logo search
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

4.2. Актуарная модель и системные проблемы

Построение математических (актуарных) моделей для выбора направлений совершенствования пенсионной системы яв­ляется достаточно сложной проблемой для любой страны. Это связано с тем, что требуется провести оценку и прогноз изме­нения десятков факторов, влияющих на пенсионную систему (структуры работающих и пенсионеров, заработной платы, темпов роста производительности труда, ВВП и т.п.), а кроме того - необходимо решить задачу математического описания многих экономических, социальных и демографических про­цессов, динамику их протекания и взаимодействия.

Построение актуарной модели для обоснования стратегии и тактики пенсионной реформы России представляется задачей, трудной вдвойне. Причин тут несколько. Во-первых, сущест­вующая в стране статистическая база и методы прогнозных оценок не отвечают современным требованиям и не позволяют с достаточной степенью надежности проводить анализ как ре­ального положения в сферах экономики, демографии и соци­альной сфере, так и прогнозов их изменения.

Во-вторых, труднопредсказуемые и высокодинамичные демографические, финансовые и социальные процессы, проте­кающие в России в последние 15 лет, не позволяют применить «в чистом виде» опыт построения актуарных пенсионных мо­делей, который имеется в странах западного сообщества.

Например, модель PROST, предоставленная Всемирным банком, после серии попыток ее адаптации к условиям России, оказалась не подходящей в практическом плане. Финансовый кризис в России в августе 1998 г. сделал очевидным для всех факт уязвимости модели PROST по многим позициям (опоры на сценарий стабильных темпов ВВП, использования усред­ненных показателей заработной платы и т.д.).

В этой связи многие специалисты Международной орга­низации труда и российские ученые считают, что при построе­нии актуарной пенсионной модели России требуется примене­ние, наряду с традиционными, и новых методов, позволяющих учитывать ситуацию повышенных динамических изменений и связанных с ними рисков в экономической, финансовой, соци­альной и политической сферах.

Следует отметить экономико-математическую пенсион­ную модель Международной организации труда (МОТ), пре­зентация которой состоялась в Москве в феврале 2002 г. и стала знаковым мероприятием для российских специалистов в сфере пенсионного обеспечения. В основе построения данной модели лежат прогнозные методы расчета пенсионного бюджета с из­меняющимися параметрами в виде специально разработанного программного лицензионного комплекса.

Основными параметрами модели являются базовые пока­затели, характеризующие несущие конструкции пенсионной системы: коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате по стране), пенсионный возраст, уровень заработной платы, тариф взносов, структура занятости, уровень безработицы и ряд других.

Методология актуарного оценивания пенсионных сис­тем, которую рекомендуют применять специалисты МОТ, включает следующие взаимоувязанные этапы работ.

1. Анализ базовых характеристик состояния экономи­ки, демографического положения и уровня безработицы, а также их долгосрочных прогнозов по различным сценариям.

2. Оценка текущего состояния пенсионной системы и состояния его бюджета, включая качественные и количественные характеристики пенсионного обеспечения. При этом обычно даются заключения о том, предотвращает ли система нищету в пенсионном возрасте и выявляются или причины этого.

3. Актуарное оценивание пенсионной системы и долго-срочное актуарное прогнозирование финансового обеспечения пенсионной системы, демографической ситуации и си­туации на рынке труда. Результатом оценок являются вы­воды о долгосрочной финансовой стабильности системы с точки зрения существующего страхового тарифа и пред­ложения по выбору адекватного механизма финансирова­ния системы.

Актуарное оценивание позволяет реализовывать принцип финансовой коллективной эквивалентности, когда в любой прогнозный период времени общая современная стоимость всех будущих расходов пенсионной системы равна современ­ной стоимости ее будущих доходов. Строгое следование этому принципу обеспечивает:

а) долгосрочное финансовое равновесие пенсионной сис­темы;

б) регламентирует с помощью закона перераспределение доходов среди разных групп населения;

в) блокирует использование ресурсов пенсионного стра­хования для финансирования иных расходов (например, в слу­чаях заимствования правительством средств пенсионного стра­хования под ставку процента ниже рыночной).

Актуарный баланс определяется как разница между со­временной стоимостью полученных в течение всей жизни пен­сий и современной стоимостью выплаченных в течение всей жизни взносов. Будучи рассчитан для различных категорий пенсионеров и при различных сценариях развития системы, этот показатель позволяет оценить, кто получает преимущества и кто оказывается ущемленным в результате функционирова­ния пенсионной системы. При этом можно рассчитать и равно­весную ставку доходности, при применении которой актуарный баланс будет находиться в состоянии равновесий (то есть со­временная стоимость выплат будет равна современной стоимо­сти взносов).

Актуарный баланс или равновесная норма доходности мо­гут быть рассчитаны для различных уровней заработков и мо­делей занятости, а также для разных когорт участников пенси­онной системы.

Специального внимания заслуживает расчет актуарного, баланса для сравнения методов финансирования пенсий, для выработки рекомендаций по управлению пенсионными риска­ми (инвестиционным, дожития), а также для выработки взве­шенного подхода по оценке эффективности пенсионных ре­форм с позиции не только экономической, но и социальной (социальной защиты, солидарной взаимопомощи).

В заключение даются выводы и предложения по возмож­ным вариантам реформирования пенсионной системы (песси­мистическому и оптимистическому). Актуарное оценивание позволяет ответить на принципиальные вопросы:

- позволит ли существующее пенсионное законодательство, в соответствии с которым система функционирует сегодня, справляться с задачами пенсионного обеспечения в долгосроч­ной перспективе?

- будут ли пенсионные обязательства, которые возложены на пенсионную систему действующим законодательством, обеспечены финансовыми ресурсами в период, когда придется получать пенсию?

Конечной целью актуарного моделирования является оп­ределение размера страхового тарифа и соответствующих обя­зательств для различных вариантов финансирования и сценари­ев экономического и демографического развития, что позволя­ет помочь исполнительной и законодательной власти в определении оптимальной финансовой стратегии с учетом по­ложения системы, финансовых целей, демографической и эко­номической ситуации.

Актуарная модель МОТ хорошо зарекомендовала себя при проведении экономических расчетов в ходе реформирова­ния пенсионных систем Белоруссии и Украины. Представляет­ся, что ее потенциал еще только предстоит освоить российским специалистам-актуариям.

Специалисты Пенсионного фонда России сделали попыт­ку разработать свою оригинальную актуарную модель, в кото­рой во многом учтена специфика российской действительности. Однако данная модель еще находится на стадии доработки. Она еще не представлена для предметного обсуждения в среде специалистов. В этой связи возможные сценарии реформиро­вания пенсионной системы нуждаются в дополнительном ар­гументированном обосновании и обсуждении. Можно сказать, что Россия находится только на начальном этапе актуарного обоснования пенсионной реформы.

Что касается социальных и экономических проблем рефор­мирования пенсионной системы, то в среде специалистов в Рос­сии в сферах пенсионного обеспечения, доходов и демографии все более настойчиво звучит тезис о том, что пенсионная рефор­ма может не принести желаемых результатов и не сможет обес­печить более или менее приемлемого уровня жизни пенсионеров. Это связывают с серьезным отставанием реформирования систе­мы доходов наемного и самозанятого населения страны. Сторон­ники таких взглядов считают, что перестроить пенсионную сис­тему, не затрагивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества, невозможно. Ус­пешной пенсионная реформа может быть при условии, если од­новременно будет проведена реформа всей сферы распредели­тельных отношений, прежде всего оплаты труда.

Действительно, проблема гарантированных и приемлемых (по прожиточному уровню) пенсий является для их получате­лей центральной. Сейчас в России средний размер пенсии со­ставляет примерно треть от средней заработной платы. В ре­альном выражении это около 1800 рублей в месяц (что состав­ляет 60 долларов в месяц, или 2 доллара в день). Понятно, что прожить на такую пенсию весьма сложно.

Поэтому работающие, даже если их доходы несколько выше черты бедности (а это примерно 60 % трудоспособного населения России), неминуемо сталкиваются с проблемой бед­ной старости. Это предмет озабоченности для широкого круга наемных работников и самозанятого населения, так как риск на­ступления бедности в старости для них очень велик.

Данный вопрос - один из главных и для государственной власти. Пенсии (по старости, инвалидности и при потере кор­мильца) - это самая большая статья расходов на социальную защиту, а кроме того - это один из базовых показателей эф­фективности государственной социальной политики.

В этой связи многие специалисты считают необходимым наметить комплекс мер по преодолению тенденции высокого темпа роста дифференциации доходов.

Если еще десять лет назад соотношение минимальных и максимальных доходов крайних децильных групп населения составляло 1:8, то сегодня оно составляет 1:40. Еще более тре­вожная ситуация в размерах затрат на рабочую силу на уровне предприятий, разрыв в которых зачастую достигает 100 и бо­лее раз.

Во многом неблагоприятное воздействие на процесс «зарабатывания» пенсионных прав приемлемого масштаба оказы­вает неоправданно заниженный уровень минимальной заработ­ной платы, который, даже после ее существенного повышения с 1 мая 2002 года, в 4 раза меньше прожиточного минимума ра­ботающего и составляет около 10% от средней заработной платы по стране. Для сравнения: по данным МОТ минимальная заработная плата в большинстве стран - примерно 40-60 % от средней заработной платы и в несколько раз превышает физио­логический прожиточный минимум.

Понятно, что работники, заработная плата которых нахо­дится в пределах прожиточного минимума (около 40 % всех работающих), не смогут заработать себе пенсию, достигающую прожиточного минимума пенсионера.

Это крайне негативно и угнетающе влияет на пенсионное обеспечение, постоянно воспроизводит масштабные проблемы по перераспределению средств и перекладывает их решение на пенсионную систему, потенциал которой значительно меньше потенциала системы заработной платы.

Пенсионные актуарии могли бы помочь в методическом решении этого вопроса, сформулировать свое отношение к данной проблеме, определить допустимые пропорции соотно­шения заработков, которые обеспечивают оптимальное функ­ционирование пенсионной системы.

Еще одним крупным фактором, влияющим на состояние пенсионной системы, является состояние рынка труда (вопросы безработицы, теневого рынка? скрытых форм безработицы и доходов).

В России при уровне безработицы, которая составляет 9 % (по методике исчисления Международной организации труда), значительная часть работающих (примерно пятая часть) только формально сохраняет за собой рабочие места на предприятии, но работает неполную рабочую неделю или вообще не работает. Заработная плата у категории работающих с режимом неполного времени, а также доход у большинства самозанятых по раз­мерам носит скорее символический характер. Символическими являются и взносы в Пенсионный фонд России, а вот пенсии им надо назначать не .символические. Поэтому зачастую ситуа­ция выглядит парадоксально, когда размер пенсий значительно превышает размер заработной платы.

Расширение неформального сектора занятых - это одна из крупных проблем для России. С позиции регулирования их доходов и взносов по пенсионному страхованию: Если сохра­нится неблагоприятная ситуация с официально регистрируе­мыми размерами доходов, то это приведет к тому, что значи­тельные слои населения фактически не будут участвовать в двух пенсионных институтах: пенсионного и накопительного страхования.

В этой связи представляется чрезвычайно важным объе­динить усилия актуариев и социологов по изучению данной проблемы - выявить масштабы вопроса с позиции социальной защиты, определить, для каких слоев населения последствия сложившейся ситуации будут особенно угрожающими.