logo search
Г

5.Базельское соглашение и принципы организации пруденциального регулирования деятельности банков.

Базельский комитет основан в 1975 году председателями центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Японии, Великобритании и США. Членами Комитета являются высшие должностные лица центральных банков или других официально отвечающих за осуществление банковского надзора в той или иной стране надзорных органов. Основной целью Базельского комитета было развитие сотрудничества между национальными надзорными органами промышленно развитых стран в осуществлении контроля за деятельностью международных банков, чьи головные офисы размещены в странах этой группы. Организаторы Базельского комитета ставили перед собой задачу добиться создания системы надежного и всеобъемлющего банковского надзора в международном масштабе. Обсуждение актуальных проблем банкоского надзора в рамках Комитета способствовало взаимному обмену опытом в этой области, укреплению национальных систем банковского надзора, совершенствованию пруденциальных стандартов банковской деятельности. Первоначально работа Комитета была направлена на изучение методов совершенствования систем «раннего предупреждения» в практике банковского надзора. На этом этапе происходило формирование системы обмена информацией между членами Комитета. Затем Комитет стал заниматься разработкой практических рекомендаций по совершенствованию техники эффективного надзора за международными банками. При этом рекомендации Комитета не носили директивного характера и адресовались не только государством – членам Базельского комитета, но могли использоваться и в надзорной практике других стран. Позднее в деятельности Комитета оформилось еще одно новое направление – разработка минимальных стандартов, призванных нормировать различные аспекты банковской практики, и в целях уменьшения вероятности возникновения кризисных состояний у отдельных банков и снижения системного риска всей банковской сферы в целом. Базельский комитет не наделен какими-либо формальными наднациональными полномочиями по надзору. Формулируя свои предложения, он делает ставку на заинтересованность самих государств в создании надежной и эффективной системы банковского надзора. Однако авторитет Базельского комитета настолько высок, что с его рекомендациями не могут не считаться надзорные органы даже тех стран, которые не являются его членами. За период деятельности Комитета им подготовлено и внедрено в практику банковского регулирования и надзора порядка десяти основных директив, охватывающих жизненно важные аспекты банковских операций. Базельский комитет выработал 25 основных принципов, которые являются основой для организации действенного банковского надзора и регулирования банковской деятельности. Перечень названных принципов содержит в основном стандарты, которые уже применяются в экономически развитых странах.

6.Депозитный портфель коммерческого банка и особенности его формирования и управления. Слово «депозит» происходит от латинского depositum – вещь, отданная на хранение. Под депозитом (вкладом) в мировой банковской практике понимается денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в кредитно-финансовые или банковские учреждения.

Вклад, как экономическое понятие, по мнению многих авторов, определяется как денежные средства граждан и юридических лиц, находящиеся на хранении в банках. Вклады или депозиты представляют собой форму ссудного капитала и являются частью банковских ресурсов .

В качестве субъектов депозитных операций могут выступать:

- государственные предприятия и организации;

- государственные учреждения;

- кооперативы;

- акционерные общества;

- смешанные предприятия с участием иностранного капитала;

- финансовые и страховые компании;

- физические лица;

- банки и другие кредитные учреждения.

Вклад до востребования – это вклад, который подлежит возврату полностью или частично по первому требованию вкладчика. Он может быть открыт как наличными, так и безналичным путем. Объем этих вкладов обычно не очень велик по отношению к общему итогу привлеченных средств. Эти вклады непостоянны, и банку трудно спрогнозировать, как долго они будут лежать на счете. Следовательно, банк, беря на себя риск, обычно выплачивает проценты по такому вкладу значительно ниже тех, которые получает вкладчик по срочным вкладам. Клиенту менее выгодно размещать свои сбережения во вклад до востребования, более привлекательными для него являются срочные вклады.

Срочный вклад – это вклад, который вносится на определенный срок. Ставка по ним зависит от размера и срока вклада. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.

Условный вклад – это вклад, который вносится до наступления определенных договором банковского вклада обстоятельств.

В настоящее время в Казахстане начинает развиваться новый вид привлечения вкладов с использованием депозитных сертификатов. Депозитный сертификат - это ценная бумага, свидетельствующая о том, что в банк внесен срочный вклад с фиксированным сроком и ставкой процента. Существует две разновидности депозитных сертификатов – непередаваемые, которые хранятся у вкладчика и по наступлении их срока предъявляются в банк, и передаваемые, которые свободно продаются на вторичном денежном рынке.

Депозитная политика является стратегией и тактикой банка по привлечению средств вкладчиков и других кредиторов и определению наиболее эффективной комбинации источников средств. Это предполагает определение эффективной, оптимальной комбинации ресурсов банка. Оптимизация депозитной политики банка – это сложная многофакторная задача, в основу решения которой следует положить учет интересов экономики страны в целом, коммерческого банка, как субъекта экономики, клиента и персонала банка. Очевидно, что их интересы далеко не всегда совпадают. Поэтому оптимальная депозитная политика предполагает прежде всего согласование их интересов.

Депозитный портфель рассматривается как совокупность депозитов клиентов банка. Диверсификация и оптимизация депозитного портфеля банка является необходимым условием успешного управления ликвидностью. Неспособность же банка удовлетворить обоснованные и законные потребности клиентов приведет к немедленной потере выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиций и, в конечном счете, к возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений.

Основной задачей банкиров является такое управление портфелем банка, которое в наибольшей степени отвечает его целям, изложенной в банковской политике. Естественно, что такими целями управления портфелем для коммерческого банка является рост прибыли при поддержании необходимого уровня ликвидности и надежности банка.

Управление кредитным и депозитным портфелями объединены единой стратегией управления портфелем банка, так как обеспечение ликвидности зависит, в том числе от природы и характера банковских ссуд и депозитов; предоставление ссуд обусловлено привлечением средств в депозиты, ресурсами банками. В свою очередь, стратегия привлечения средств в депозиты зависит от доступных банку инвестиционных возможностей.

7. Система гарантирования вкладов РК. Её формирование и развитие. Система гарантирования депозитов призвана обеспечить возврат вкладов физ. лиц в случае принудит. ликвидации банков, участвующих в Системе гарантирования. Каз. фонд гарантирования депозитов явл. некоммерч. организацией, осуществл. гарантирование депозитов физ. лиц, размещенных в БВУ РК, посредством выплаты гарантийного возмещения вкладчикам в случае принуд. ликвидации банка. Каз. фонд гарантирования депозитов (далее – КФГД) был основан 15 ноября 1999 года. Его учредителем и единственным акционером выступает Нац. Банк РК, который внес в уставной фонд 1 млрд. тенге. Действующая система регулируется «Правилами обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физ. лиц в БВУ РК». В соотв. с Законом РК «Об обязат. гарантировании депозитов, размещенных в БВУ РК» от 7 июля 2006 года, основными задачами КФГД явл.: 1) участие в обеспечении стабильности фин.системы РК; и 2) защита прав и законных интересов вкладчиков гарантируемых депозитов в случае принуд. ликвидации банка-участника. Выполняя данные задачи, КФГД способствует поддержанию доверия к банк. системе страны и росту депозит. базы населения. Так, за последние 5 лет совокупная депозитная база физ. лиц в банках РК выросла в 2,7 раза - с 597 млрд. тенге до 2,2 трлн. тенге. К основным функциям КФГД относятся: 1.выплата гарантийного возмещения физ. лицам-депозиторам принудительно ликвидированного банка-участника системы обязательного гарантирования депозитов; 2.формирование спец. резерва, предназначенного для выплаты гарантийного возмещения; 3.инвестирование собств. активов в различные фин. инструменты с целью получения инвест. дохода; 4.определение условий Договора присоединения и иных нормативных актов, обязательных для исполнения банками-участниками системы гарантирования депозитов; 5.участие в составе временной администрации, назначаемой в период консервации банка-участника системы гарантирования депозитов, а также в период лишения банка-участника лицензии на проведение всех банк. операций АФНом; 6.участие в составе ликвидац.комиссии и комитета кредиторов принудительно ликвидир. банка-участника; и др. С начала своей деят-ти КФГД осуществил выплату гарантийного возмещения вкладчикам 3 банков – ЗАО «Комир-банк», АО «Наурыз банк Казахстан» и АО «Валют-Транзит банк», которые были принудительно ликвидированы за систематическое нарушение банк. зак-ва в 2002, 2005 и 2007 годах, соотв. Всего около 70 тысяч вкладчиков ликвидир. банков оперативно получили компенсацию по своим депозитам в общей сумме около 15 млрд. тг.

Казахстанская система гарантирования депозитов постоянно совершенствуется и приближается к международным стандартам.