logo search
+Шпоры по ФСГ (96 вопросов)

77. Показатели ликвидности коммерческого банка. Управление ликвидностью.

Ликвидность банка — способность банка обеспечить своевременное и полное исполнение своих обязательств. Управление ликвидностью банка направлено на предотвращение и устранение, как недостатка, так и излишка ликвидности.

Основным показателем ликвидности банковской системы является величина остатка средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в Национальном банке. В отношении баланса коммерческого банка различают ликвидность активов и ликвидность пассивов. Ликвидность пассивов – легкость, с которой банк может выпустить долговое обязательство для приобретения клиринговых остатков по разумной цене. Ликвидность активов – это возможность их использования в качестве средства платежа (либо быстрого превращения в средство платежа) и способность активов сохранять свою стоимость. Банк считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву. Самыми ликвидными активами являются остатки денежных средств в кассе и корреспондентских счетах банка, краткосрочные межбанковские кредиты, ценные бумаги правительства и Центрального банка страны. Ликвидность банка обусловлена структурой его активов: чем больше доля первоклассных ликвидных средств в общей сумме активов, тем выше ликвидность банка. Ликвидность зависит и от структуры пассивной части баланса, например, увеличение доли срочных вкладов повышает банковскую ликвидность.

Ликвидность коммерческого банка является качественной характеристикой его деятельности. Она отражает способность коммерческого банка своевременной без потерь для себя удовлетворять потребность вкладчиков за счет превращения активов в денежные средства.

Эта способность зависит:от качества активов, структуры пассивов, достаточности капитала банка, финансовой устойчивости заемщика.

Выполнять задачу управления ликвидностью, поддержания ее на требуемом уровне коммерческий банк должен самостоятельно.

В этих целях коммерческий банк должен все время наращивать собственный капитал, обеспечивать необходимые пропорции между собственными и привлеченными средствами сторонних предприятий и организаций, стремиться к формированию «надежных» и дешевых» кредитных ресурсов с более длительными сроками нахождения их в обороте банка, строить кредитную политику так, чтобы рационально и эффективно использовать кредитные ресурсы, вкладывать их в прибыльные мероприятия, осуществлять кредитные вложения в объемах и на сроки в соответствии с объемами и сроками привлечения ресурсов, формировать оптимальную структуру активов с увеличением в ней доли ликвидных активов, добиваться ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов, не допуская безвозвратной потери этих средств, приумножать доходы и прибыль банка.

Сущность проблем управления ликвидными средствами банков может быть представлена двумя краткими утверждениями.

1.Спрос на ликвидные средства банка редко бывает равен их предложению в какой-либо момент времени. Банк должен постоянно иметь дело с дефицитом ликвидных средств либо с их излишком.

2. Существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначается для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая часть — для достижения желаемой прибыльности банка.