20.Цессия, её правовая структура и виды: открытая, тихая, общая и глобальная.
Цессия (уступка прав требований) - это документ заемщика (цедента), в котором он уступает свое требование (дебиторскую задолженность) кредитору (банку) в качестве обеспечения возврата кредита. Договор о цессии дополняет кредитный договор, создавая правовую основу для обеспечения возвратности полученной клиентом банка ссуды. Договор о цессии предусматривает переход к банку права получения денежных средств по уступленному требованию. Если по уступленному требованию поступает большая сумма средств, то разница возвращается цеденту.
На практике используется два вида:
0ткрытая- предполагает сообщение должнику (покупателю цедента) об уступке требования.
В этом случае должник погашает свое обязательство банку, а не заемщику банка (цедента). 2.
2. Тихая- здесь банк не сообщает 3 лицу об уступке требования, должник платит цеденту, а тот обязан передавать полученную сумму банку. Заемщик предпочитает тихую цессию, чтобы не подрывать свой авторитет. Но для банка тихая цессия связана с большим риском, т.к.:
во-первых, средства по уступленным требованиям находятся в других банках, могут поступать на счета заемщика; во-вторых, заемщик может уступать требования несколько раз; в-третьих, заемщик может уступать уже не существующие требования.
Также существует: общая и глобальная цессии.
3. Общая означает, что заемщик обязуется перед банком, регулярно уступать требования по поставке товаров или оказанию услуг на определенную сумму.
4. При глобальной цессии заемщик должен уступить банку существующие и вновь возникающие требования к конкретным клиентам в течение определенного периода. Этот вид считается предпочтительным. При этом право банка на получение денежных средств в погашении предоставленного кредита возникает не в момент заключения договора, а с момент передачи в банк требований или списка дебиторов. При общей и глобальной цессии максимальная сумма кредита составляет 20-40 процентов от стоимости
Организация процесса корпоративного кредитования
Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяют расширить спектр и объемы операций на рынке кредитования. Организации заинтересованы в расширении своих финансовых возможностей, а банки в свою очередь заинтересованы в укреплении своего положения посредством взаимодействия с производственным капиталом. Организация финансово‐кредитного обслуживания компаний различных форм собственности играет все большую роль в развитии хозяйствующих структур. А само развитие процесса кредитования связано с изменяющимися потребностями хозяйствующих структур.
Обслуживание корпоративных клиентов является одним из основных направлений деятельности банков. Лучшим доказательством повышения доверия к банкам является рост показателей объема и активности банковских операций их клиентов. Постоянное увеличение комплекса предоставляемых услуг, совершенствование методов работы с клиентами и внедрение новых форм банковского обслуживания предопределяют расширение клиентской базы. Для корпоративных клиентов банк должен выступать как универсальный финансово‐кредитный институт, постоянно учитывающий интересы и пожелания своих партнеров и повышающий качество их обслуживания.
Особенности организации и учета операций по кредитованию юридических лиц представляют собой наиболее интересную тему для анализа, так как в этом случае банки стремятся к установлению с каждым клиентом долгосрочных партнерских отношений, прогнозируют развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводят регулярные маркетинговые исследования. Процессы, идущие на рынке корпоративного кредитования эксклюзивны. В то время как на рынке потребительских кредитов эти условия, как правило, публичны и стандартны, то на рынке корпоративных ссуд при безусловном наличии внутренних банковских норм основные параметры и схемы предоставления кредитов варьируются и обсуждаются.
Можно выделить две основные функции организации кредитования корпоративных клиентов банком: макроэкономическая – выполнение основной банковской задачи аккумуляции денежных ресурсов для инвестирования развития экономики страны; микроэкономическая – получение основных доходов, способствующее повышению доходности и надежности банков. К особенностям корпоративного кредитования также следует отнести специфические черты корпоративного заемщика: большой объем, высокая доходность, высокая рискованность.
Одной из важнейших особенностей современного казахстанского корпоративного кредитования является предоставление ссуд предприятиям с закрытыми балансовыми показателями или с системой сбыта через монопольного посредника с неясным финансовым положением. Первое относится к секретным предприятиям оборонной промышленности, второе ‐ к производителям энергоресурсов. С точки зрения классического финансового менеджмента, без полного анализа баланса невозможно следить за финансовым состоянием заемщика, следовательно, предоставление ему кредита – это серьезный риск.
Организация процесса розничного кредитования
Розничное кредитование служит средством удовлетворения потребительских нужд населения, в определенной степени содействует выравниванию потребления групп населения с различным уровнем доходов и таким образом существенно повышает качество жизни. Необходимость розничного кредита вызвана и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров. Розничный кредит играет большую роль в социально-экономической жизни страны, его развитие способствует расширению покупательского спроса на товары длительного пользования, ускоряя реализациютоваров, что в конечном счете отражается на кредитные организации в целом меняют подход к розничному кредитованию, они переходят к персональной оценке риска и персональному ценообразованию, переходят от агрессивного привлечения, завоевания нового клиента к его удержанию, сосредоточению на его текущих потребностях, развитию долгосрочных партнерских отношений. В кризисных условиях особое значение приобретает размер банка, который становится своеобразным критерием надежности, так как в кризисной ситуации на поддержку со стороны государства могут рассчитывать лишь банки, социальная и экономическая роль которых в экономике существенна.
Банки вынуждены искать пути повышения эффективности своей деятельности в частности - интенсифицировать работу по- возврату проблемных кредитов, искать новые ее формы, теснее сотрудничать с коллекторскими агентствами, проводить верификацию заемщиков и использовать информацию бюро кредитных историй.
При всей многовариантности организации кредитных отношений банков со своим клиентом можно выделить в них следующие этапы:
1. Рассмотрение заявки на кредит и интервью с предполагаемым заемщиком.
2. Анализ кредитоспособности возможного заемщика и оценка качества заявки.
3. Подготовка кредитного договора.
4. Оформление кредита и контроль за выполнением
условий кредитного договора.
Ниже излагается основное содержание каждого этапа.
Первый этап. После предварительного изучения заявки дальнейшее ее рассмотрение целесообразно проводить в процессе интервью с будущим заемщиком. В кредитной заявке должны содержаться следующие сведения по ост новным параметрам кредитной сделки:
Цель кредита. Необходимо убедиться в том, что кредит запрашивается для выполнения целей, предусмотренных уставом заемщика. Это должно быть подтверждено конкретными документами. Например, контрактом, договором, бизнес-планом, предварительным соглашением с контрагентами и другими.
Сумма кредита. Соответствующий специалист банка проверяет обоснованность заявки в отношении суммы запрашиваемого кредита, оценивает степень участия собственных средств клиента в финансировании кредитуемого мероприятия, сопоставляет сумму кредита с оборотами по расчетному счету заемщика и с объемом его хозяйственной деятельности.
Порядок погашения. Проверяется соответствие сроков погашения кредита и уплаты процентов по нему реальным возможностям клиента. Для этого используются данные технико-экономического обоснования кредита, бизнес-планы, графики поступления средств на расчетный счет в период действия кредитных отношений. Во многих случаях источником погашения ссуды является прибыль, в связи с чем подвергаются анализу соответствующие показатели финансового плана. Для этого используются документы о расчетах предприятия с бюджетом по прибыли и материалы налоговой службы.
На стадии первого этапа у станавливаетсяхарактер деловых связей заемщика с потребителями его продукции. Это особенно важно тогда, когда доход поступает от одного-двух контрагентов или связан с какой-то одной крупной сделкой, ибо в подобных условиях риск существенно возрастает. Если погашение кредита предусматривается за счет реализации активов заемщика (недвижимость, ценные бумаги и т.д.), то проверяется соответствие суммы и сроков возможной выручки срокам возврата и сумме ссуды.
Срок кредита. При его рассмотрении банки исходят из того, что чем длительнее срок ссуды, тем выше риск непогашения и вероятность того, что возникнут непредвиденные трудности, в силу которых заемщик не сможет вернуть деньги в установленный срок.
Проблемы формирования качественного кредитного портфеля.
Кредитный портфель представляет собой совокупность выданных ссуд, которые классифицируются на основе критериев, связанных с различными факторами кредитного риска или способами защиты от него.
Кредитный портфель представляет собой остаток кредитной задолженности по балансу коммерческого банка на определенную дату. В казахстанской экономической литературе кредитный портфель определяется как совокупность требований банка по кредитам, которые классифицированы на основе определенных критериев. Одним из таких критериев, применяемых в зарубежной и отечественной практике, является степень кредитного риска. По этому критерию определяется качество кредитного портфеля. Анализ и оценка качества кредитного портфеля позволяет менеджерам банка управлять его ссудными операциями.
В отечественной практике кредитный портфель определяют как совокупность заключенных контрактов по сделкам кредитного характера. Сюда относят, помимо непосредственно ссуд, также факторинговые операции, лизинг, учет векселей, исполнение обязательства по выданным банковским гарантиям и поручительствам.
Одним из основных направлений деятельности коммерческих банков является выдача кредитов, которая с одной стороны - наиболее доходная операция, с другой стороны – наиболее рискованная. Выдавая кредиты, банк непосредственно формирует свой кредитный портфель.
Представляется, что кредитный портфель банка – это совокупность предоставленных коммерческим банком кредитов, классифицируемых по определенным критериям, связанных с факторами кредитного риска, различным категориям заемщиков с учетом предъявляемых им требований.
Формирование кредитного портфеля коммерческого банка – это основной этап реализации его кредитной политики. Сформулировав основную цель кредитной деятельности банка, разработав стратегию кредитной политики, следует приступать к формированию кредитного портфеля. В настоящее время состояние кредитного портфеля позволяет судить не только о качестве кредитной политики банка, но и прогнозировать результат кредитной деятельности на будущее.
В последнее время все более актуальным стоит вопрос о качестве кредита и кредитного портфеля. Как утверждает большинство авторов [2, с. 75], качество характеризует эффективность формирования кредитного портфеля банка с позиции доходности, степени кредитного риска и обеспеченности. Здесь нетрудно проследить простую взаимосвязь: качество ссуды будет высоким, если наблюдается рост доходности и обеспеченности ссуды и снижение вероятности ее невозврата. Следует отметить, что это характерно для анализа качества не кредитного портфеля в целом, а для отдельного кредита.
Для анализа качества кредитного портфеля используют как качественные, так и количественные показатели: уровень ликвидности, уровень доходности, обеспеченность, степень и вид кредитного риска (следует учитывать финансовое положение заемщика, качество обслуживания долга и др.).
Понятие кредитного риска и способы его минимизации.
Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. Операции по кредитованию – это самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому кредитные риски – основная проблема банка, а управление ими является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка. Синонимом риску является неуверенность, невозможность предсказать со 100% точностью, произойдет ли событие или нет. Некоторые события, конечно, являются полностью предсказуемыми и, соответственно, не влекут за собой никакого риска. Человек от природы стремиться избегать риска. Если мы не можем контролировать риск, то обычно предпочитаем избежать его. Вынужденные признать наличие риска в нашей жизни, мы желаем свести к минимуму степень риска, которому мы подвержены в результате наших действий. Или мы хотим соотнести риск какого-либо события или рискованность предприятия с возможными выгодами, т.е. мы хотим выбрать оптимальное соотношение риска и выгоды какого-либо предприятия. Хотя с риском в экономической сфере люди встречаются перманентно, его теоретическая изученность явно недостаточна. Объясняется это, наверное , тем, что здесь долго не видели предмета для собственно теоретических исследований, полагая всю эту область относящейся лишь к практике. В последнее десятилетие положение стало изменяться, к этому предмету довольно активно обратились западные, а с началом экономических реформ – и наши исследователи. Тем не менее, и по сей день не выработано общепринятой трактовки экономического понятия «риск». Успех деятельности коммерческого банка зависит от того, насколько эффективно он использует имеющиеся средства, вкладывая их в различные активы. Наиболее распространенным путем использования банковских ресурсов является предоставление кредитов. Исследования банкротств банков всего мира свидетельствуют о том, что основной причиной тому явилось низкое качество активов (обычно кредитов). Таким образом, принятие кредитных рисков – основа банковского дела, а управление ими традиционно считалось главной проблемой теории и практики банковского менеджмента.
Кредитный риск - это возможность возникновения убытков вследствие неоплаты или просроченной оплаты клиентом своих финансовых обязательств. Кредитному риску подвергается как кредитор (банк), так и заемщик (предприятие). Под кредитным риском понимают возможность того, что компания не сумеет погасить свои долги вовремя и полностью.
Традиционный способ минимизации этого риска при кредитовании юридических или физических лиц – принятие залога (обеспечения кредита) в виде ликвидных активов или ценного имущества. Один из способов минимизации кредитного риска в расчетных операциях – проведение предоплаты.
- 5.Базельское соглашение и принципы организации пруденциального регулирования деятельности банков.
- 8. Недепозитные источники фондирования банковских операций.
- Особенности предоставления
- 11. Способы фор-я и упр банковскими активами их кач-во и струк-ра.
- 12.Активы банка: Состав и содержание,группировка и степень ликвидности,политика размещения
- 13. Способы и методы управления активами. Установление рейтингов.
- 14. Риски пассивных операций: их сущность, виды и классификация. Факторы, влияющие на увеличение уровня риска.
- 16.Кредитная история заемщика. Кредитное бюро: мировой опыт, внедрение в практику Казахстана.
- В качестве предмета ипотеки может выступать любое недвижимое имущество, которое может находиться в гражданском обороте и имеется возможность его отчуждения.
- 2. Залог как способ обеспечения возвратности кредита
- 19.Исламское финансирование: принципы, продукты и перспективы развития в рк.
- 20.Цессия, её правовая структура и виды: открытая, тихая, общая и глобальная.
- 25. Коэффициенты, характеризующие качество кредитного портфеля.
- 26.Операции коммерческих банков на фондовом рынке
- 27.Лизинговые, трастовые, факторинговые и форфейтинговые услуги банков
- 28.Особенности проведения банками экспортных и импортных операций.
- 29. Формы международного кредита и их классификация по источникам, назначению, видам валюты займа, срокам, обеспечению.
- 30. Формирование и развитие платежной системы в Республике Казахстан.
- 31.Банковский маркетинг: принципы, методы и стратегии
- 32.Политика управления рисками и её составляющие элементы.
- 33.Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков.
- 35.Рейтинговая система оценки надежности банка camels.
- 18. Понятие инвестиций, их классификация, объекты, субъекты и сферы инвестиционной деятельности.
- 1.Содержание фин мен,цель и задачи.Ф-ции фин мен.
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3. Финансовая отчетность – информационная основа финансового менеджмента. Методы анализа
- 4. Анализ финансового положения компании с использованием финансовых коэффициентов.
- 6. Эффект финансового рычага и его оценка.
- 7. Содержание операционного анализа и классификация затрат.
- 8. Эффект производственного рычага. Концепция сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов.
- 9. Дивидендная политика и методики дивидендных выплат.
- 10. Выплата дивидендов акциями и дробление акций. Выкуп акций.
- 11. Политика управления чистым оборотным капиталом компании.
- 12. Управление производственными запасами и дебиторской задолженностью.
- 13. Управление денежными средствами и ликвидными ценными бумагами.
- 14. Инвестиционные проекты: понятие, классификация и этапы осуществления.
- 15. Методы (критерии) оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 16. Оценка инвестиционного проекта в условиях неопределенности и риска.
- 17. Причины и типы слияний. Методы слияний.
- 18. Поглощения, приобретения и механизмы защиты.
- 19. Понятие и классификация финансовых рисков.
- 20. Способы оценки и снижения степени риска.
- 21. Концепция соотношения риска и доходности. Модель сарм.