logo search
Не разобранные / ГОС 1-90

17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.

Налоговая система- совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Структураналоговой системы любого государстваопределяется следующими факторами: 1. уровнем экономического развития, 2. общественно-экономическим устройством общества, 3. господствующей в обществе экономической доктриной, 4. государственным устройством общества (унитарное или федеративное), 5. историческим развитием налоговой системы.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации состоит из следующих взаимосвязанных элементов - подсистем, формирующих ее структуру:

  1. Правовая(законодательная)подсистема– фундаментом налоговой системы является законодательство РФ о налогах и сборах, о полномочиях государственных структур, обеспечивающих функционирование налоговой системы, о правах и обязанностях налогоплательщиков, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах

  2. Подсистема налогов и сборов– совокупность федеральных, региональных, местных налогов и условий их установления и взимания, а также сборов и пошлин, утвержденных в законодательном порядке

  3. Подсистема контроля соблюдения налогового законодательства– включает налоговые органы РФ, внебюджетные фонды, таможенные органы. Единая централизованная система налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов

  4. Правоохранительная подсистема– обеспечивает экономическую безопасность государства и включает федеральные органы внутренних дел и таможенные органы

  5. Подсистема судопроизводства– обеспечивает рассмотрение в арбитражных судах и судах общей юрисдикции налоговых споров между государственными органами и налогоплательщиками – организациями и ФЛ

  6. Банковская подсистема– обеспечивает через кредитные организации и территориальные органы Федерального казначейства Минфина РФ перечисление и зачисление налогов и сборов, поступающих от налогоплательщиков, на счета бюджетов разных уровней: федерального, территориальных и местных

Все подсистемы налоговой системы взаимодействуют между собой, а налоговая система в целом взаимодействует с субъектом налогообложения в лице налогоплательщиков.

В настоящее время налоговой системе Российской Федерации соответствуют следующие организационные принципы:

принцип единства - Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

принцип подвижности (пластичности) предполагает, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективной необходимостью и возможностями государства;

принцип множественности налогов включает несколько аспектов, важнейший из которых устанавливает следующее: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая соответствовала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам;

принцип стабильности предусматривает, что налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы;

принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в следующем: единое экономическое пространство РФ обусловливает политику государства на унификацию налоговых платежей. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Налоговая система России прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой.

Основными направлениями совершенствования налоговой системы РФ:-       обеспечение стабильности налоговой системы; -       максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование; -       ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий; -       оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствует о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов; -       усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу; -       приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов (в том числе, норм бухгалтерского учета); -       максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью; -       совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработка гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса; -       своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

+ к тенденциям

В мае 2012 года Правительство РФ одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра. Вместе с тем по документу имеется ряд замечаний и предложений.

1. По вопросу основных источников повышения налоговых доходов бюджетной системы РФ.

Из документа следует, что на ближайшую перспективу в качестве основных источников повышения доходов бюджетов рассматриваются налоги на сырьевой сектор экономики (в первую очередь, за счет НДПИ) и индексация ставок акцизов на подакцизные товары.

2. По вопросу основных источников повышения налоговых доходов бюджетной системы РФ.

В целях создания стимулов для обновления основных фондов из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены объекты, относящиеся к движимому имуществу (машины, оборудование). Помимо прочего, подобная мера, по мнению Минфина РФ, снизит нагрузку на налогоплательщиков и за счет упрощения порядка исчисления налога.

3. По вопросу упрощения налогового учета.

Минфин РФ в рамках упрощения налоговой отчетности рассматривает возможность представления налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме.

4. По вопросу совершенствования специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.

Вместо отмены ЕНВД Минфином РФ запланировано (и соответствующий проект уже рассматривается Госдумой РФ) с 01.01.13 введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

5. По вопросу реформирования налога на имущество физических лиц.

Предлагается отменить налог на имущество физических лиц и ввести новый налог - налог на недвижимость.

6. По вопросу сокращения и оптимизации налоговых льгот.

Минфин РФ наметил поэтапную отмену льгот по налогу на имущество организаций, которая будет заключаться в установлении в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций (т.е. в сокращении прав субъектам РФ на своих территориях устанавливать пониженные ставки налога на имущество в качестве налоговых льгот отдельным налогоплательщикам).