logo search
Не разобранные / ГОС 1-90

46.Коммерческие банки: виды, выполняемые функции, особенности организации их деятельности на современном этапе.

Коммерческий банк– вид кредитной организации, основной элемент банковской системы, цель которого получение прибыли за счет проведения операций направленных на аккумуляцию денежных средств, на последующее их размещение на денежном рынке, а также выполнение поручений клиентов.

Виды КБ:

  1. По видам собственности: муниципальные (принадлежащие местным органам власти), государственные, банки с участием гос. капитала, частные, кооперативные (создаются для удовлетворения потребностей членов кредитного кооператива в банковских услугах), смешанные (один из собственников – государство), банки с участием иностранного капитала, иностранные банки.

  2. По организационно-правовым формам: АО (закрытые, открытые); ООО и т.д.

  3. По территории: федеральные; межрегиональные; региональные; муниципальные.

  4. По степени независимости: самостоятельные, связанные, дочерние банки, уполномоченные банки (банки–агенты); сателлиты (полностью зависимые);

  5. По масштабам деятельности (по размеру капитала): малые, средние и крупные банки.

  6. По обслуживаемым банками отраслям: многоотраслевые, облаживающие преимущественно одну из отраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, с/х).

  7. По видам осуществляемых операций:

- универсальные банки, выполняющие весь круг банковских операций),

- специализированные банки:

- депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые кроме депозитных операций занимаются размещением собственных и заемных средств в средне- и долгосрочные активы;

- ипотечные банки, специализирующиеся на предоставлении кредитов под залог недвижимого имущества (ипотечных кредитов).

- сберегательные (проведение операций по приему (на хранение) и выдаче вкладов, кредитовании населения, граждан.), биржевые (специфика работы нацелена на осуществление биржевых сделок), трастовые (оказание доверительных услуг), внешнеторговые, учетные (осуществляет операции по переучету векселей), клиринговые (банк, член расчетной палаты, предоставляющий услуги по открытым в нем счетам: ведение ведомостей состояния материальных ценностей, получение и поставка ценных бумаг и др.), и др.

Современному КБ присущи следующие черты:

1.банк - универсальное предприятие, которое функционирует в сфере обмена;

2.его специфический продукт (товар) - деньги, платежные средства;

3.его основа (главное свойство) - осуществление кредитных операций;

4.банк - это коммерческая организация, которая организует и осуществляет движение ссудного капитала и обеспечивает получение прибыли;

5.производственный характер деятельности (создание дополнительных способов обращения, процента как формы прибавочной стоимости – коммерция: услуги платные, предпринимательство: цель - прибыль).

6. банк – общественный институт, работает для удовлетворения общественных потребностей.

Правовые основы деятельности коммерческих банков

1 уровень. Законодательство (+международные акты, к которым присоединилась РФ)

2 уровень. Ведомственная нормативная база -нормативные акты ЦБ РФ (положения, инструкции, указания)

3 уровень. Внутрибанковские нормативные акты (политика, положения, инструкции)

Основные функции КБ: мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; кредитование предприятий, государства и населения; выпуск кредитных денег; осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; эмиссионно-учредительская функция; консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Организация деятельности КБ:

Создание КБ - этапы: 1)исследования и подготовительные работы, 2)государственная регистрация как юр. лица, 3)получение лицензии как разрешения проводить банковские операции, 4)создание организационной структуры, решение вопроса функционирования банка, 5)создание клиентской базы.

1)Определение и оценка потребностей в конкретных банковских услугах (ёмкость рынка), формирование состава учредителей, определение организационно-правовой формы банка (АО, ООО, ОДО, влияет на структуру и компетенцию органов управления, форму и порядок формирования УК, форму извлечения прибыли от деятельности, объём ответственности учредителей), подготовка учредительных документов (устав и учредительный договор).

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей.

2) Для гос. регистрации и получения лицензии кредит. организации в Банк России предоставляются документы: заявление с ходатайством о гос. регистрации и выдаче лицензии на осуществление банк. операций, учредительный договор и устав, протокол собрания учредителей, свидетельство об уплате гос. пошлины, копии свидетельства о гос. регистрации и справки об отсутствии задолженности перед бюджетами учредителей – юр. лиц, декларации о доходах учредителей – физ. лиц, анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера.

Подготовка к гос. регистрации банка имеет последовательность: разработка учредительного договора и устава, подписание учредительного договора, открытие в расчётно-кассовом центре (РКЦ) ЦБ РФ временного (накопительного) расчётного счёта, оплату уставного капитала, проведение учредительного собрания.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юр. лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юр. лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

4) Система управления КБстроится на основе долевого способа образования уставного фонда (в виде паев или акций), а степень участия и реальное влияние учредителя банка на его деятельность опр-ся размерами пакета акций и их типом.

Характерная структура КБ: а) административно управляющие органы (общее собрание акционеров, совет директоров банка, правление банка), б) функциональные службы банка(основные, создающие или участвующие в создании банковских услуг, иобеспечивающие службыи подразделения банка, выполняющие задачи вспомогательного и обслуживающего характера).

а)Основным (высшим) органом управления КБ являетсясобрание акционеров (пайщиков) банка. Оно реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы банка, которые целиком ему подотчетны. Решает основные вопросы, определяющие деятельность банка: основание банка, численность его участников, размер уставного фонда, паевого взноса; избирает совет банка и ревизионную комиссию; утверждает устав банка и Положение о совете, правлении банка, ревизионной комиссии и вносит в них изменения; рассматривает и утверждает отчетн.

Совет банкарешает вопросы об открытии филиалов и представительств банка, структуре и численности его работников, о расходах на содержание и развитие банка; определяет основные условия предоставления кредитов, вносит предложения собранию акционеров (пайщиков) об изменении уставного фонда, устава банка; утверждает постоянно действующие комитеты и избирает их членов; контролирует работу правления.

Правление банкаорганизует и осуществляет руководство оперативной деятельностью банка и обеспечивает выполнение решений собрания акционеров (пайщиков) и совета банка; утверждает положения о структурных подразделениях, филиалах банка; решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров.

Председатель правления банкаруководит деятельностью банка в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом банка, участвует в работе Совета с правом совещательного голоса.

б) Основные подразделения: отдел активно-пассивных операций, включающий кредитование физ. и юр. лиц (краткоср. и долгоср.), отдел валютных операций, отдел операций с ц. б., отдел бухучета и отчетности, планово-аналитический отдел, отдел маркетинга и т.д.

Обеспечивающие подразделения и службы: отдел кадров, нормативно-правовой отдел, отдел информационного обеспечения, отдел технического обеспечения, хозяйственные службы.

5) Клиент банка - любое лицо, обратившееся в банк для совершения кредитных, депозитных, расчетных, валютных, доверительных, консультационных и других банковских операций. В частности клиентом банка может быть другой банк.

Клиентская база – клиенты и часть потенциальных потребителей услуг банка, кот. территориально находятся в пределах возможных контактов с ними, и кот-х. удовлетворяет набор предоставляемых банком услуг.

Способы формирования КБ: стихийно, бессистемно (если клиентом становится любой обратившийся или менеджеры по продажам привлекают клиентов, просто обзванивая их), или целенаправленно (сформированы понятие целевого клиента и ведутся мероприятия по их привлечению).

Другие особенности организации деятельности КБ:

- Работа в пределах реально имеющихся ресурсов- основной принцип деятельности КБ, кот. означает, что КБ должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.Финансовые ресурсы КБ:уставный капитал; нераспределенная прибыль; привлеченные средств (депозиты до востребования или текущие; срочные; сберегательные).

Пассивные операции банка — эго совокупность операций (образование собственного капитала, прием вкладов (депозитов), открытие и ведение счетов клиентов, выпуск собственных ценных бумаг), посредством которых формируются его ресурсы, увеличиваются денежные средства, находящиеся на пассивных или активно-пассивных счетах (в балансе россий­ских банков активно-пассивных счетов в настоящее время нет).

Активные банковские операции– операции(расчетные, кассовые, инвестиционные, фондовые, кредитные) посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы с целью получения прибыли, при одновременном поддержании необходимого уровня ликвидности банка и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций.

- В процессе своего функционирования и регулирования банковского риска, банк должен отводить важную роль формированию резервов банка.

  1. Обязательные резервы банка или резервные требования - представляют собой инструмент регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый Банком России для контроля денежных средств посредством снижения денежного накопления коммерческими банками.

Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Цен-тральном Банке страны. Размер обязательных резервов устанавливается самим ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов устанавливаются в следующих размерах с 01.03.2013 г.:

- по обязательствам перед юр. лицами - нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - 4,25% (ранее - 5,5%);

- по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ и в иностранной валюте - 4,25% (ранее - 4,0%);

- по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и в иностранной валюте - 4,25% (ранее - 40%).

Увеличение норм обязательного резервирования означает изъятие денег у коммерческих банков, повышение %-ых ставок и сужение кредитования, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

  1. Резервный фонд банка - часть собственного капитала, образуемая за счет ежегодных отчислений от прибыли, служит для покрытия убытков банка, возникающих в результате его деятельности, а также создается для увеличения уставного фонда. Норматив отчислений в резервный фонд устанавливается общим собранием акционеров. Кредитная организация имеет возможность по итогам года сделать отчисления в резервный фонд только в том случае, если имеется прибыль. Минимальный размер резервного фонда не менее 15% оплаченного УК. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд не менее 5% чистой прибыли до достижения минимального размера резервного фонда. За нарушение условий формирования и использования резервного фонда может быть наложено ограничение на осуществление отдельных видов операций.

  2. Группа резервов на возможные потери по прочим активам: резерв банка на возможные потери по ссудами, по срочным сделкам, резерв под обесценение вложений в ц. б., прочие.

Статистика: Количество банков в России за последние годы постоянно снижается. На начало 2013 г. количество КБ в России пол данным ЦБ РФ составляет – 956 (в 2011 – 978, в 2010 – 1012). Размер УК более 50% КБ не превышает 300 млн. руб. Основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, 52% всех зарегистрированных КБ в РФ расположены в Москве.

Сегодня многие КБ претерпевают трансформации: