logo search
Ekonomicheskaya_nauka_OKONChATEL_NO_2

Рыночная структура и рыночная власть

Рыночная структура представляет собой совокупность отраслевых признаков организации рынка, которые обусловливают способы установления цен и объем выпуска продукции, а также определяют характер взаимодействия фирм конкретной отрасли.

Термин «конкуренция» используется для обозначения типа рыночной структуры.

В зависимости от степени убывания конкуренции выделяют четыре основных типа рыночных структур (или моделей) рынка, а именно:

  1. чистую (совершенную) конкуренцию,

  2. монополистическую конкуренцию,

  3. олигополию,

  4. чистую монополию.

Совершенная конкуренция представляет собой экономическую ситуацию, при которой никто не может воздействовать на рыночную цену продаваемого или покупаемого товара, т. е. спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен. Графически изменение спроса на продукцию в условиях совершенной конкуренции можно представить следующим образом (рис. 9.1).

Если цена за единицу товара А составит P1, то кривая на них будет изображена в виде горизонтальной линии D. Эта кривая показывает, что любое количество предлагаемого товара А будет продаваться по цене Р1. Однако графическое изображение рыночного спроса на товар А будет иметь вид наклонной линии D , которая показывает готовность потребителей приобрести различное количество товара A при всех возможных уровнях цен (рис. 9.2). При цене Р1 товара A будет приобретено в количестве Q1 .

Рис. 9.2. Отраслевой спрос в условиях совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция – это такая экономическая ситуация, в которой фирма будет обладать определенной властью над ценой.