39. Межбанковские расчеты и управление рисками
Содержание межбанковских расчетных технологий. Расчетные технологии по счетам клиентов могут быть организованы как в одном банке при ведении в нем счетов контрагентов, так и с участием других банков (филиалов), когда эти счета открыты в разных кредитных организациях (филиалах).
Межбанковские расчетные технологии используются для обслуживания клиентов и для выполнения собственных межбанковских операций, которые связаны с предоставлением межбанковских кредитов, продажей и покупкой валют, ценных бумаг и др.
Расчеты в безналичном порядке между кредитными организациями (филиалами) могут производиться с использованием:
• корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
• корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
• счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
• счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
Управление межбанковскими расчетами, и прежде всего корреспондентскими счетами, имеет большое значение для всей хозяйственно-финансовой деятельности банка и, как правило, осуществляется отдельными управлениями, отделами.
Организация управления межбанковскими расчетами. Прежде чем будут установлены корреспондентские отношения, специалисты изучают и анализируют: взаимные межбанковские денежные потоки, цены и спрос на рынке кредитных ресурсов, возможности участия в торгах на региональных валютных рынках и оперативного пополнения и отзыва находящихся на корреспондентских счетах средств.
Установление корреспондентских отношений и открытие корреспондентских счетов требуют от специалистов оформления соответствующих договоров и подготовки документации по открытию счета в соответствии с нормативными требованиями Банка России.
В договорах об установлении корреспондентских отношений предусматри¬ваются формы и порядок межбанковских расчетов. В частности, устанавливаются согласованный порядок открытия, подтверждения и исполнения аккредитивов, переводных, инкассовых операций; размеры и условия взимания комиссионных платежей за пользование корреспондентским счетом и возмещения почтовых и телеграфных расходов; ответственность сторон и санкции за нарушение условий договора, срок его действия, порядок передачи выписок из счета и их сверки.
Важным фактором эффективности корреспондентских отношений является высокий уровень технической оснащенности банков-корреспондентов, использование программных продуктов, позволяющих осуществлять межбанковские расчеты в режиме реального времени. Технический персонал банка организует работу по налаживанию электронной связи. Бухгалтерский персонал несет от-ветственность за совершение платежей по корреспондентским счетам в очередности платежей, установленной Гражданским кодексом РФ. В целях контроля за своевременностью совершения межбанковских расчетов Банком России установлен порядок учета не оплаченных в срок документов с корреспондентских счетов на отдельных балансовых и внебалансовых счетах, а также ведение отчетности по объему (количеству и сумме) таких документов, что входит в обязанности бухгалтерских работников банка.
Большое внимание персонал банка должен уделять качеству документального оформления межбанковских расчетов, от которого в значительной степени зависит своевременность платежа.
Риски межбанковских расчетных технологий, обусловленные нарушением требований Банка России по оформлению расчетных документов и приводящие к нарушению расчетов, связаны;
• с несовпадением реквизитов, указанных в выписке из корреспондентского счета (субсчета), с реквизитами приложенных расчетных документов, являющихся основанием для проведения операции;
• возвратом сводного платежного поручения без оплаты с корреспондентского счета в Банк России при отсутствии описи и расчетных документов;
• несоответствием наименований, местонахождения, БИК кредитных организаций (филиалов) плательщика и получателя и номеров их корреспондентских счетов (субсчетов) «Справочнику БИК РФ»;
• несовпадением номеров счетов плательщика и получателя средств в части соблюдения допустимой разрядности цифровых знаков;
• несоответствием балансовых счетов второго порядка и кода валюты правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
Расчетные документы, в том числе и магнитные носители (дискеты), содержащие электронные платежные документы, не прошедшие контроль и не принятые к дальнейшей обработке, подразделение расчетной сети Банка России возвращает без оплаты.
Наряду с контролем за документальным оформлением безналичных расчетов центральными задачами банковского персонала по управлению межбанковскими расчетами являются:
поддержание постоянной ликвидности в форме свободных денежных средств на корреспондентских счетах в объеме, необходимом для бесперебойного обеспечения всех платежей по обязательствам, клиентов и банка;
• организация контроля за правильностью и своевременностью проведения межбанковских расчетов;
• создание в каждом банке эффективной системы управления межбанковскими платежными рисками,
В связи с этим необходимо отметить, что поддержание постоянной ликвидности банка как главного фактора бесперебойности и успеха межбанковских расчетов зависит от качества работы в целом менеджмента банка, а не менеджера по расчетам.
Отсутствие необходимых денежных средств на корреспондентских счетах является следствием нарушения ликвидности банковской деятельности. К основным причинам нарушения ликвидности, влияющим на состояние корреспондентских счетов, относятся:
• невозврат кредитов клиентами банка;
• нарушение банками порядка проведения внутрибанковских расчетов, допущение необоснованных овердрафтов по счетам клиентов;
• нарушение лимитов по межбанковским отношениям;
• несвоевременное зачисление средств банкам из-за задержек в расчетах, в том числе по межбанковским кредитам.
Обвальные кризисы рынка межбанковских кредитов в августе 1995-го и 1998 г. приводили к кризису неплатежей и образованию картотек неоплаченных документов к корреспондентским счетам у целого ряда банков. Таким образом, состояние корреспондентских счетов отражает общее финансовое состояние банков и качество работы персонала по управлению ликвидности банка.
Существуют общие и специфические условия поддержания текущей ликвидности банка. К общим условиям относятся эффективное управление активами и пассивами и соблюдение нормативов ликвидности, которые устанавливаются Банком России.
К специфическим приемам поддержания текущей ликвидности относятся: использование межбанковских кредитов, ломбардное кредитование Банка России, использование права внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов, высокий технический уровень обработки информации, обеспечивающий проведение межбанковских расчетов в режиме реального времени и проведение электронных платежей, организация меж- и внутрибанковского клиринга.
Перечисленные направления и приемы работы банковского персонала в сфере организации безналичных расчетов способствуют снижению потребности банков в денежных средствах для поддержания необходимой ликвидности.
Более широкое применение межбанковского клиринга требует решения ряда вопросов в сфере управления межбанковскими расчетами. К ним относится
проблема разработки и установления определенных критериев для банков — участников клиринговых расчетов, в частности по объему и направлению совершаемых платежей; их платежеспособности, лимитам на объемы двустороннего и совокупного кредитования в пределах операционного дня.
Важное значение для функционирования клиринговых расчетов имеет механизм оперативного поддержания текущей ликвидности и обеспечения непрерывности расчетов. В связи с этим целесообразным является объединение и хранение на одном счете (корсчете) в Банке России обязательных и текущих денежных резервов, как это принято во многих развитых странах.
Актуальными являются разработка и совершенствование форм оперативной отчетности по корреспондентским счетам, использование рациональных методик анализа, прогнозирования и контроля состояния и динамики ликвидных средств на корреспондентских счетах.
- Кредитная система. Сущность, виды и функции банков
- Банковские объединения
- Лицензирование: виды лицензий, порядок их предоставления и отзыва в рб
- Органы управления и их компетенции в коммерческом банке
- 5. Порядок регистрации, реорганизации и ликвидации коммерческого банка в рб
- 6. Характеристика банковской системы рб
- 7. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь
- 8 Ресурсы коммерческого банка: структура и виды. Управление
- 9. Активы коммерческого банка: структура и виды. Анализ активов.
- 10. Методы управления активами
- 11. Управление пассивами в коммерческих банках
- 12. Собственный капитал коммерческого банка. Показатели достаточности капитала.
- 13. Управление собственным капиталом.
- 14. Депозитная политика коммерческого банка
- 16. Расчетные операции коммерческих банков
- 17. Риски расчетных операций.
- 15 Управление активами и пассивами в банке
- 1. Метод общего фонда средств:
- 2. Метод распределения активов
- 3. Метод научного управления:
- 18. Формы безналичных расчетов.
- 19. Организация расчетных и кассовых операций в Республике Беларусь
- 20. Межбанковские расчетные операции в рб.
- 21. Управление кредитным портфелем в кб.
- 22. Оценка кредитоспособности.
- 23. Причины и виды кредитных рисков
- 24. Управление кредитными рисками
- 25. Управление процентными рисками
- 26. Валютная и курсовая политика
- 27. Валютное регулирование и контроль в рб.
- 28. Классификация и порядок ведения валютных операций в кб.
- 29. Методы регулирования валютной позиции банка
- 30. Управление валютными рисками.
- 31. Операции банка с драгоценными металлами
- 32. Пассивные операции коммерческого банка с ценными бумагами.
- 33. Активные операции кб с цб.
- 34. Управление портфелем ценных бумаг
- 35. Управление рисками при проведении операций с ценными бумагами
- 36. Лизинговые операции коммерческого банка
- 37. Факторинговые операции банка
- 38. Трастовые операции банка
- 39. Межбанковские расчеты и управление рисками
- 40. Межбанковские кредитные операции и управление рисками
- 41. Цели, задачи и особенности банковского менеджмента.
- 42. Направления банковского менеджмента.
- 43. Оценка качества банковского менеджмента.
- 44. Задачи и принципы организации банковской деятельности.
- 45. Планирование деятельности банка.
- 46. Аналитическая работа в банке.
- 47. Организация внутреннего контроля в банке.
- 48. Внешний контроль в банке. Оценка деятельности банка.
- 49. Сущность и специфика банковского маркетинга.
- 50. Элементы комплекса маркетинга. Маркетинговая среда банка.
- 51. Доходы коммерческого банка
- 52. Расходы коммерческого банка
- 53. Налоги коммерческого банка
- 54.Банковская прибыль: виды и методы расчета.
- 55. Этапы управления прибылью банка
- 56. Методы оценки прибыли банка
- 57. Распределение прибыли в коммерческом банке
- 58. Формы финансовой отчетности банка
- 59.Теории управления ликвидностью банка.
- 60.Ликвидность банка: понятие, факторы, показатели.
- 61. Методы оценки ликвидности
- 62. Анализ ликвидности банка
- 63. Управление риском ликвидности
- 64. Экономические нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков