5.4. Страховые продукты и технологии работы страховых компаний
Спрос на продукты страхования в основном предъявляют три потенциальных потребителя.
Первая группа – это бывшие государственные предприятия, на которых произошла смена собственника. Изменение отношений собственности коренным образом изменило форму ее защиты. Теперь государство свободно от обязательств по обеспечению непрерывности производства и финансовой поддержки пострадавших. Эта функция перешла к акционерам и менеджерам, которые стали активно заключать страховые сделки.
Вторая группа потребителей – население. За годы рыночных преобразований повысились доходы населения, произошло наполнение рынка товарами, стало развиваться жилищное и потребительское кредитование населения и одновременно значительно снизились государственные социальные гарантии, частично платным стало образование и лечение. Граждане современной России теперь вынуждены рассчитывать на свои финансовые возможности. Все это обусловило спрос на новые виды страховых продуктов. Возникла потребность в продуктах страхования имущества в медицинском страховании и пр.
Третья группа потребителей страховых продуктов – это лица, ставшие страхователями из-за внедрения обязательного страхования.
Конкуренция на страховом рынке побуждает страховые компании наряду с традиционными продуктами предлагать новые и модернизировать старые (см. табл. 5.3).
Таблица 5.3. Модернизированные страховые продукты
Страховой продукт | Преимущества | Основа создания | |
для страхователя | для страховщика | ||
Персонализированный продукт | – Сохранность страхуемого объекта в полном объеме страховой ответственности; – получение достаточно полной информации по возможным событиям и по конкретному объекту страхования, за счет предупредительных мер | – Тщательный и объективный подход к оценке страхуемого продукта; – доходный продукт; – индивидуальный подход к оценке объекта страхования. | Индивидуальность страхового продукта |
Стандартизированный продукт | – Приобретение «продукта» не предполагает осмотра имущества; – клиенту необязательно высчитывать стоимость страхуемого имущества; – цена гораздо ниже других продуктов страхового рынка; – экономия времени в оформлении договора. | – Сокращает затраты как на оформление договора, так и на ведение дела (экономичный продукт); – страхуются потребители со средним достатком; – принятие объекта страхования без осмотра; – установление предела ответственности. | Максимальная типизация страхового продукта |
Комплексный продукт | – В одном контракте сочетаются услуги разных отраслей страхования; – экономия на цене; – экономия времени в оформлении договора | – Реализация в одном контракте несколько страховых продуктов; -экономия на плате агенту | Разнообразие страховых продуктов |
Отношения страховой компании и ее клиента должны быть равноправными. Исходя из равноправия отношений, клиент должен быть таким же профессиональным страхователем, как и страховщик. Квалификация страховой компании по определению всегда будет выше покупательской квалификации страхователя. Поэтому на смену принципу равноправия страховщика и его клиента приходит принцип социальной защищенности страхователя. Данному принципу соответствуют стандартизированные страховые продукты, которые, с одной стороны, способствуют защите страхователя, а с другой – ведут к упрощению процесса продаж для страховщика.
Поскольку решение о покупке принимает страхователь, обеспечивая тем самым страховой компании оборот страхового продукта и прибыль страховщику, то в зависимости от потребительского спроса (см. рис. 5.4) страховые продукты классифицируются на:
продукты повседневного спроса – страховые продукты, которые потребитель покупает без особых раздумий (например, обязательные виды страхования);
продукты предварительного выбора – страховые продукты, при выборе и покупке которых потребитель сравнивает их по степени пригодности, качеству, цене;
продукты пассивного спроса – страховые продукты, о которых потребитель либо не знает, либо знает, но не задумывается об их приобретении (например, страхование ответственности и страхование жизни);
экстренные – это страховые продукты, приобретаемые при возникновении острой нужды в них (например, страхование профессиональной ответственности врача, добровольное медицинское страхование и др.);
продукты кратковременного пользования – страховые продукты, потребляемые потребителем в короткий период времени (к ним можно отнести добровольные виды страхования сроком менее одного года);
продукты длительного пользования – страховые продукты, которые обычно используются в течение достаточно длительного времени (например, страхование жизни и др.).
Рис. 5.4. Классификация страхового продукта по потребительскому спросу
По привлекательности для страховщика страховые продукты подразделяются на продукты-лидеры, продукты-магниты и легкореализуемые продукты, а также на продукты будущего и тактические продукты,
Классификация страховых продуктов по привлекательности для страховщика представлена на рис. 5.5.
Рис. 5.5. Классификация страховых продуктов по привлекательности для страховщика
Продукты-лидеры обеспечивают страховщику наибольшую часть заключаемых договоров (страхование наземного транспорта, ОМС, ДМС и др.).
Продукты-магниты – это продукты, направленные на то, чтобы привлечь внимание потребителя к данной страховой компании и обеспечить осуществление первой покупки (ОСАГО и др.).
Легкореализуемые продукты – это ликвидные продукты, пользующиеся спросом на рынке в данный момент.
Тактические продукты направлены на противостояние атакам конкурентов или более быструю реакцию на их действия, а также на эволюцию рынка (модернизированные страховые продукты и др.).
Продукты будущего – это еще не востребованные рынком на данный момент страховые продукты, имеющие, однако, по мнению страховщиков, большие перспективы (страхование жизни и др.).
Страхователь может заключить страховой договор, обратившись непосредственно в страховую компанию, используют метод прямых продаж. Через внутренние сбытовые органы страховой компании факс, почтовая рассылка, телефон, отделы продаж, Интернет (адресная рассылка). Через внешние сбытовые органы страховой компании это презентации, выставки и т. д.1.
- Оглавление
- Глава 2. Валютные рынки 60
- Глава 3. Кредитный рынок и его сегменты 86
- Глава 4. Рынок ценных бумаг 223
- Глава 5. Рынок страхования 286
- Глава 6. Рынок золота 335
- Предисловие
- Глава 1. Финансовый рынок и его участники
- 1.1. Структура современного финансового рынка
- Финансовый рынок
- 1.2. Эволюция финансового рынка и его функций
- 1.3. Участники финансового рынка. Виды финансовых посредников
- 1.4. Регулирование финансового рынка и деятельности его участников
- Литература
- Глава 2. Валютные рынки
- 2.1. Понятие валютного рынка и его структура
- 2.2. Основные участники валютного рынка и их операции
- 2.3. Валютные операции на национальном валютном рынке
- 2.4. Основные финансовые инструменты валютного рынка и стратегии участников рынка
- 2.5. Регулирование открытых валютных позиций банков Банком России
- Литература
- Глава 3. Кредитный рынок и его сегменты
- 3.1. Кредит как особый финансовый инструмент
- 3.2. Кредитный рынок, его основные характеристики и классификация
- 6. По характеру деятельности кредиторов:
- 3.3. Банковский кредитный рынок: его сегменты, участники, кредитные продукты и кредитные технологии
- 3.3.1. Рынок банковских депозитов (вкладов)
- 3.3.2. Рынок банковского корпоративного кредитования
- 3.3.3. Банковский рынок потребительских и других кредитов
- 3.3.4. Межбанковский кредитный рынок
- 3.3.5. Инфраструктура банковского кредитного рынка и его регулирование
- 3.4. Перспективы развития банковского кредитного рынка
- 3.5. Рынокипотечного кредитования
- 3.5.1. Структура рынка ипотечного кредитования, особенности его функционирования
- 3.5.2. Особенности залога отдельных видов недвижимого имущества в Российской Федерации
- 3.5.3. Инструменты ипотечного кредитования и ипотечные технологии
- 3.5.4. Основные модели привлечения ресурсов на рынок ипотечного кредитования
- 3.5.5. Рынок ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
- Рынокмикрокредитования (микрофинансирования)
- Литература
- Глава 4. Рынок ценных бумаг
- 4.1. Понятие рынка ценных бумаг и его функции
- 4.2. Виды и классификация ценных бумаг
- 4.3. Ипотечные ценные бумаги
- 4.4. Институциональная структура рынка ценных бумаг
- 4.5. Регулирование рынка ценных бумаг
- 4.6. Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- Литература
- Глава 5. Рынок страхования
- 5.1. Сущность страхования, его формы и виды
- 5.2. Рынок страховых услуг, его структура и функции
- 5.3. Участники страхового рынка
- 2009 Год
- 2010 Год
- 5.4. Страховые продукты и технологии работы страховых компаний
- 5.5. Государственное регулирование страховой деятельности вРф
- 5.6. Современное состояние российского страхового рынка и перспективы его развития
- Глава 6. Рынок золота
- 6.1. Рынок золота как особый сегмент финансового рынка
- 6.2. Участники рынка золота и его функции
- 6.3. Основные виды банковских операций с драгоценными металлами и технологии их проведения
- Литература
- 1Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-и «Об обязательных нормативах банков».
- 1 Дэвидсон э., Сандерс э, Вольф л. Л. И др. Секьюритизация ипотеки: мировой опыт, структурирование и анализ: Пер. С англ. М.: Вершина, 2007.