logo
Лекции ВЭД Яшевой Г

10.1. Экономическая целесообразность использования посредников

Предпринимателю, планирующему заняться экспортной деятельностью, следует решить, кто именно будет выполнять в этой связи некоторые важные функции по продаже товара - само предприятие (прямая продажа) или фирмы-посредники по заключенным с ними контрактам (непрямая продажа).

Прямая продажа используется экспортером в целях установления более жесткого контроля над операциями и получения более высокой прибыли. При таком подходе производитель обычно продает свою продукцию непосредственно на иностранном рынке. Он может продавать ее: а) представителю своей фирмы по сбыту или агенту по продаже, работающему за комиссионные; б) иностранному оптовику, который получает право собственности на продукцию и зарабатывает прибыль на этапе продажи товаров конечному потребителю. При продаже потребительских товаров фирма может контактировать с иностранными розничными торговцами, высылая им каталоги, приглашая на торговые ярмарки или посылая к ним своих агентов по сбыту. Продажа промышленных товаров, изготавливаемых в соответствии с заявкой-спецификацией, адресована непосредственно конечным потребителям.

Если фирма выбирает вариант прямых продаж, ей необходимо создать собственную экспортную службу.

Посредники — это лица и фирмы, содействующие обращению товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. В ряде случаев нецелесообразно создание собственного внешнеторгового подразделения, выгоднее использовать услуги посреднических организаций. В функции посредников могут входить: подыскивание иностранных партнеров, подготовка документов для совершения сделок и их совершение, транспортно-экспедиторские операции, кредитно-финансовое обслуживание, страхование товаров, рекламирование товаров, послепродажное обслуживание, изучение и анализ рынков сбыта, выполнение таможенных формальностей и др.

Привлечение посредников позволяет снизить издержки обращения, ускорить оборот капитала, эффективнее учитывать конъюнктуру рынка. Внешнеторговые посредники имеют опыт работы на внешних рынках и привлекают к этой работе квалифицированных специалистов. В силу высокой стоимости оплаты труда такого рода экспертов фирмы, как правило, привлекают внешних специалистов на начальном этапе экспортной деятельности. Впоследствии соответствующие подразделения можно создать у себя.

Посредники юридически независимы от производителей, потребителей и других посреднических организаций. Их связывают с ними договорные отношения. Сбытовые и закупочные отделы в составе одного юридического лица посредниками не являются.

Несмотря на то, что посредники взимают за свои услуги вознаграждение, их привлечение дает изготовителям, продавцам и покупателям товаров и услуг следующие преимущества:

Осуществление сбыта через торгово-посреднические фирмы имеет и определенные недостатки. Главный из них – это то, что экспортер лишается непосредственных контактов с рынком сбыта. Кроме того, размер сбыта ставится в зависимость от добросовестности и активности торгового посредника.

Продавцы и покупатели товаров и услуг прибегают к помощи посредников только в том случае, если сумма выплачиваемого посредникам вознаграждения ниже, чем возможные затраты продавцов и покупателей по самостоятельному сбыту или приобретению необходимых им товаров и услуг.

Существуют моменты, когда использование услуг посредников является не только оправданным, но даже необходимым средством эффективности внешней торговли. Это исторически сложившиеся обычаи ведения внешнеторговых операций или законодательство какого-либо рынка, требующие использование посреднических услуг национальных фирм; новизна или недостаточная изученность рынка; выход на знакомый рынок с новым товаром; специфика товара; размеры фирмы-экспортера.