logo search
Лекции по ЭКОНОМИКЕ ЭТ

Тема: Налоговая система

Налоговая системапредставляет собой взаимосвязанное единство существующих в государстве налогов, форм и ме­тодов их взимания, а также соответствующих государствен­ных организаций и учреждений.

Субъекты, или лица, на ко­торых законодательством возложены налоговые обязатель­ства, именуются налогоnлателъщиками.

То, на что начис­ляются налоги, следует называть объектами налогообло­жения. Сумма денег, с которой взимается налог, естьналоговая база, а часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан вып­латить в виде того или иного налога, представляет собойналоговую ставку.

Налоговая политика- система мероприятий государства в об­ласти налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.

Фискальная функция налогов связана с обеспечением государст­венного бюджета денежными ресурсами.

Регулирующая функция осуществляет коррекцию хозяйственного развития для придания экономическому росту устойчивого характера.

Регулирующая функция налогов осуществляется по следую­щим направлениям:

- обеспечение общего экономического равновесия, в том чис­ле смягчение конъюнктурных циклических колебаний;

- перевод экономики на более высокую ступень конкуренто­способности;

- обеспечение социальной гармонии через перераспределение доходов.

Принципы налогообложения– это правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы, к ним относятся:

Принцип справедливости, который предполагает равенство на­логов на доходы рыночных структур. Это означает, что налоги должны быть равными для каждого уровня дохода. Этот принцип исторически возник в противовес подушевому, утверждая необхо­димость накладывать налог не на человека, а на его доход.

Сегодня принцип справедливости увязывают с требованиями равенства налогообложения для предприятий различной формы собственности. Рыночная эконо­мика предполагает, что только конкуренция, а не различного рода преференции, должна дать импульс развитию производства.

Принципопределенности и точности налогов предполагает, что размер налогов, сроки, способ и порядок их исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.

Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщика предполагает, что каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить тре­бования налогообложения.

Принцип экономичности (эффективности) ориентирует на необ­ходимость соблюдения условий, при которых:

а) разрыв между расходами по сбору и организации налогооб­ложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наи­большим;

б) тяжесть налогообложения ,не должна подрывать возмож­ность продолжения производства и лишать государство в после­дующем налоговыx поступлений.

Принцип обязательности уплаты налогов предполагает действие неизбежности осуществления платежа. Этому способствует эффек­тивное налоговое право, использующее систему штрафов и санк­ций, налогового контроля и принуждения. Важную роль играет сформированный экономический климат, при котором скрытие на­логов и несвоевременная их уплата должны дать меньше выгод по сравнению с рисками невыполнения обязательств перед бюджетом.

Особое значение в структуре налогов имеет их деление на прямые и косвенные. Прямые налогипривязываются к субъектам рынка (физическим и юридическим лицам), а не к товарам. Их платят владельцы доходов. Прямые налоги различаются по объек­ту обложения, в качестве которого может стать денежный доход или имущество (физический капитал). Денежный доход облагается налогом у граждан (личный подоходный налог) и у предприятий(налоги на прибыль). Налог на физический капитал или на иму­щество (налог на собственность, включая землю и другую ценную недвижимость, налог на наследство) является удобной формой взимания налогов, поскольку налогоплательщикам трудно искус­ственно снизить налогооблагаемую базу.

Косвенные налогипривязываются к товарам и услугам и включаются в цену. Покупатель, оплачивая покупку, может и не предполагать, что он оплачивает косвенный налог. К этому виду налогов относится налог с оборота, который во многих стра­нах заменен налогом с продаж, налогом на добавленную стои­мость, акцизы и т.д. Каждый из указанных налогов имеет свою смысловую нагрузку.

Налог с оборота взимается от общей выруч­ки. Он не имеет привязки к отдельному товару, в отличие отак­циза.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается на каж­дой стадии производства. Налоговые поступления в бюджет от НДС оказываются зависимыми от количества предприятий, свя­занных между собой разделением труда по последовательной об­работке изготавливаемой продукции.

Увеличение ставок прямых налогов или введение нового вида прямого налога обычно вызывает социальную напряженность. Косвенное налогообложение считается более надежным бюджет­ным источником. Оно дает меньшие возможности уклоняться от налогов и имеет более слабую зависимость от колебаний конъ­юнктуры. Поэтому налоговая политика может склоняться к пре­имущественному использованию этих налогов. Однако увеличе­ние косвенного налога приводит к повышению продажной цены и снижает платежеспособный спрос, что может привести к спаду производства и недобору налоговых поступлений.

Направления совершенствования нало­гового механизма России:

1) уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто ин­вестирует в развитие новых технологий;

2) изменение структуры налоговых поступлений за счет по­этапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплутирующих отраслях, и соответственно сокращении доли, приходящейся на бизнес;

3) сокращение налоговых льгот;

4) расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия ка­налов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Налоговая система должна реформироваться и по линии ее организационно-правового блока, что предполагает:

1) повышение качества налогового законодательства, которое позволило бы отсекать возможности уклонения от налогов;

2) осуществление жесткого оперативного контроля за соблю­дeнием налогового законодательства, пресекая «теневые» хозяйст­венные операции;

3) ускоренное развитие информационных технологий в нало­говой системе, позволяющих отслеживать реальную налогооблагаемую базу и осуществлять прицельный контроль за выполнением налоговой дисциплины.