logo search
+Шпоры по ФСГ (96 вопросов)

10. Сущность налогов как социально-экономической категории

Налог как осн. форма доходов гос-ва присущ всем гос-ным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства пред. соб. совокупность средств, находящихся в собственности гос-ва и создающих материальную базу для выполнения его функций, т.е. функционирование гос-ва предполагает объективную необходимость существования налогов.

Соц.–экономич. сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами гос-ва, развитием товарно–денежных отношений и условиями воспроизводства.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления денеж. средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

По своей экономич. природе установление налогов носит односторонний характер. Т.к. налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, налог явл. индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности гос-ва совершить что–либо в пользу конкретного налогоплательщика.Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы.

Налог выступает средством упорядочения фин-х отношений налогоплательщика и гос-ва. С одной стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой – меру обязанностей для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний гос-ва, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и гос-ва как выразителя интересов общества, – с другой.

Целью взимания налогов явл. обеспечение гос-ных расходов вообще, а не какого–то конкретного расхода. Налоговые доходы не предназначены для определенных расходов – это один из принципов налогообложения (исключ. - целевые налоги).

Пошлины и сборы не имеют того фин. значения, кот. присуще налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствует спец. цель и спец. интересы. Сбор (пошлина) – обяз. платеж в респ. и (или) мест. бюджеты, взимаемый с организаций и физ. лиц, как прав., в виде одного из условий совершения в отношении их гос. органами, в т. ч. местными Советами депутатов, исполнит. и распорядит. органами, иными уполномоченными организациями и должн. лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу спец. разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением тов-в ч/з таможенную границу РБ.

Налоги не имеют непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете.

По своей экономической природе налоги призваны:

• обеспечивать финансирование государственных расходов;

• поддерживать социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними;

• обеспечивать государственное регулирование экономики.