимых) слоев и групп наемного труда, защищать их сложившееся материальное и социальное положение от пося­гательств работодателей является одной из основных поли­тических функций государства.

Целеполагающий смысл этой функции состоит в обес­печении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех слоев и классов общества как целостного социального образования. В этом отношении перераспределение ВВП является одним из необходимых и важных средств для улучшения положе­ния наименее защищенных групп населения, что обеспечи­вается законами о минимальной заработной плате и пенсии, различными государственными программами социальной помощи и поддержки.

Дополняют и являются продолжением политической функции государства его организационно-распорядительные функции по распределению (делегированию) полномочий и от­ветственности между основными социальными субъектами (работодателями и работниками), а также координации и привлечению к деятельности в сфере социальной защиты структур гражданского общества: профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, различных объединений по профессио­нальной принадлежности (инженеров, врачей, юристов, учи­телей и т.д.).

Критериями эффективности использования политических и организационно-распорядительных функций государства служат показатели материального положения основных слоев насе­ления, продолжительность их жизни, отсутствие массовых со­циальных конфликтов и проявления открытых и скрытых форм абсентеизма и социального иждивенчества.

Необходимость гармонизации различных интересов на­глядно видно при анализе трудовых отношений. Интересы уча­стников трудовых отношений включают в себя:

единые, общие интересы их участников (работодателей и работников по поводу необходимости обеспечения непре­рывного процесса производства, как основы их материального благополучия;

противоречивые интересы их участников:

работодатель заинтересован, прежде всего, в удовле­творении потребности рынка, экономии материальных и тру­довых ресурсов, с помощью чего достигается основополагаю­щая цель его деятельности - повышение прибыли;

наемный работник заинтересован в безопасных усло­виях труда, достаточной для него и его семьи заработной плате, приемлемой трудовой нагрузке, а также соответст­вующем качественном состоянии других компонентов трудо­вой деятельности, образующих в совокупности удовлетворяе­мый его уровень качества трудовой жизни.

Таким образом, интересы работодателя сконцентрированы в экономической и производственных сферах, которые он рас­сматривает как источник обеспечения воспроизводства в рас­ширенных объемах капитала. Интересы работника сгруппиро­ваны и сфокусированы в социально-экономических областях, которые важны для него с позиции приложения труда, который выступает для работника как сфера реализации его творческих трудовых возможностей и как источник дохода в виде заработ­ной платы, достаточной для личного материального обеспече­ния и содержания его семьи.

Достижение согласия и гармонизации разнонаправленных интересов работодателя и работника (компромиссного их ба­ланса) в сфере социальной защиты, как свидетельствует исто­рия вопроса, требует применения комплекса соответствующих методов и механизмов: переговоров, трудовых соглашений, нормативного регулирования. Одним из основных среди них, закрепляющих общепринятые нормы социальной защиты, яв­ляется закон. Важно при этом отметить, что базовые нормы защиты, как правило, находят свое выражение в конституционном праве, трудовом и социальном законодательстве (пенсион­ного обеспечения, медицинской помощи, защиты инвалидов и т.д.). Так, в Конституции Российской Федерации основные положения по социальной защите граждан закреплены в ряде статей (2, 7, 37, 39):

«В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка се­мьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавлива­ются государственные пенсии, пособия и иные гарантии соци­альной защиты» (статья 7.2).

Ориентирами для формирования национальной законода­тельной базы в сфере социальной защиты служат принятые международным сообществом документы3 (что закреплено в статье 17.1 Конституции Российской Федерации), многие из которых разрабатываются международными специализирован­ными организациями - МОТ, ВОЗ, МАСО. Следует подчерк­нуть, что деятельность данных организаций посвящена отдель­ным аспектам и сферам социальной защиты.4

Учитывая тот факт, что исполнение законодательных норм социальной защиты контролируется судебной ветвью власти государства, можно отметить их обязательный характер. Из этого вытекает следующее заключение: конституционное, трудовое и социальное право выражают собой законодательно закрепленные формы и степень социальной защиты или, другими словами, представляют национальную доктрину социаль­ной защиты.

(3 В их число входят:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

Международный пакт о гражданских и политических правах;

Всеобщая декларация прав человека

конвенции и рекомендации МОТ (около 400), ВОЗ, МАСО. МОТ - в области труда; ВОЗ - в сфере здравоохранения,

МАСО - в области социального обеспечения. В число основополагающих уставных задач МОТ входит весь комплекс вопросов по социальной защите работающих: условия и охрана труда, социальное страхование и обеспече­ние, соблюдение основных прав человека в области заработной платы, ме­дицинской помощи, профессиональной подготовки.)

Подобной точки зрения придерживается и Ю. Хабермас, который считает, что: «развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демокра­тии. Политическая система не в состоянии добиться беспре­дельной лояльности масс и поэтому для придания легитимно­сти своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит кон­тролю» [39, с. 127].

Анализ базовых положений международных документов в данной сфере, законодательной базы в стране позволяет к важ­нейшим принципам социальной защиты работников отнести:

1. Социальную ответственность общества и государст­ва за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его прав на свободный труд, свободу выбора про­фессии, места работы и обучения; охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, ком­пенсацию утраты трудоспособности, что соответствует поло­жениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пак­тов и других документов Организации Объединенных Наций, Международной организации труда и других признанных ме­ждународных норм.

2. Социальную справедливость в области трудовых от­ношений -равные права на вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, на социаль­ные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенса­ции постоянной утраты трудоспособности, обеспечение меди­цинской, социальной и профессиональной реабилитации по­страдавших на производстве.

3. Всеобщий и обязательный характер защиты работ­ников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социаль­но-экономического развития общества, что зафиксировано в международных нормах, в том числе Конвенциях МОТ № 67, 118,158.

4. Минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соот­ветствующей информации, примат безопасности и достижение социального согласия в обществе на основе установления при­емлемых уровней профессиональных, социальных рисков и со­циальных гарантий по их минимизации и компенсации.

5. Государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправ­ляемости негосударственных систем и программ защиты.

6. Заинтересованность всех основных субъектов защи­ты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты.

7. Солидарность всех субъектов социальной защиты на основе совместной ответственности противостоять опасности и риску, выявлять, оценивать факторы риска и сообща защищать свои интересы, согласованно распределять финансовое бремя по компенсации и минимизации социальных и профессиональ­ных рисков.

8. Экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями профессиональных и социальных рисков, возможность получе­ния профессионального образования, места работы, свободы ассоциации, т.е. право объединяться в профессиональные сою­зы, товарищества и другие подобные организации в целях за­щиты своих прав.

9. Личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, пра­вильный выбор профессии, места работы с определенными уровнями профессионального и социального рисков.

10. Многоуровневость и разноадресность способов соци­альной защиты - от государственных гарантий для всех трудя­щихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп, что позволяет реализовывать диффе­ренцированный подход к разным категориям защищаемых.

11. Многосубъектность социальной защиты - субъек­тами социальной защиты должны выступать государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, профессиональные ас­социации и объединения (товарищества по страхованию), ре­гиональные органы управления.

12. Многоаспектность и разнонаправленность мер со­циальной защиты - объектами социальной защиты должны стать персонифицированные работники, а опосредованно - условия и оплата их труда, профессиональная подготовка, ме­дицинское обслуживание, компенсация утраты трудоспособно­сти и реабилитационные услуги.

Вышеприведенные принципы и характеристики категории социальная защита работников позволяют сформулировать ее определение в следующем виде.

Социальная защита - это система экономических, со­циальных, правовых, организационных, медицинских и техниче­ских мер по защите работников от неблагоприятных факто­ров (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государст­ве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и ин­ститутов социальной защиты, в случаях и на условиях, уста­новленных законодательством и трудовыми соглашениями.

В основе дайной дефиниции лежат следующие устойчивые признаки:

объективные основания, вызывающие потребность в особых механизмах и институтах социальной защиты, на­правленной на предупреждение утраты здоровья и трудо­способности (повышенного износа рабочей силы), доходов и обеспечение определенных гарантированных уровней жизне­обеспечения;

специализированные финансовые источники (фонды, страховые взносы) и особые формы предоставления матери­альных средств в случаях утраты трудоспособности или мес­та работы;

закрепление правил и гарантий социальной защиты в законодательной форме и с помощью трудовых соглашений.

Сущность категории - социальная защита работников - проявляется в ее функциях: профилактически-предупредительной, экономической, социально-реабилитационной и политической.

Профилактически-предупредительная функция соци­альной защиты состоит в проведении комплекса организацион­но-технических, медицинских мероприятий, позволяющих защи­тить здоровье и трудоспособность работника в процессе труда.

Экономическая функция социальной защиты заклю­чается в замещении утраченной заработной платы или дохода в связи с временной или постоянной утратой трудоспособно­сти (болезнь, несчастный случай, преклонный возраст) или по­терей кормильца (для членов семьи работника), а также ком­пенсации дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью.

Социально-реабилитационная функция социальной защиты предусматривает осуществление комплекса меди­цинской, профессиональной и социальной реабилитации ра­ботников с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.

Политическая функция социальной защиты призвана обеспечить формирование и поддержание эффективных инсти­тутов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательством социаль­ных и правовых норм защиты и поддержания социальной ста­бильности в обществе.