logo search
Учебно-методический комплекс по ДКБ

1.16.3. Заключение договора о факторинговом обслуживании

Правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон. В частности, в нем оговаривается вид факторинга, размер факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит, величена комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантия выполнения взаимных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон.

Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, до заключения договора с клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента с тем, чтобы убедиться в его конечной платежеспособности: проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции конъюнктуру рынка сбыта, круг покупателей продукции, будущего клиента и их платежеспособность и т.д. Для этого используется информация в печати, данные своих агентов, материалы изучения платеже и -кредитоспособности банковской клиентуры, бухгалтерская отчетность клиента и другая информация. Указанный анализ должен быть выполнен в течение двух недель. В случае положительного решения вопроса в заключенном договоре между клиентом и факторинговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выдан факторинговый кредит или приняты документы на инкассо. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой фирме имеющиеся него хозяйственные договоры с покупателями, на срок не менее чем на один год.

Кредитный риск поставщика особенно возрастает при поставках товара на экспорт. Это сопряжено с гораздо большими трудностями оценки платежеспособности иностранных клиентов, более длительными сроками документо- и товарооборота, а значит, и предоставления коммерческого кредита; с политической и экономической нестабильностью страны-импортера. Ко всему этому добавляется валютный риск, связанный с изменением курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Работая с экспортером, факторинговая компания, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны – импортера, передает ей часть своей работы и, в свою очередь, выполняет часть работы по поручению этой иностранной факторинговой компании. Такой встречный факторинг получил название взаимного или двухфакторного.

Заключая договор о факторинговом обслуживании, фактор-фирма или банк берет на себя серьезные обязательства и значительный риск, связанный с оплатой платежных требований покупателями. Естественно, что банк стремится минимизировать этот риск. Для этого банк должен проанализировать следующую информацию:

Для заключения договора о факторинговом обслуживании поставщик должен представить банку подробную информацию о платежных требованиях, включая:

– наименование и адрес каждого плательщика и условия расчетов с ним;

– сумму всех предусмотренных долговых требований;

– сумму платежей каждого плательщика;

– условия платежа для каждого плательщика.

После заключения факторингового соглашения поставщик или банк (если соглашение предусматривает полное обслуживание) извещает всех поставщиков о заключении факторингового договора.

В факторинговом договоре оговариваются права и обязанности каждой из сторон, условия совершения факторинговых операций, включая реквизиты платежных требований, наличие и отсутствие права регресса к поставщику, порядок оплаты платежных требований банком, размер и порядок определения комиссионного вознаграждения, ответственность сторон за невыполнение условий договора, условия расторжения договора.

Плата, взимаемая факторинговой компанией с поставщика, состоит из двух частей. Во-первых, из платы за управление, или комиссии за факторинговое обслуживание - ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и другие услуги. Размер этой платы определяется в процентах от годового оборота поставщика. В большинстве стран он колеблется в пределах 0,5 - 3%. При наличии права регресса плата снижается на 0,2 - 0,5 процентных пункта.

Во-вторых, из платы за кредит, предоставляемый поставщику в виде предварительной оплаты переуступаемых долговых требований. Ее величина, как правило, на 2 - 4 (в нормальных, неинфляционных условиях) процентных пункта выше текущей банковской ставки, используемой при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью.

В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988г. Ленинградским Промстройбанком, а с 1989г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов – на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг.

Наряду с этими основными услугами факторинг на комиссионных началах в порядке разовых операций может оказывать клиентам различного рода дополнительные услуги:

Постоянное и разовое консультирование хозоргонов по вопросам совершенствования организации их расчетов с поставщиками и покупателями, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровления финансового состояния и по другим экономическим вопросам;

Юридические услуги (оказание помощи в подготовке деловых бумаг и документов по кредитно-финансовым вопросам);

Ведение по поручению клиентов учета товаров отгруженных, дебиторской задолженности с целью использования данного учета для составления бухгалтерских отчетов и оценки сложившейся практики платежных взаимотношений.