logo
Лекции ВЭД Яшевой Г

12.6. Валютное регулирование и валютный контроль

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, привели к возникновению проблемы утечки из Беларуси за рубеж валютных средств. Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата Беларуси. Острота проблемы незаконного вывоза капитала, а также хронический дефицит торгового баланса страны побудили Президента и Правительство Республики Беларусь принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которого является валютный контроль).

Система валютного регулирования и валютного контроля регламентируется такими нормативными актами как: Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»; Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»; Указ Президента РБ от 23 февраля 2000 г. № 87 «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь»; Правила проведения валютных операций, утвержденные Постановлением Правления НБ РБ 30.04.2004 г. № 72 и др.

Для того чтобы сориентироваться во множестве нормативных актов валютного законодательства в первую очередь необходимо знать основные термины и понятия, которые употребляются в этих актах.

Валютное регулирование - деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными целями валютного регулирования в Республике Беларусь с позиций эффективной экономики являются:

  1. усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;

  2. стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;

  3. стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности (поощрение промышленного экспорта и создание таких условий для импорта, которые обеспечивали бы развитие импортозамещающих производств).

Органами валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров и Национальный банк; органами валютного контроля – Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет; агентами валютного контроля (т.е. непосредственными исполнителями соответствующих функций) – таможни, банки, министерства, иные республиканские органы и объединения, облисполкомы и Минский горисполком.

На практике валютное регулирование сводится к регламентации расчетов экспортеров с госбюджетом, изъятию наличной иностранной валюты с внутреннего рынка, ограничению действий уполномоченных банков по купле-продаже СКВ на внутреннем валютном рынке, установлению валютного коридора, регламентации открытия счетов нерезидентов, введению правил ввоза-вывоза и пересылки СКВ, а также к валютному контролю.

Расчеты экспортеров с госбюджетом предназначены для пополнения валютного резерва Национального банка. В этих целях 30% валютной выручки предприятий-экспортеров подлежит обязательному обмену уполномоченными банками по официальному курсу белорусского рубля, устанавливаемому Национальным банком, на день поступления валютных средств на транзитный валютный счет. Оставшаяся часть валютных средств зачисляется на текущий валютный счет экспортера и может использоваться на любые цели, разрешенные законодательством.

Исключение составляют предприятия с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых иностранному инвестору принадлежит не менее 30% капитала. Они освобождены от обязательной продажи валютной выручки.

В настоящее время предприятию-резиденту открываются одновременно два счета для зачисления поступлений иностранной валюты: транзитный валютный счет и текущий валютный счет. Указанные счета ведутся параллельно, то есть валютная выручка, поступающая за экспорт работ, услуг, зачисляется сначала в полном объеме на транзитный валютный счет, а затем после обязательной продажи экспортной выручки остаток зачисляется на текущий валютный счет предприятия и может быть использован на любые цели, разрешенные законом.

Меры по изъятию наличной валюты с внутреннего рынка сводятся к тому, что осуществление расчетов в иностранной валюте по сделкам между гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь почти полностью запрещено. Сфера и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте регламентируются Национальным банком.

Деятельность уполномоченных банков по купле-продаже СКВ на внутреннем валютном рынке в Республике Беларусь лицензируется. Специальные разрешения (лицензии) выдаются Национальным банком.

Национальный банк устанавливает также порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Республики Беларусь.

Система валютного контроля введена с целью предотвращения «бегства капитала» (иностранной валюты) за рубеж. Чтобы уклониться от принудительного обмена СКВ, экспортеры оставляют полученную валютную выручку на счетах зарубежных банков.

Основными каналами утечки валюты являются также авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товаров, а также зачисление валюты на зарубежные счета белорусских резидентов.

Для соблюдения норм финансовой деятельности всеми экспортерами и импортерами вводится система валютного контроля, основанная на жесткой увязке стекающихся в банки потоков таможенной и банковской информации о расчетно-платежных операциях, о пересечении товаром таможенной границы и о поступлении соответствующей валютной выручки.

Так, в соответствии с законодательством, белорусские субъекты хозяйствования должны обеспечить поступление:

В соответствии с Постановления Правления Национального банка от 11 ноября 2008 г. № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» запрещено проведение импортером платежей в пользу нерезидента по импортным операциям до поставки нерезидентом товаров, выполнения работ, оказания услуг. Таким образом, запрещается осуществлять авансовые платежи по импортным сделкам. В некоторых случаях авансовые платежи допускаются при наличии у импортера разрешения Национального банка Республики Беларусь.

Для осуществления возможности проведения валютного контроля участники внешнеэкономической деятельности оформляют паспорт сделки по экспортному (импортному) контракту.

В некоторых случаях оформлять паспорт сделки не нужно (например, если общая стоимость товаров по договору не превышает в эквиваленте 3000 евро, либо когда ввозимые товары приобретены в розничной торговле за границей).

Паспорт сделки (ПС) - это базовый документ для осуществления валютного контроля в сфере импортных и экспортных операций. В нем содержатся основные сведения, необходимые для осуществления валютного контроля.

В паспорте сделки должны быть указаны: реквизиты банка; реквизиты импортера и экспортера; реквизиты иностранного поставщика; реквизиты и условия контракта; в случае превышения срока поставки 90 календарных дней — дата и номер лицензии Нацбанка.

Достоверность данных, указанных в паспорте сделки, проверяется с позиции соответствия их контракту и нормам законодательства. Завизировав паспорт сделки, банк открывает досье на экспортера или импортера и принимает данный контракт на расчетное обслуживание, выражая этим согласие на выполнение контрольных функций за поступлением валютной выручки.

Копия паспорта сделки предъявляется декларантом при таможенном оформлении. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с данными грузовой таможенной декларации и других представленных документов. По завершении таможенного оформления товаров, ввезенных на территорию Беларуси, ГТК РБ на основании грузовой таможенной декларации составляет учетную карточку импортируемых товаров. Карточка вносится в реестр, выписки из которого регулярно направляются в банк для подтверждения обоснованности платежей и последующего их возврата.

На основании данных карточки банк контролирует перевод валюты в Республику Беларусь и из страны.

По завершении внешнеторговой операции досье по паспорту импортной (экспортной) сделки закрывается и сдается в архив уполномоченного банка, где хранится в течение 5 лет.