13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финн. результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют эффективность предприятия как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего, - капиталу, обороту, выручке, издержкам и выражаются в процентах.
П-ль рент-ти - один из основных качественных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. Эконом. смысл показателей – сколько приходится на 1 рубль доходов, затрат или величины собственного капитала.
Анализ рентабельности осуществляют по бухгалтерской отчетности, используя данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Причем из баланса «берут» средние значения остатков - на начало и конец периода. В расчете участвуют разные виды прибыли.
Существует большое количество показателей рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия с различных позиций. Можно выделить следующие группы показ-й рентабельности:
1) рентабельность продукции характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт.
Рпр = Пр / Ср,
где Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
Ср - полная себестоимость реализованной продукции;
Также можно рассчитать рентабельность отдельных видов продукции (Рв.пр):
Рв.пр = Пед / Сед,
где Пед - прибыль в расчете на единицу продукции;
Сед - полная себестоимость единицы определенного вида продукции;
2) рентабельность продаж (ROS) показывает долю прибыли, приходящуюся на одну денежную единицу продаж (стоимость реализованной продукции); характеризует эффективность продаж, т.е. эффективность обычной, профильной деятельности компании.
ROS = Пр / Vр,
где Пр – прибыль от продаж
Vр – выручка от продаж
Различают следующие показатели рентабельности продаж:
валовая рентабельность продаж (Валовая прибыль / Выручка от реализации);
операционная рентабельность продаж (Операционная прибыль / Выручка от реализации);
чистая рентабельность продаж (Чистая прибыль / Выручка от реализации) – исп-ся в модели DuPont
ROS используется как основной индикатор для оценки эффективности тех компаний, у которых относительно небольшая стоимость основных средств и собственного капитала. Показатель рентабельности продаж можно использовать для определения стадии жизненного цикла бизнеса. При снижении темпов роста рентабельности следует быть готовым к пересмотру схемы бизнеса, например к перепрофилированию деятельности, к замене старой модели изделия на новую.
3) рентабельность капитала. В данной группе выделяют следующие показатели рентабельности:
рентабельность совокупных активов (или совокупного капитала) (ROA) - характеризует эффективность использования всего наличного имущества предприятия:
ROA = Пч / Ка,
где Ка - средняя сумма активов баланса предприятия;
Пч - Чистая прибыль + Проценты к уплате
ROA характеризует общую эффективность менеджмента, т.е. отражает соответствие выбранной тактики стратегическим целям бизнеса, показывает отдачу на вложенный капитал.
рентабельность собственного капитала (ROE), кот. характеризуется размером уставного фонда (акционерного капитала), он интересует всех акционеров, т.к. определяет верхнюю границу дивидендов:
ROE = Пч / Кс,
где Пч - чистая прибыль (с учетом уплаты процентов за кредит);
Кс - собственный капитал, величина которого принимается по данным баланса и равна сумме активов за минусом долговых обязательств.
ROE характеризует отдачу на капитал, вложенный в предприятие собственниками.
Применение ROE имеет определенные ограничения. Реальный доход появляется не от активов, а от продаж. На основе ROE нельзя оценить эффективность бизнес-единиц компании. Кроме того, в большинстве случаев компании имеют весомую долю заемного капитала.
ROE зависит от достигнутой рентабельности активов и коэффициентов финансовой устойчивости предприятия – финансовой зависимости или финансовой автономии (финансового рычага).
рентабельность перманентного капитала (Рп.к) - отражает эффективность использования долгосрочного (перманентного) капитала в деятельности организации (как собственного, так и заемного):
Рп.к = Пч / Кп,
где Кп – долгосрочный капитал
4) рентабельность производственных фондов (операционных инвестиций, ROI) характеризует отдачу на капитал, вложенный в производственные фонды. ROI зависит от конкурентной позиции компании, общей ситуации на рынке и инвестиционной активности.
Рп = Пв / (ОФП + НОС), или Рп = Пв / И
где Пв - общая (валовая) прибыль за год (или другой период) от основной деятельности;
ОФП - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
НОС - среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств.
И - операционные инвестиции (чистые производственные активы);
Управление рентабельностью – это составная часть тактики управления финансовым равновесием. Таким образом, с одной стороны, достижение высокой рентабельности за счет направления ресурсов в какую-либо одну, наиболее прибыльную, сферу деятельности может привести к потере ликвидности, а именно – к прерыванию процессов производства и обращения товаров и удлинению финансового цикла. С другой стороны, излишнее связывание финансовых средств (например, в запасах) также удлиняет финансовый цикл и означает относительный отток средств из более рентабельной текущей деятельности. Отказ от использования заемного капитала в целях предотвращения риска означает вместе с тем упущенную возможность повысить рентабельность собственного капитала, используя действие финансового рычага.
Показатели рентабельности используют для сравнения эффективности различных сторон деятельности предприятия:
если ROI > ROA, то прочая деятельность нецелесообразна;
если ROI < ROA, то прочая деятельность способствует повышению отдачи на капитал;
если ROE > ROA, то финансовая политика рациональна, финансовая деятельность эффективна;
если ROA > WACC (средневзвешенной стоимости капитала), то предприятие сможет выплатить проценты по кредитам, обещанные дивиденды, реинвестировать часть прибыль в развитие.
Для обоснованных выводов по результатам расчета показателей рентабельности необходимо также принимать во внимание следующее:
временной аспект;
несопоставимость расчетов - числитель и знаменатель рентабельности выражены в «неравноценных» денежных единицах;
проблему риска.
Одним из эффективных методов факторного анализа рентабельности является так называемая модель DuPont, предложенная специалистами компании DuPont, в которой впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности активов ROA, а в основании - два факторных показателя: рентабельность продаж, ROS, и оборачиваемость активов, TAT:
ROA = ROS x TAT, где ТАТ – оборачиваемость активов (выручка/сумма активов)
В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель. Основное отличие заключается в дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Назначение модели DuPont – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Модель DuPont используется как для сравнительной оценки рисков инвестирования, так и вложения инвестиций в компанию.
Для повышения рентабельности активов используют количественные факторы, связанные с наращиванием объема продаж, и качественные изменения, позволяющие повысить цены или снизить себестоимость, повысить эффективность использования основных фондов, высвободить оборотный капитал.
По модели рентабельности активов можно диагностировать следующие причины ее снижения:
ROA снизилась за счет снижения оборачиваемости активов при неизменной рентабельности продаж;
ROA снизилась за счет снижения рентабельности продаж, а оборачиваемость активов не изменилась;
ROA снизилась при одновременном снижении рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
Каждая из этих перечисленных ситуаций требует определенных управленческих воздействий.
При моделировании рентабельности собственного капитала
ROE = ROA x Коэффициент финансовой зависимости или
ROE = ROA / Коэффициент финансовой автономии.
Высокое значение коэффициента финансовой зависимости, т.е. низкую долю собственного капитала – могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств (например, в торговле и банковской сфере).
Расширение двухфакторных моделей позволяет представить ROE как функцию от рентабельности продаж ROS, оборачиваемости активов и от структуры финансирования (трехфакторная модель рентабельности):
ROE = ROS x TAT x Коэффициент финансовой зависимости
или
ROE = ROS x TAT / Коэффициент финансовой автономии.
Такое «разложение» рентабельности собственного капитала, рентабельности активов, рентабельности продаж и увязка всех показателей позволяют наметить мероприятия по улучшению существующего положения и перейти от диагностики финансового состояния компании предприятия к управлению ее текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельностью.
Эти коэффициенты могут использоваться для принятия инвестиционных решений, сравнения различных организаций, а также для анализа финансовой надежности деловых партнеров.
Разница между рентабельностью активов и рентабельностью капитала показывает уровень так называемого финансового рычага. Эффект финансового рычага возникает за счет использования заемных средств.
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами
- 2. Денежные реформы: понятие, классификация видов и условия проведения
- 3. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф
- 4. Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории. Функции финансов и их реализация в экономиках разного типа
- 5. Финансовая система: понятие, элементы, участники и организация взаимосвязей между ними.
- 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
- 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
- 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
- 10. Оборотные активы: понятие, структура и значение для организации деятельности предприятия. Источники финансирования оборотных активов.
- 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
- 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
- 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
- 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
- 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
- 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
- 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
- 22.Муниципальные финансы: понятие, состав, роль в экономике. Местные бюджеты: особенности формирования и использования их финансовых ресурсов.
- 23. Резервные фонды в составе федерального бюджета рф: история возникновения, виды, источники формирования и направления использования. Управление средствами фонда.
- 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
- 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
- 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
- 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
- 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
- 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
- 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
- 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
- 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
- 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
- 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
- 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
- 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
- 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
- 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
- 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
- 37.Инфраструктура финансового рынка: понятие и элементы. Оценка финансового рынка по индикаторам.
- 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
- 39.Ипотечный и ломбардный кредиты: общие черты и отличия, особенности их развития в рф.
- Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
- 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
- Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
- 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
- 42.Посреднические сделки: лизинг, факторинг, форфейтинг. Характеристика организации сделок и степень использования в России.
- 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
- 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
- 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
- 46.Коммерческие банки: виды, выполняемые функции, особенности организации их деятельности на современном этапе.
- 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
- 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
- 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
- 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
- 52. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Имущественное страхование.
- 54. Особенности медицинского страхования.
- 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
- 57.Участники рынка ценных бумаг и их характеристика.
- III. Фондовые посредники
- IV. Органы регулирования и контроля.
- 3.Биржи
- 4.Общество
- V. Организации, обслуживающие рынок.
- VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
- 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
- 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.
- 61. Общая характеристика финансовой политики компании. Взаимосвязь финансовой политики компании с финансовой политикой государства
- 62. Инвестиционная политика компании. Инвестиционный портфель: понятие, типы, принципы формирования, доходность, рискованность
- 63. Кредитная политика компании, обоснование величины скидок
- 64. Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов
- 1. Чистый дисконтированный доход (npv)
- 2.Норма рентабельности инвестиций (внутренняя норма доходности, irr)
- 65. Понятие и принципы налоговой политики компании. Основные направления налоговой политики компании
- 66. Понятие ценовой политики компании. Типы ценовой политики компании и технология ее формирования
- 67. Система финансового риск-менеджмента: ее основные элементы, их функции и взаимосвязь
- 68. Оценка риска, обусловленного структурой капитала. Первая и вторая концепции финансового рычага. Сущность и методы расчета.
- 69. Финансовый риск: сущность, виды, классификация и практика страхования
- 70. Рыночный риск: сущность, классификация, формы, методы оценки и управления
- 71. Процентный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 72. Валютный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 73. Кредитный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 74. Риски ликвидности: сущность и классификация, методы оценки и управления
- 75. Операционный риск: сущность и классификация. Методы оценки операционного риска и их сущность. Методы управления операционным риском
- 76. Валютные операции. Организация регулирования валютного рынка в России. Либерализация валютных рынков на современном этапе
- 77. Валюта: понятие и классификация видов. Положение национальной валюты на международном рынке
- 78. Валютный курс рубля: динамика и факторы формирования. Классификация валютных курсов
- 79. Платежный баланс
- 80.Эмиссионная деятельность компании.
- 81. Международная валютная система: понятие, эволюционное развитие и современное состояние
- 82.Фсс рф: назначение, особенности формирования и использования
- 83. Фонд обязательного медицинского страхования: назначение, особенности формирования и использования
- 84. Организация управления персональными финансами
- 85. Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум: экономическое значение, способы формирования и соотношение этих показателей.
- 86. Стратегия формирования капитала компании. Современные источники долгосрочного финансирования компании
- 87. Цена капитала компании: понятие, методика определения. Модель цены капитальных активов, расчет средневзвешенной стоимости капитала
- 89. Управление оборотным капиталом компании. Операционный и финансовый циклы.
- 90. Банкротство компании. Методы предупреждения банкротства и оздоровление компании.