logo search
Лекции по ЭКОНОМИКЕ ЭТ

Тема: Инфляция, сущность, формы, социально-экономические последствия

Современная инфляция- это процесс восстановления равновесия между товарным обеспечением, опре­деляющим товарное обращение, и денежным обращением, неиз­бежным проявлением которого является рост общего уровня цен.

Формы проявления современной инфляции:

1. По степени проявления и темпам наращивания инфляционных процессов:

- ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепен­ном росте цен. Для такой инфляции характерны невысокие тем­пы их роста, примерно до десяти процентов в год, которые вос­принимаются как результат ассортиментных сдвигов;

- галопирующая инфляция в виде скачкообразного роста цен. Такая инфляция трудноуправляема. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозна­ченных количественных параметров, так как инфляционные про­цессы зависят от уровня развития страны, социально-экономиче­ской структуры, несхожего механизма регулирования ценовых процессов;

- гиперинфляция, которая представляет наибольшую опас­ность. Темпы роста цен при этой инфляции очень высоки, свыше 50% в месяц (в течение нескольких месяцев). Особенностью этого вида инфляции является ее неуправляемость: цены перестают вы­полнять свои функции, на полную мощность работает печатный станок, развивается спекуляция, производство дезорганизуется.

2. По способам возникновения:

- административная инфляция, порождаемая административ­но-управляемыми ценами;

- инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производ­ства и обращения, а вместе с ними и цены на товары и услуги;

- инфляция спроса, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен;

- инфляция предложения, проявляющаяся в росте цен, обу­словленном увеличением издержек производства в условиях недо­использования производственных ресурсов;

- импортируемая инфляция, вызванная воздействием внешних факторов, таких, как чрезмерный приток иностранной валюты в страну, повышение импортных цен и т.д.;

- индуцированная инфляция, обусловленная какими-либо дру­гими экономическими факторами;

- кредитная инфляцuя, которая вызвана чрезмерной кредит­ной экспансией;

3. С позиции ожидаемости:

- ожидаемая инфляция – может предсказываться, прогнозироваться с достаточной степенью надежности;

- непредвиденная инфляция - уровень инфляции, оказавший­ выше ожидаемого за определенный период (прогноз ее невозможен).

4. С позиции сбалансированности:

- сбалансированная - цены на товары и услуги растут в оди­наковых пропорциях;

- несбалансированная - цены на товары и услуги растут в раз­ных пропорциях. Несбалансированная инфляция характерна для высокомонополизированных экономик.

5. В зависимости от того, какие формы принимает инфляцион­ное неравновесие рынков, различают:

- открытые типы инфляции, которым свойственна тенденция к повышению цен;

- подавленные типы, которые возникают, потому что государ­ство пытается подавить, погасить формы проявления инфляции в место того, чтобы систематически заниматься противоинфляци­онной политикой.

6. Структурная инфляция, вызванная диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов произ­водства.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен oпpeдeляет их общий уровень по отношению к базисному периоду. Темп инф­ляции для данного года можно вычислить следующим образом: индекс цен базисного года вычесть из индекса цен текущего года и разделить эту разницу на индекс цен базисного года, затем умножить на 100%. Количественно измерить инфляцию можно и способом, связанным с использованием так называемого«правила величины 70». Это правило обычно применяется тогда, когда надо установить, сколько потребует­ся времени для удвоения уровня цен. Для этого необходимо разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.

Важнейшей целью антиинфляционной политики является управление антиинфляционным процессам таким образам, чтобы сделать инфляцию предсказуемой, а ее уровень - умеренным. Для этого используются денежно-кредитные, бюджетные, налого­вые методы, мероприятия в области политики доходов, стабили­зационные программы, проведение радикальных экономических реформ. Выделяют два варианта проведения антиинфляционной политики:

- ортодоксальный вариант, который предполагает макси­мальное использование рыночных регуляторов, либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках; введение свободных цен и поддержание плавающего и стабильного курса национальной валюты; постоянное сокраще­ние деятельности государства в экономике; поддержание темпов роста денежной массы в соответствии с возможностями произ­водства;

- гетеродоксальнный вариант, основанный на более активном вмешательстве государства в ход экономических процессов и пред­полагающий: временное замораживание заработной платы, роста цен; поддержку предпринимательства; снижение налогов; привле­чение сбережений населения; развитие рыночной инфраструктуры; регулирование внешней торговли и валютных операций.

Одной из форм организации денежно-кредитной политики является таргетирование инфляции, которое рассматривается как один из способов борьбы с инфляцией. Таргетирование - уста­новление центральным банком количественно определенных це­левых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита.

Инфляционное таргетирование - требует системы мер, включающих: публичное провоз­глашение плановых показателей инфляции; заключение ценовых соглашений для обеспечения ценовой стабильности; стратегию, опирающуюся на новые формы и обладающую большей гибкостью и толерантностью по отношению к способам достижения конеч­ной цели; оповещение общественности и рынков о целях и планах регулирующих органов; повышение ответственности регулирую­щих органов за достижение плановых показателей.

Условиями перевода денежно-кредитной политики в режим таргетирования инфляции являются: способность центрального банка про водить независимую денежную политику и предоставле­ние ему свободы в выборе инструментов при достижении уста­новленных плановых темпов инфляции, возможность у управ­ляющих органов моделировать и предсказывать инфляцию, оце­нивать временные лаги денежно-кредитной политики.

1. В большей мере страдают от инфляции люди, которые получа­ют относительнофиксированные номинальные доходы, поскольку инфляция перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населе­ния. Люди, живущие на нефиксированные доходы, выигрывают от инфляции. Их номинальные доходы обгоняют уровень цен, следо­вательно, их реальные доходы увеличиваются.

2. Кроме того, инфляция снижает реальную стоимость сбережений (срочных счетов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других активов с фиксированной стоимостью). Стоимость сбере­жений будет падать, если уровень инфляции больше, чем процент­ная ставка.

3. Инфляция перераспределяет доходы также между дебиторами и кредиторами. Непредвиденная инфляция, в частности, приносит выгоду дебиторам (получателям ссуд) за счет кредиторов (ссудо­дателей). Поскольку с ростом цен покупательная способность де­нежной единицы падает, получателю ссуд выдают «дорогие» деньги, а он возмещает их «дешевыми» деньгами.

Выигрывают от инфляции:

4. Те, кто покупал недвижимость под залог с фиксированной про­центной ставкой. С одной стороны, инфляция значительно об­легчает реальное бремя задолженности по закладным, с другой ­номинальная стоимость долгов возрастает быстрее, чем общий уровень цен.

5. Правительство, накопившее огромный государственный долг. Ин­фляция облегчает правительству реальное бремя долга.

Таким образом, инфляция произвольно «облагает налогами» тех, кто получает фиксированные доходы, и «субсидирует» тех, чьи денежные до­ходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбе­режений и приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов.

Последствия дефляции прямо противоположны. При постоянном об­щем объеме ВНП реальные доходы увеличиваются у тех, кто имеет фик­сированные доходы. Кредиторы также выигрывают.

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство разных стран проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию, объединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику.

1. Антиинфляционная стратегия. Составляющие антиинфляционной стратегии:

● Гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители и потребители убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение;

● Долгосрочная денежная политика. Связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Она должна сочетаться с разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры;

● Сокращение бюджетного дефицита. Это возможно осуществить двумя путями: увеличением налогов или уменьшением расходов государства. Но необходимо иметь в виду, что большие налоги могут подорвать стимулы к труду и инвестированию, сократить поступления в бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция к снижению ставок налога на прибыль. Это дает импульс инвестициям, росту производства и занятости, а значит — и доходов, подлежащих налогообложению. Кроме того, нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной перестройки производства, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков (информации, средств связи и т. д.). В случае, когда инфляционная обстановка нетерпима, используется тактическое антиинфляционное напряжение.

2. Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложение товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.