47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов
Под налоговым спором следует понимать протекающий в установленной законом форме и разрешаемый компетентным государственным органом юридический спор (спор о субъективном праве) между государством, с одной стороны, и иными участниками налогового правоотношения – с другой, связанный с исчислением и уплатой налогов.
Таким образом, наиболее существенными признаками налоговых споров, определяющими их правовую природу, являются следующие:
1) объект (предмет) спора – характер спорного правоотношения;
2) субъектный состав;
3) протекание в установленной законом форме и разрешение компетентным государственным органом.
Объектом (предметом) налогового спора является правоотношение, связанное с исчислением и уплатой налогов, т. е. данная категория споров возникает в ходе реализации налоговых правоотношений. Это положение является настолько элементарным, что его зачастую упускают из вида практические работники, совершая серьезные ошибки.
Налоговый спор возникает между государством, с одной стороны, и иным участником налогового правоотношения - с другой.
От лица государства в сфере налогообложения выступают специально уполномоченные им органы – государственные налоговые инспекции и органы налоговой полиции. Следует учитывать, что они отнесены законом к числу органов специальной компетенции, поэтому законодательные акты исчерпывающим образом определяют их полномочия и цели деятельности. За пределами этих полномочий и функций названные органы некомпетентны решать какие-либо вопросы, выступать от имени государства.
В качестве субъекта, противостоящего государству в налоговом правоотношении и соответственно налоговом споре, может выступать не только налогоплательщик, но и другое лицо, на которое возложены определенные обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов («источники доходов», банки и иные кредитные организации).
Под налогоплательщиком в арбитражно-судебной практике понимается лицо, имеющее тот или иной объект налогообложения (прибыль, доход, имущество и др.) и в связи с этим обязанное уплачивать соответствующий налог. При этом следует иметь в виду, что действующее налоговое законодательство, вопреки канонам гражданского права, наделяет налоговой правосубъектностью (т.е. качествами налогоплательщика) не только юр. и физ.лица, но и филиалы, представительства и другие обособленные подразделения. На этих субъектов возлагаются все обязанности налогоплательщиков, к ним могут применяться финансовых санкции. Это обстоятельство зачастую не учитывается налогоплательщиками.
Налоговый спор протекает и разрешается в установленной законом форме. Применительно к налоговому спору законодательство установило две формы его разрешения – административную и судебную.
Основой административного порядка защиты прав налогоплательщика служит полномочие вышестоящих налоговых органов и должностных лиц отменять или изменять решения нижестоящих. Вместе с тем на практике выявляются некоторые недостатки административной формы разрешения налоговых споров, среди которых отмечаются:
а) административная жалоба может подаваться в вышестоящую налоговую инспекцию лишь в случае принятия нижестоящей инспекцией решения об отклонении жалобы налогоплательщика. Таким образом, административный порядок обжалования может быть пресечен простым уклонением налоговой инспекции первого звена от принятия какого-либо решения по жалобе;
б) закон установил сокращенный месячный срок для подачи административной жалобы в вышестоящий налоговый орган, в то время как при обращении в суд действует общий 3-годичный срок исковой давности.
Арбитражные дела по спорам с участием налоговых органов можно условно разделить на 3 категории в зависимости от вида субъектов спорного правоотношения и их процессуального положения:
1) дела по искам юр. лиц к налоговым органам;
2) дела по искам налоговых органов к гражданам-налогоплательщикам;
3) дела по искам налоговых органов к юр. лицам.
Первая категория споров в практике арбитражных судов является наиболее многочисленной, что объясняется предоставленным государственным налоговым инспекциям и органам налоговой полиции правом взыскивать в бесспорном (внесудебном) порядке суммы недоимок и финансовых санкций с юридических лиц. Поэтому именно налогоплательщики – юр. лица вынуждены обращаться в арбитражный суд для защиты своих прав и законных интересов.
- 1. Понятие, предмет, метод финансового права
- 2. Система финансового права
- 3. Принципы финансового права
- 4. Источники финансового права
- 5. Понятие финансовой системы
- 6. Финансовые правоотношения: их особенности и виды
- 7. Финансовая деятельность государства
- 8. Понятие и значение финансового контроля
- 9. Понятие и виды методов финансового контроля
- 10. Государственный финансовый контроль
- 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- 12. Страхование как институт финансовой системы
- 13. Бюджетное право и его источники
- 14. Понятие, роль и функции бюджета
- 15. Бюджетное устройство рф: организация, принципы построения
- 16. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета
- 17. Понятие и значение бюджетной классификации
- 18. Понятие и стадии бюджетного процесса
- 3) Утверждение бюджета:
- 19. Бюджетное финансирование
- 20. Внебюджетные средства
- 21. Налоговое право и его источники
- 22. Характеристика налоговых правоотношений
- 23. Права и обязанности налогоплательщиков
- 24. Права и обязанности налоговых органов
- 25. Характеристика налогов и сборов в рф
- 26. Характеристика акцизов
- 27. Банковское право и его источники
- 28. Понятие и виды кредитных организаций
- 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг
- 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации
- 31. Органы управления кредитной организации
- 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации
- 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации
- 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы
- 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации
- 36. Организационно-правовой статус цб рф
- 37. Цели деятельности и функции цб рф
- 38. Указания, положения и инструкции цб рф
- 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф
- 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов
- 41. Организация денежного обращения. Денежно-кредитная политика цб рф
- 42. Банковские операции и сделки цб рф
- 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф
- 44. Валютное регулирование в рф
- Глава 4 фз от 10.12.2003 № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в рф:
- 45. Правовое регулирование финансов предприятий
- 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений
- 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов
- 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов
- 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права
- 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности