logo search
gosy_shpory

10.Содержание и значение финансового контроля.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Субъекты: 1) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ( объектом является стоимостная категория) 2) НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. Государственный финансовый контроль делится: 1. по отношению к ветвям власти: а) парламентский (осуществляют 2 палаты Федерального собрания: Госдума, Совет Федерации) -контроль, которые осуществляют органы независимого контроля (относится счетная палата РФ и в субъектах контрольной счетной палаты)

в) Президентский контроль (осуществляют органы, уполномоченные президентом) –

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Минфин РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств. 2) по отношению к уровню государственной власти а) федеральные органы контроля, б) региональные органы контроля. Негосударственный финансовый контроль: 1) Аудиторский контроль, 2) Внутрихозяйственный контроль,

3) Общественный контроль.

Аудиторский контроль: Осуществляется аудиторскими органами, либо отдельными аудиторами. Аудит- это независимая проверка бухгалтерской отчетности. Цель аудита является выражение мнения аудита о достоверности отчетности, о соблюдении законодательства, аудит не подменяет государственный контроль. Результат аудиторской проверки- аудиторское заключение. Нужно собственникам имущества, налоговым органам, органам статистики.

Аудит бывает:

1. обязательный ( это орган государственной власти и предприятия с большим оборотом денег)

2. инициативный

Внутрихозяйственный контроль: Осуществляется постоянно, осуществляют его работники данного предприятия в основном в бухгалтерии, которые подчиняются руководителю

Общественный контроль: Осуществляется гражданами. Например, счетной палатой при президенте, без участия государственных органов. Формы Финансового контроля: 1) от времени проведения: а) предварительный (осуществляется до начала финансовых операций, обсуждается законопроект, смета доходов и расходов), б) текущий (в процессе совершения финансово- хозяйственных операций), в) последующий ( на макроуровне – подписывается закон об исполнении бюджета; на микроуровне - в результате определенных действий составляется акт)

Методы Финансового контроля: 1) обследование, 2) проверка, 3) ревизия, 4) надзор

5) мониторинг.

Обследование: охватывает отдельные стороны деятельности.

Проверка: на основе изучаются финансовые документы

Ревизия: это проверка эффективности совершаемых финансовых операций и правильности действий физ. лиц и дает более полную информацию. Бывают: 1. Тематические - по определенному кругу вопросов 2. Комплексные - все аспекты деятельности финансово-хозяйственной деятельности.

Надзор: осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, проверка лицензий, ЦБ проверяет КБ

Мониторинг: это система постоянного контроля с целью определения текущих изменений субъектов хозяйствования.

Органы финансового контроля:

Финансовый контроль осуществляется в соответствии с установленными нормами права, т. е конституцией, гражданским кодексом, бюджетным кодексом, налоговым кодексом, ФЗ и законами субъектов федерации и подзаконными нормативными актами (указы президента, постановление правительства)

Органы:1) счетная палата, 2) Министерство Финансов, 3) ЦБ, 4) Таможенный контроль, 5) Контрольное управление президента. Основные задачи: 1. проверка и контроль использования федеральными органами власти всех федеральных законов в части касающихся полномочий президента, контролирование реализации ежегодных посланий президента и указов распоряжения президента