37. Факторинговые операции банка
Факторинг (от англ. faktor — агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика и связанной с переуступкой неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), которые возникают между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг факторинговой фирме или факторинговому отделу банка.
Факторинговая операция банка состоит в покупке денежных требований экспортера к импортеру, их инкассации, кредитовании и гарантии от кредитных и валютных рисков. В соответствии с принятой в 1988 г. Конвенцией о международном факторинге операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
• наличие кредитования;
• ведение бухгалтерского учета поставщика;
• инкассирование его задолженности;
• страхование от кредитного риска.
Сегодня факторинг представляет собой универсальную систему обслуживания поставщика, включающую услуги бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, кредитного и юридического характера. Благодаря факторингу поставщику создаются оптимальные условия для концентрации усилий на основной, производственной деятельности, ускорения оборота капитала и соответственно увеличения прибыли. Уменьшается сумма баланса и улучшается его структура за счет увеличения показателя соотношения собственного и привлеченного капитала.
Стоимость факторингового обслуживания. Авансируя экспортеру средства до наступления срока погашения требований, факторинговая компания кредитует его. Величина аванса колеблется от 70 до 90% суммы сделки в зависимости от кредитоспособности клиента (как правило, 20%). Остальные 10—30% (после вычета процента за кредит и комиссии за услуги) зачисляются на блокированный счет клиента (страховой фонд), депонируемый в банке-посреднике (факторе). Процент страхового фонда можно определять по каждой компании индивидуально, в зависимости от существующих условий (суммы платежных требований, сроков их оплаты и т.д.). Если же имеется опыт факторинговой работы, то страховой процент можно рассчитать как средний по предприятиям со сходными условиями работы. Страховой фонд необходим фактору для того, чтобы обеспечить свою устойчивость при неоплате приобретенных платежных требований. Таким образом, если адресат платежных требований оказывается неплатежеспособным, то убытки делят между собой фактор и поставщик (клиент фактора).
При успешном окончании факторингового договора после оплаты долга покупателем компания ликвидирует блокированный счет, а сумма страхового фонда возмещается поставщику. Срок возвращения кредита — 90—120 дней.
Плата, взимаемая по факторингу, состоит из двух элементов:
1. Платы за управление, т. е. комиссии. Комиссионное вознаграждение — это плата банку за проведение расчетных операций самостоятельно, без участия клиента. Фактически это плата за инкассирование банком операций по оплате платежных требований предприятия-поставщика, за, собственно, обслуживание долгов и т.д., которая рассчитывается как процент от годового оборота поставщика и значительно варьируется в зависимости от масштабов и структуры его производственной деятельности, оценки компанией объема работ, кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики рынка финансовых услуг той или иной страны.
2. Платы за учетные операции, взимаемой с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочными получениями и датой инкассирования требований. Процент за пользование факторинговым кредитом — это сумма вознаграждения банка-посредника за покупку платежный требований (срочных или просроченных). При установлении процента за факторинговый кредит анализируются учетная ставка центрального банка, и текущая плата за кредит, а также срок пребывания средств в расчетах с покупателем. Процент по факторинговому кредиту обычно на 2—4% выше официальной учетной ставки, используемой при овердрафте или краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска, принятого на себя банком.
- Кредитная система. Сущность, виды и функции банков
- Банковские объединения
- Лицензирование: виды лицензий, порядок их предоставления и отзыва в рб
- Органы управления и их компетенции в коммерческом банке
- 5. Порядок регистрации, реорганизации и ликвидации коммерческого банка в рб
- 6. Характеристика банковской системы рб
- 7. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь
- 8 Ресурсы коммерческого банка: структура и виды. Управление
- 9. Активы коммерческого банка: структура и виды. Анализ активов.
- 10. Методы управления активами
- 11. Управление пассивами в коммерческих банках
- 12. Собственный капитал коммерческого банка. Показатели достаточности капитала.
- 13. Управление собственным капиталом.
- 14. Депозитная политика коммерческого банка
- 16. Расчетные операции коммерческих банков
- 17. Риски расчетных операций.
- 15 Управление активами и пассивами в банке
- 1. Метод общего фонда средств:
- 2. Метод распределения активов
- 3. Метод научного управления:
- 18. Формы безналичных расчетов.
- 19. Организация расчетных и кассовых операций в Республике Беларусь
- 20. Межбанковские расчетные операции в рб.
- 21. Управление кредитным портфелем в кб.
- 22. Оценка кредитоспособности.
- 23. Причины и виды кредитных рисков
- 24. Управление кредитными рисками
- 25. Управление процентными рисками
- 26. Валютная и курсовая политика
- 27. Валютное регулирование и контроль в рб.
- 28. Классификация и порядок ведения валютных операций в кб.
- 29. Методы регулирования валютной позиции банка
- 30. Управление валютными рисками.
- 31. Операции банка с драгоценными металлами
- 32. Пассивные операции коммерческого банка с ценными бумагами.
- 33. Активные операции кб с цб.
- 34. Управление портфелем ценных бумаг
- 35. Управление рисками при проведении операций с ценными бумагами
- 36. Лизинговые операции коммерческого банка
- 37. Факторинговые операции банка
- 38. Трастовые операции банка
- 39. Межбанковские расчеты и управление рисками
- 40. Межбанковские кредитные операции и управление рисками
- 41. Цели, задачи и особенности банковского менеджмента.
- 42. Направления банковского менеджмента.
- 43. Оценка качества банковского менеджмента.
- 44. Задачи и принципы организации банковской деятельности.
- 45. Планирование деятельности банка.
- 46. Аналитическая работа в банке.
- 47. Организация внутреннего контроля в банке.
- 48. Внешний контроль в банке. Оценка деятельности банка.
- 49. Сущность и специфика банковского маркетинга.
- 50. Элементы комплекса маркетинга. Маркетинговая среда банка.
- 51. Доходы коммерческого банка
- 52. Расходы коммерческого банка
- 53. Налоги коммерческого банка
- 54.Банковская прибыль: виды и методы расчета.
- 55. Этапы управления прибылью банка
- 56. Методы оценки прибыли банка
- 57. Распределение прибыли в коммерческом банке
- 58. Формы финансовой отчетности банка
- 59.Теории управления ликвидностью банка.
- 60.Ликвидность банка: понятие, факторы, показатели.
- 61. Методы оценки ликвидности
- 62. Анализ ликвидности банка
- 63. Управление риском ликвидности
- 64. Экономические нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков